Хватит ли батареям тепла?

2670
Юлия Пулина, область Улытау

В грядущий отопительный сезон на Жезказганской ТЭЦ запустят четыре котла.

фото автора

Жезказган, где нынче были отремонтированы самые проблемные участки местных тепловых магистралей и внутриквартальных сетей, входит в пятерку казахстанских городов, подготовка к зиме которых находится в зоне пристального внимания Правительства. Кроме административного центра области Улытау трудности с подготовкой систем отопления отмечены также в Актау, Темиртау, Экибастузе и Риддере.

За истекший год Жезказган посетил ряд правительственных делегаций, а также сенаторы и мажилисмены. По итогам их рабочих поездок возможность подготовки Жезказганской ТЭЦ к зиме всякий раз ставилась под сомнение: уровень изношенности энергетического оборудования станции достигал 74%. То есть теп­лоэнергоцентраль более чем на две трети выработала свой ресурс.

Не случайно дважды нынешним­ летом здесь происходили аварийные ситуации. Не меньшие опасе­ния у депутатов Парламента вызывает и состояние городских теплосетей.

В начале сентября текущего года сенаторы обратили внимание Премьер-министра Алихана Смаи­лова на существующую угрозу срыва работ по подготовке к зиме. Особенно если учесть, что новый отопительный сезон 2023⁄24 года в Жезказгане стартует уже 10 октября.

О том, что сделано за лето и хватит ли батареям тепла, рассказал аким Жезказгана Кайрат Шайжанов. Как глава города, ответственный за подготовительные мероприятия, он не согласен с пессимистическими прогнозами депутатов и на выезде наглядно разъяснил корреспонденту «Казахстанской правды» текущее положение дел.

– Когда говорят, что высок риск срыва отопительного сезона, это не более чем преувеличение, – считает Кайрат Шайжанов. – Официально заявляю: уровень подготовки к предстоящему отопительному сезону значительно выше, чем в прошлом году. Нынче в постоянную работу будет запущено четыре котла – пятый, шестой, седьмой и одиннадцатый. Плюс два резерв­ных, всего шесть. Разница между минувшим и предстоящим зимними сезонами в том, что в 2023 году сразу два котла поставили на кап­ремонт, в прошлом же году проводили только текущие ремонты. Четвертый после капитальной починки запустим к 20 октября.

Текущий и капитальный ремонты отличаются не только по степени эффективности, но и по объему финансирования, который в последнем случае значительно выше. Сегодня на капремонте четвертого котла заняты 120 человек.

– Эту работу необходимо провести, поскольку в минувший сезон на котлоагрегатах случались аварии, даже остановки, – пояснил Кайрат Шайжанов. – После капремонта каждый котел обновляется на 70 процентов.

Необходимая реконструкция проводится и на другом оборудовании. Из 19 бойлеров шесть уже готовы – ровно столько нужно, чтобы войти в отопительный сезон. Из 13 сетевых насосов профилактический ремонт окончен на шести. Завершается капремонт и одного из турбогенераторов.

Глава города обратил внимание на достаточный запас угля в Жезказгане.

– Его объемов хватит на 50 суток при нормативе неснижаемого запаса каменного топлива на 20 дней, – отметил он. – В прошлом году вагоны с углем, предназначавшимся для региона, дваж­ды сходили с рельсов в районе станции Карабас. Как следствие, случались задержки по отгрузке, запасы снижались по объемам до 17–18 дней. Это критические показатели, поэтому приходилось нагонять. В нынешнем году решили запастись впрок.

Возвращаясь к капремонту оборудования ТЭЦ, глава города напомнил, что эти работы проводятся согласно программе «Тариф в обмен на инвестиции», предложенной Правительством.
И сегодня главная задача властей, руководства теплоэлектроцент­рали – не допустить срывов, и не дай бог повторения такой коммунальной катастрофы, которая в минувшую зиму произошла в Экибастузе.

Кстати, в прошлую зиму, по словам акима Жезказгана, на ТЭЦ также работали четыре котла. Но почему же жалобы горожан на нехватку тепла в домах не прекращались до весны?

– В прошлом году ТЭЦ давала достаточный объем тепловой энергии, однако наши сети не могли его принять из-за высокой изношенности, – пояснил Кайрат Шайжанов. – Когда давление нужно было поднимать до восьми атмосфер, мы давали шесть – шесть с половиной, а это тоже влияет на температуру в доме.

При этом он заверил, что коммунальщики выдерживали температурный режим. В Жезказгане три тепловые магистрали: третья, девятая и одиннадцатая, самая протяженная. Замену аварийных участков одиннадцатой магистрали начали от самого ее начала – промводозабора.

– По идее, планировали заменить другой участок трубопровода до повысительной насосной станции, – отметил аким, – но в итоге приняли решение пойти в другую сторону и заменить самые изношенные участки.

Стоит отметить, что последний раз магистральные трубы меняли 11 лет назад, из-за жесткой воды и агрессивной среды обычные трубы быстрее выходят из строя. Поэтому сегодня в проектах по замене участков тепловой магистрали используют только качественный материал: новые трубы закупают на Челябинском и Новосибирском трубопрокатных заводах.

Каждая труба, привезенная поставщиком, подвергается жесткой проверке. Как пошутил аким, чтобы «не впарили крашеное старье». Проверки тщательные, начиная с центра сертификации вплоть до подтверждения изготовителя по маркировке. Защиту для них – жесткий каркас для наружных работ изготавливают в Астане. Для подземных используют пластик, все согласно проекту, все под контролем.

Еще один важный момент. Замена тепловых сетей проводится в три очереди. В текущем году планировали заменить лишь пятую часть 11-й магистрали протяженностью 3,8 км – участок в 800 метров. На эти цели из республиканского бюджета выделили 1 млрд тенге. Однако уровень изношенности на большей части трубопровода был слишком серьезен – в прошлом году отопление города дважды «останавливали» из-за серьезных аварий. Спасала относительно теплая погода.

Чтобы нормально пройти отопительный сезон, аким области Улытау Берик Абдыгалиулы обратился в Правительство с просьбой о выделении дополнительного финансирования на замену самых уязвимых участков тепловой магистрали.

– Приезжали министры, вице-премьер Роман Скляр, всем обрисовали ситуацию, – рассказал Кайрат Шайжанов. – В итоге было выделено еще 2,6 миллиарда тенге, чтобы довести работы до логического финала. Работы находятся на стадии завершения, по их окончании полностью обновится до 55 процентов 11-й магистрали. По новым трубам можно будет подать то давление, которое необходимо, чтобы конечные абоненты могли получить качественное отопление.

Общая протяженность тепловых сетей в Жезказгане составляет 398 км. Из них 60 км – магистральные. Самые аварийные их участки в нынешнем году отремонтированы, плюс 1,8 млрд тенге из местного бюджета потрачено на ремонт внутриквартальных сетей.

– В общей сложности мы потратим около восьми миллиардов тенге на тепловые сети, – отметил Кайрат Шайжанов. – Такого никогда в Жезказгане не было. С 2012 года здесь поочередно меняли небольшие участки труб – от пяти до 30 метров, зачастую в разное время, на одной и той же улице. Жители города и сегодня жалуются на раскопы, отключения горячей воды, но по-другому пока никак.

В целом, отметил аким Жезказгана, чтобы полностью привести жилищно-коммунальную сферу города в порядок, потребуется не менее пяти лет.

Популярное

Все
Завершился 22-й раунд переговоров по Сирии
Будем здесь учиться на хорошо и отлично
Увеличить объем подачи питьевой воды в Актау обещают до конца ноября
Дорогу и возможности – молодым
Будущее детей родители связывают с новой школой
Ни закупочных цен, ни субсидий
В Петропавловске состоялась международная выставка голубей
В Алматы прошел творческий вечер поэтессы и певицы Аксункар Акынбаба
Музыкальная машина времени
Инновации и инклюзивность
«Казаханимация» запустила серию международных мастер-классов
Точки духовного притяжения
Урок мужества провели в Нацгвардии
Пришел в кино, а там...
Легенда купеческой эпохи оживает в Петропавловске
Доля шутки
Ироническая сказка для взрослых
Музейный уголок
Молодое пополнение принимает присягу
Итоговая проверка
Казахской государственности – 12 веков, 12 столетий
Водителя арестовали из-за стикера на госномере в Жамбылской области
Второе рождение трассы
Продукцию из четырех областей везут на очередную ярмарку в Астану
Директоров школ и завучей в Караганде лишили доплаты
Метель и гололед прогнозируются в Казахстане до пятницы
Больничный теперь не подделаешь
До золота рукой подать
Фуры двинулись в обход мегаполиса
Нацбанк сообщил о переходе на международный стандарт ISO 20022
Мы будем привлекать инвестиции в туристическую отрасль ВКО для ее продвижения на международном уровне
Кто и как охотится за нашими детьми?
Димаш Кудайберген выступил в Елисейском дворце
Движение ограничили на трассе в Карагандинской области
Осмысливая «Средний коридор»
Казахстанский борец возглавил мировой рейтинг UWW
Шесть рейсов не могут вылететь из аэропорта Астаны
Строительство завода будет возобновлено
Макпал Жунусова пожаловалась на FlyArystan
Успешные педагоги вдохновляют на успех
Более 30 лет «пряничный домик» привлекает горожан и туристов в Семее
Отключения света и подачи воды стали обыденным явлением в Алматинской области
Реконструкция близится к завершению
Премий для госслужащих больше не будет
Пассажир в Шымкенте – «заяц» поневоле?
Обувная фабрика мощностью 200 тысяч пар в год появится в Шымкенте
Россельхознадзор нарушает условия Договора о ЕАЭС - депутат Ходжаназаров
Чеченка с казахской душой
Этот день изменил судьбу
Ставки по депозитам населения снижаются – аналитики
Какой должна быть новая концепция национальной истории
Восстановить утраченную популяцию куланов в Костанайской области пытаются ученые
Последняя в этом году сельскохозяйственная ярмарка проводится в Астане
В Казахстане утвердили нормы потребления тепловой энергии
Резкое похолодание ожидается в Казахстане в эти выходные
Засоряют Большой Алматинский канал
Президент прибыл с рабочим визитом в Казань
Редкие породы собак представили на международной выставке «Созвездии псовых» в Алматы
Шатры и юрты Великой степи
В Алматы будут выпускать лекарство от рака молочной железы

Читайте также

Интересы сельчан многогранны
Без молока регион не останется
Поголовье росло лишь на бумаге
Цыплят считают круглый год

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]