И пусть всегда звучит домбра! Свежий выпуск 4 июля 2022 г. 0:22 925 Серик Кабдулов, Атырау Пятнадцать казахстанских художников посвятили свои работы национальному инструменту. В Атырауском областном музее художественного и декоративно-прикладного искусства им. Ш. Сариева состоялась выставка работ участников республиканского симпозиума «Бабаның көзі, дананың сөзі – домбыра». Как отметил председатель Союза художников Казахстана Умирбек Жубаниязов, подобной темы на симпозиумах ранее не было, тем она и интересна. Участниками мероприятия стали как опытные мастера кисти, так и молодежь. Работы получились разнообразными. Например, одна из легенд о происхождении домбры запечатлена на картине Мэлса Отарова «Мұң бейне». …Ханская дочка полюбила простого парня. Узнав об этом, разъяренный хан казнил любимого дочери, а Мыстан кемпір забрала родившихся близнецов от матери в степь. Нашла там цветущее дерево и подвесила мальчика с западной стороны, девочку – с южной. Дети погибли, а от их слез высохло и дерево. Мать младенцев отправилась на их поиски. Прислонившись к мертвому дереву, она вдруг услышала тоскливые звуки. Чтобы узнать, откуда они исходят, женщина залезла на дерево, которое от ее веса сломалось. Несчастная мать увидела, что с двух сторон от ветки к ветке тянутся нити – ішек, которые, покачиваясь на ветру, создают звуки. «Это все, что осталось от моих деток» – поняла она и вырезала из дерева домбру. Нить с западной стороны была посвободнее, а с южной – погрубее. «Нижняя струна с тонким звуком пусть будет моей дочкой Зарлық, верхняя – қоңыр дауыс – моим сыном Мұңлық» – с этими словами мать начала наигрывать на первой домбре… В своем произведении Мэлс Отаров представил интерпретацию этого сюжета. На картине уральского художника Нуртая Жардемова из расколотого яйца выбирается казах с домброй. Автор хотел подчеркнуть, насколько связаны казахи с этим инструментом. В каком месте земного шара ни находился бы казах, он всегда сможет быстро научиться играть на домбре, потому что эта способность заложена в его генах. Яйцо в данном случае также символизирует род, его чистоту, а кюи буквально текут рекою, подчеркивая глубину культурного наследия предков. – Если мы потеряем культуру, то потеряем все. Нужно пропагандировать национальный инструмент, чтобы каждый ребенок мог играть на домбре, не терял связь со своим родом, – считает Нуртай Жардемов. Домбра всегда была и у наших батыров, и она тоже могла стать оружием против врага. Ее звуки поднимали дух воинов, слова из песен вели в бой. – Мой диптих называется «Дүрбелең». На первой картине – два жеребца в схватке, черный и белый. Это борьба добра и зла. На второй – мужчина играет на домбре, у него босые ноги, видно, что он бежал в чем был. В степи сумерки, красная заря заката говорит о тяжелых временах для народа. Но за темными тучами видны светлые тона. Значит, будет рассвет, добро победит, – рассказал о своем произведении мастер из Алматы Сырым Орманбаев. Для казаха домбра священна. Она всегда была с народом, боролась за независимость, пела о свободе, находилась рядом в моменты скорби и в дни праздников. Это и отразили работы участников симпозиума, их картины останутся в фонде музея.
25 апреля 2025 г. 9:50 Возврат активов: 1,4 млрд тенге выделено на строительство медпунктов в Актюбинской области
25 апреля 2025 г. 18:35 Спикер Сената оставил запись в книге соболезнований в связи с кончиной Папы Римского
8 апреля 2025 г. 15:17 Улицы в честь ветеранов Великой Отечественной войны планируют назвать в Шымкенте
12 апреля 2025 г. 1:28 Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана