Хватит ли батареям тепла?

3519
Юлия Пулина, область Улытау

В грядущий отопительный сезон на Жезказганской ТЭЦ запустят четыре котла.

фото автора

Жезказган, где нынче были отремонтированы самые проблемные участки местных тепловых магистралей и внутриквартальных сетей, входит в пятерку казахстанских городов, подготовка к зиме которых находится в зоне пристального внимания Правительства. Кроме административного центра области Улытау трудности с подготовкой систем отопления отмечены также в Актау, Темиртау, Экибастузе и Риддере.

За истекший год Жезказган посетил ряд правительственных делегаций, а также сенаторы и мажилисмены. По итогам их рабочих поездок возможность подготовки Жезказганской ТЭЦ к зиме всякий раз ставилась под сомнение: уровень изношенности энергетического оборудования станции достигал 74%. То есть теп­лоэнергоцентраль более чем на две трети выработала свой ресурс.

Не случайно дважды нынешним­ летом здесь происходили аварийные ситуации. Не меньшие опасе­ния у депутатов Парламента вызывает и состояние городских теплосетей.

В начале сентября текущего года сенаторы обратили внимание Премьер-министра Алихана Смаи­лова на существующую угрозу срыва работ по подготовке к зиме. Особенно если учесть, что новый отопительный сезон 2023⁄24 года в Жезказгане стартует уже 10 октября.

О том, что сделано за лето и хватит ли батареям тепла, рассказал аким Жезказгана Кайрат Шайжанов. Как глава города, ответственный за подготовительные мероприятия, он не согласен с пессимистическими прогнозами депутатов и на выезде наглядно разъяснил корреспонденту «Казахстанской правды» текущее положение дел.

– Когда говорят, что высок риск срыва отопительного сезона, это не более чем преувеличение, – считает Кайрат Шайжанов. – Официально заявляю: уровень подготовки к предстоящему отопительному сезону значительно выше, чем в прошлом году. Нынче в постоянную работу будет запущено четыре котла – пятый, шестой, седьмой и одиннадцатый. Плюс два резерв­ных, всего шесть. Разница между минувшим и предстоящим зимними сезонами в том, что в 2023 году сразу два котла поставили на кап­ремонт, в прошлом же году проводили только текущие ремонты. Четвертый после капитальной починки запустим к 20 октября.

Текущий и капитальный ремонты отличаются не только по степени эффективности, но и по объему финансирования, который в последнем случае значительно выше. Сегодня на капремонте четвертого котла заняты 120 человек.

– Эту работу необходимо провести, поскольку в минувший сезон на котлоагрегатах случались аварии, даже остановки, – пояснил Кайрат Шайжанов. – После капремонта каждый котел обновляется на 70 процентов.

Необходимая реконструкция проводится и на другом оборудовании. Из 19 бойлеров шесть уже готовы – ровно столько нужно, чтобы войти в отопительный сезон. Из 13 сетевых насосов профилактический ремонт окончен на шести. Завершается капремонт и одного из турбогенераторов.

Глава города обратил внимание на достаточный запас угля в Жезказгане.

– Его объемов хватит на 50 суток при нормативе неснижаемого запаса каменного топлива на 20 дней, – отметил он. – В прошлом году вагоны с углем, предназначавшимся для региона, дваж­ды сходили с рельсов в районе станции Карабас. Как следствие, случались задержки по отгрузке, запасы снижались по объемам до 17–18 дней. Это критические показатели, поэтому приходилось нагонять. В нынешнем году решили запастись впрок.

Возвращаясь к капремонту оборудования ТЭЦ, глава города напомнил, что эти работы проводятся согласно программе «Тариф в обмен на инвестиции», предложенной Правительством.
И сегодня главная задача властей, руководства теплоэлектроцент­рали – не допустить срывов, и не дай бог повторения такой коммунальной катастрофы, которая в минувшую зиму произошла в Экибастузе.

Кстати, в прошлую зиму, по словам акима Жезказгана, на ТЭЦ также работали четыре котла. Но почему же жалобы горожан на нехватку тепла в домах не прекращались до весны?

– В прошлом году ТЭЦ давала достаточный объем тепловой энергии, однако наши сети не могли его принять из-за высокой изношенности, – пояснил Кайрат Шайжанов. – Когда давление нужно было поднимать до восьми атмосфер, мы давали шесть – шесть с половиной, а это тоже влияет на температуру в доме.

При этом он заверил, что коммунальщики выдерживали температурный режим. В Жезказгане три тепловые магистрали: третья, девятая и одиннадцатая, самая протяженная. Замену аварийных участков одиннадцатой магистрали начали от самого ее начала – промводозабора.

– По идее, планировали заменить другой участок трубопровода до повысительной насосной станции, – отметил аким, – но в итоге приняли решение пойти в другую сторону и заменить самые изношенные участки.

Стоит отметить, что последний раз магистральные трубы меняли 11 лет назад, из-за жесткой воды и агрессивной среды обычные трубы быстрее выходят из строя. Поэтому сегодня в проектах по замене участков тепловой магистрали используют только качественный материал: новые трубы закупают на Челябинском и Новосибирском трубопрокатных заводах.

Каждая труба, привезенная поставщиком, подвергается жесткой проверке. Как пошутил аким, чтобы «не впарили крашеное старье». Проверки тщательные, начиная с центра сертификации вплоть до подтверждения изготовителя по маркировке. Защиту для них – жесткий каркас для наружных работ изготавливают в Астане. Для подземных используют пластик, все согласно проекту, все под контролем.

Еще один важный момент. Замена тепловых сетей проводится в три очереди. В текущем году планировали заменить лишь пятую часть 11-й магистрали протяженностью 3,8 км – участок в 800 метров. На эти цели из республиканского бюджета выделили 1 млрд тенге. Однако уровень изношенности на большей части трубопровода был слишком серьезен – в прошлом году отопление города дважды «останавливали» из-за серьезных аварий. Спасала относительно теплая погода.

Чтобы нормально пройти отопительный сезон, аким области Улытау Берик Абдыгалиулы обратился в Правительство с просьбой о выделении дополнительного финансирования на замену самых уязвимых участков тепловой магистрали.

– Приезжали министры, вице-премьер Роман Скляр, всем обрисовали ситуацию, – рассказал Кайрат Шайжанов. – В итоге было выделено еще 2,6 миллиарда тенге, чтобы довести работы до логического финала. Работы находятся на стадии завершения, по их окончании полностью обновится до 55 процентов 11-й магистрали. По новым трубам можно будет подать то давление, которое необходимо, чтобы конечные абоненты могли получить качественное отопление.

Общая протяженность тепловых сетей в Жезказгане составляет 398 км. Из них 60 км – магистральные. Самые аварийные их участки в нынешнем году отремонтированы, плюс 1,8 млрд тенге из местного бюджета потрачено на ремонт внутриквартальных сетей.

– В общей сложности мы потратим около восьми миллиардов тенге на тепловые сети, – отметил Кайрат Шайжанов. – Такого никогда в Жезказгане не было. С 2012 года здесь поочередно меняли небольшие участки труб – от пяти до 30 метров, зачастую в разное время, на одной и той же улице. Жители города и сегодня жалуются на раскопы, отключения горячей воды, но по-другому пока никак.

В целом, отметил аким Жезказгана, чтобы полностью привести жилищно-коммунальную сферу города в порядок, потребуется не менее пяти лет.

Популярное

Все
Вручены награды лучшим шахматистам
Единовременную соцвыплату получат пенсионеры
Плей-офф начинается с сенсации
Музыка нового поколения
Не забудем!
Фестиваль российского кино прошел в Астане в пятый раз
В Москве состоялся творческий вечер памяти казахской поэтессы Марфуги Бектемировой
Трагедии научили ценить единство
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Определены 100 лучших школ Казахстана по итогам года
Кызылординским студентам вручили направления на учебу в зарубежные заведения
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
Потепление до 35 градусов ожидается в Казахстане
В Жастаре построили ферму XXI века
Тайна массового захоронения динозавров у «Реки Смерти»: учёные ближе к разгадке
В Павлодаре из-за пожара в такси пострадали четыре человека
Филиал Челябинского государственного университета откроют в Костанае
Досаев покинул должность акима Алматы
Новая услуга стала доступной казахстанцам в eGov Mobile
Астана примет высоких гостей – анонс мероприятий с Токаевым на этой неделе
22 золотые медали завоевали казахстанские боксеры
Казахстан – Саудовская Аравия: новые вехи сотрудничества
От слесаря до начальника в газовой отрасли
Бахтияр Вагабзаде и казахская литература
Аффинажный завод в Астане выдал 30-тысячный слиток дорогого металла
Срезан склон холма, жди оползня…
Досаев подвёл итоги своей работы на посту акима Алматы
Бои человекоподобных роботов провели в Китае
Полководец. Писатель. Патриот
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
Нацгвардия МВД РК отметила 80-летие Победы масштабной патриотической акцией
В Казахстане резко изменится погода
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Будущее – за цифровыми активами
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Семья – духовный код нации
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
NASA подтвердило предсказание Стивена Хокинга о конце света
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
Жару сменят дожди в Казахстане
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области

Читайте также

Трагедии научили ценить единство
Служба с перспективой
Будущее мира зависит от общих действий и решений
Глобальные вызовы требуют масштабных решений

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]