
Мысли, изложенные в статье Главы государства «Взгляд в будущее: духовная модернизация общества», долгое время витали в воздухе. Абсолютно правильно говорит Президент Казахстана, что без нашего собственного этнического наследия невозможно представить будущее страны, как не может существовать здание без фундамента. Культурное наследие, состоящее из материального и нематериального богатства, характеризуется глубоким своеобразием философско-эстетических достижений, аккумулированных на протяжении нескольких столетий.
Если говорить о материальной культуре, то наиболее выразительно суть национального своеобразия, культурно-цивилизационной идентичности казахского народа проявлена в декоративно-прикладном искусстве. Казахстан находится в центре Евразии, что обусловило контактность с окружающими соседними народами. Полуоседлый и преобладающий кочевой образ жизни в природной среде способствовал отсутствию ксенофобии у казахов и восприятию окружающего мира как целостного мироздания. Отсюда исходит восприимчивость ко всему интересному, заслуживающему внимания художественным проявлениям иноэтничных культур. Впитывались казахским народом те иноэтничные творческие достижения, которые могли сочетаться с собственными художественными наработками. Воспринятые мотивы интерпретировались сообразно местным традициям, что приводило к обогащению и развитию казахского народного искусства.
Если ранее в исследованиях декоративно-прикладного искусства казахов обращалось важное внимание на художественно-технические особенности, культурные взаимосвязи с другими этносами, то сейчас в фокусе моего внимания – символика и выявление этнокодов в этой форме творческой деятельности казахского народа. Данный вид народного искусства, характеризующийся красочным разнообразием декоративных средств и многомерным смысловым содержанием, играет роль своеобразного камертона в художественной самоидентификации казахского народа. Более 40 лет я изучаю произведения декоративно-прикладного искусства, но до сих пор меня удивляет его прекрасное ювелирное направление, войлочные изделия, вышивка и многое другое. Ведь талантливый народный мастер вкладывал в свое изделие часть души, свою фантазию, что и определяет магнетизм многих произведений прикладного искусства.
Чем больше изучаешь, тем больше проникаешь в суть этих предметов, больше улавливаешь тайный смысл вещей. Когда внимательно проникаешь в смысловые наполнения, вложенные в декоративные композиции: орнамент, формы, находишь гениальные художественные решения. В произведениях ювелирного искусства удалось расшифровать и криптограмму. Казахи в прикладном искусстве отображали мироздание.
Богатство фантазии в мышлении казахов блестяще реализовалось в орнаментальном творчестве, развитие которого определилось условиями кочевого быта. Необходимость устилать пол красочными коврами привела к отрицанию изображений живых существ, впоследствии узаконенных канонами ислама. В далеком прошлом орнамент был понятен для всех и представлял собой своеобразный художественный текст. Необходимость отображать окружающий мир через условный орнамент стимулировала у казахов склонность к абстрактному мышлению.
Лучшие произведения ювелирного, кошмовойлочного, тканого, вышивального, деревообрабатывающего и кожевенного искусства, демонстрирующие взлет художественного гения народного коллектива, представляют собой уникальный вклад казахского народа в общемировую сокровищницу. Не побоюсь сказать, что в мировой фонд народного творчества мы внесли свою достойную региональную лепту.
Традиционный народный этикет, обычаи, обряды, народная музыка – это наше нематериальное наследие. Традиционный этикет – другая сфера моих научных интересов. В нем, как показало исследование, содержится ценная информация, позитивные примеры, которые должны впитываться современной молодежью. Это наследие оттачивалось и кристаллизовалось в течение нескольких веков. По сути, выбиралось все самое ценное, целесообразное и логическое. Этикетные конструкции, которые не имели практического значения, уходили в прошлое.
В течение 20 лет я ездила по аулам и видела, что казахский народ уделял очень большое внимание нравственности. Понятие греха имеет у казахов свои этнические особенности. Если состоятельный человек не оказал поддержку нуждающемуся (в особенности родственнику), это расценивалось как нравственный порок. Особенно большим грехом считалось не оказать достойного гостеприимства – за это даже платили штраф – аип. Наверняка в мире нет ни одного народа, у которого было бы наказание за плохое гостеприимство. Возможно, эта нравственная подоплека, связана с кочевым образом жизни, поэтому и приняла форму закона. Степняки оказывали щедрое гостеприимство людям, преодолевающим длинный путь, путешественникам. Считалось, что гость, приехавший издалека, – посланник бога.
Монография в двух томах «Традиционный народный этикет» выпущена в цифровом варианте, со всеми иллюстрациями, и этот труд доступен для всех. В ней изложены правила степного этикета, что вполне применимо и к современной жизни, молодежь может почерпнуть много полезного и нужного. Этикет представляет сложную структурированную систему, призванную гармонизировать отношения членов социума. В книге рассмотрены структура, выразительные средства традиционного этикета, ценностные ориентиры. В труде описаны бытовой, праздничный, стратификационный этикет (семейно-родственный, половозрастной, социально-имущественный, профессиональный, ситуационный). Также представлен этикет, связанный с семейно-правовыми нарушениями, судебными делами, внутриэтническими, межэтническими столкновениями и похоронной обрядностью. Этикет пронизывает все сферы жизни.
Это говорит о том, что у кочевого народа была глубокая философия. Многие иностранные путешественники при характеристике менталитета казахов обращали внимание на богатую образность языка, необыкновенное красноречие и способность к импровизации, страсть к загадкам (основная канва на молодежных сборищах) и интеллектуальным играм («тоғыз құмалақ»), живость характера и одновременно склонность к глубоким раздумьям о бытие и небытие. Более того, живя в степи, в единении с природой, казахи больше всего обращали внимание на звездное небо, что обусловило формирование склонности к абстрактному мышлению, пристрастия к космосу, что нашло выражение в культе неба – «Көк тәңір».
Что такое национальная идентичность? Это прежде всего осмысление общности и единства своего этноса, целостности территории, достойная оценка своего культурного наследия. Наше национальное искусство, как показали выездные выставки, очень интересно ученым, музейным сотрудникам как ближнего, так и дальнего зарубежья. В этом можно было убедиться во время моей лекции о ювелирном искусстве казахов в Лондоне. Поэтому, если мы хотим быть интересны мировому сообществу, мы должны презентовать в первую очередь свое национальное искусство и современные художественные достижения.
Мы сами воспринимаем любую страну через их культурные наработки. В этом плане у каждого народа есть искусство (народное и профессиональное), а также имена выдающихся людей (ученых, писателей, композиторов, певцов, музыкантов, танцовщиков, художников, кинорежиссеров, актеров и т. д.). Вместе с тем мы не должны отставать от позитивных тенденций мировой культуры, чтобы не оказаться на периферии. Не забывая и впитывая наши традиционные ценности, осмысливая все позитивное из нашей современной культуры, мы должны воспринимать достижения всего человечества. Совершенно правильно говорит Глава государства, что мы должны участвовать в процессе модернизации в мировом масштабе. Это все возможно, если использовать такой фактор, как «личность», обратить больше внимания на творческий потенциал, который пока не задействован в должной мере. Ставку мы должны делать и на нашу талантливую молодежь, брать все самое лучшее в мире, смотреть в будущее и идти вперед.