Искусство добра и справедливости

708
Беседовала Кадиша Ныгмет

В феврале нынешнего года исполнилось 30 лет с момента создания Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан. Какова роль этого института в практической реализации конституционного принципа, провозглашающего человека, его жизнь, права и свободы высшей ценностью в государстве, и как обстоят сегодня дела в этой сфере в РК рассказывает заместитель председателя Комиссии по правам человека Тастемир Абишев.

фото из личного архива

– Тастемир Даутович, комиссия создана Указом Главы государства 12 февраля 1994 года как консультативно-совещательный орган при Президенте Республики Казахстан. Выполняет ли на сегодняшний день она главную свою цель – оказание содействия реализации Президентом страны своих полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина?

– Как вы прекрасно понимаете, от простой декларации до практической реализации принципа, означающего признание государством прав и свобод каждого отдельно взятого человека высшей ценностью, дистанция огромная. Общеизвестно, что переход от тоталитарного общества, в котором интересы государства преобладают над интересами отдельной личности, к обществу демократическому предполагает не только глубокое реформирование законодательства и государственных институтов, но и кардинальный перелом в общественном сознании.

По моему мнению, субъективной причиной пробуксовки многих правовых норм на прак­тике является существующее в общественном сознании неверие в силу закона, порождающее правовой нигилизм. Что же касается сознательного его игнорирования, пренебрежения к нему со стороны представителей государственной власти и иных организаций, должностных лиц, то они наносят обществу вред гораздо больший, чем несовершенство содержания самого документа.

Все мы должны придерживаться основной формулы юриспруденции «Право есть искусство добра и справедливости».

Комиссия по правам человека регулярно информирует Президента о ситуации с правами человека в стране, о ходе правовых реформ и недостатках в деятельности государственных органов, об актуальных проб­лемах сферы прав человека, требующих совершенствования законодательства и правоприменительной практики. Заключения и рекомендации комиссии учитываются при определении приоритетных направлений правовой политики государства, способствуют совершенствованию законодательства и правоприменительной практики работы государственных органов и, в конечном счете, более полной реализации гражданами своих прав и свобод.

– В чем функциональное отличие Комиссии по правам человека от уполномоченного по правам человека в Респуб­лике Казахстан?

– Комиссия – один из наиболее распространенных типов национальных учреждений по правам человека, действующих в мире. Одной из форм ее деятельности, согласно Парижским принципам, является предоставление в консультационном порядке Главе государства, Правительству, Парламенту и любому другому государственному органу рекомендаций и докладов. За время существования комиссия смогла скоординировать свои правозащитные действия с работой других государственных органов, прежде всего с органами прокуратуры, другими правоохранительными органами, судами, органами исполнительной власти, а также неправительственными правозащитными организациями. На основе такого сотрудничест­ва нам удается использовать информацию, поступающую от этих органов и НПО, для более точного отслеживания ситуации с правами человека в стране, затем трансформировать ее в рекомендации, аналитические записки, справки, экспертные заключения, главным образом используемые при подготовке ежегодных и специальных докладов по соблюдению прав человека и гражданина в Респуб­лике Казахстан. Часть рекомендаций комиссия проводит через подготовленные совместно с международными и неправительственными организациями конференции, семинары, «круглые столы».

Следует отметить, что Комиссия по правам человека была инициатором, а также внесла большой вклад в учреждение института уполномоченного по правам человека в Казахстане, занимающегося в основном обращениями граждан и защитой их прав во внесудебном порядке. Во многих отношениях полномочия омбудсмена практически аналогичны полномочиям Комиссии по правам человека, наделенной компетенцией получать и рассматривать жалобы. Функцией обоих органов является защита прав граждан, и в принципе ни один из них не обладает полномочиями выносить обязательные для исполнения решения. Вместе с тем существуют некоторые различия между функциями этих двух учреждений, которые проливают свет на то, почему некоторые страны учреждают и обеспечивают одновременное функционирование обоих национальных правозащитных учреждений.

Институт омбудсмена создается для защиты прав отдельных лиц, которые считают себя жерт­вами несправедливых действий со стороны органов государственной власти и их должностных лиц. Уполномоченный по правам человека как должностное лицо, осуществляющее наблюдение за соблюдением прав человека, при выявлении конкретных фактов нарушения прав человека должен принимать меры по их защите и восстановлению. По своему статусу он является как бы государственным адвокатом, защищающим нарушенные права конкретного человека посредством своего авторитета. В отличие от омбудсмена Комиссия по правам человека призвана прежде всего содействовать формированию государственной политики в сфере прав человека, занимается вопросами нарушения прав человека, осуществляет консультативную и просветительскую функции, рассматривает обращения физических лиц на действия и бездействие долж­ностных лиц государственных органов, других организаций.

– Как обеспечивается взаимодействие комиссии с правозащитными НПО и международными организациями?

– Без действительно партнерских отношений между государством и обществом не может быть ни сильного государства, ни процветающего благополучного общества: здесь нужен диалог на равных. В ряду механизмов, способных реально воздействовать на процесс конструктивного диалога, сот­рудничества и взаимодействия власти и гражданского общества, с целью более активного его становления и развития, серьезную позитивную роль могут и должны играть как неправительственные правозащитные организации, так и комиссии по правам человека.

Именно в рамках укрепления и развития равноправных партнерских отношений с НПО комиссия намерена активизировать свое сотрудничество с правозащитными НПО. Сотрудничество с ними осуществляется посредством встреч в рамках конференций, «круглых столов», семинаров-тренингов и т. п. Взаимо­действие обеспечивается прежде всего общностью цели и осознанием места и роли институтов гражданского общества, а также перспектив взаимодействия с ними для эффективного решения проблем сферы прав человека.

В рамках развития партнерских отношений в сфере прав человека Комиссия по правам человека осуществляет сотрудничество с международными организациями, в частности, с представительствами Программы развития ООН (ПРООН) в Казахстане, Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), Управления Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ ООН), Агентства ООН по миграции, а также Офисом Программ ОБСЕ в Астане, Европейской комиссией, Детским фондом «ЮНИСЕФ».

При непосредственной организационной и технической помощи с их стороны комиссия провела несколько международных конференций и семинаров по развитию национальных учреждений по правам человека в Республике Казахстан, присоединению Казахстана к универсальным международным договорам в сфере прав человека. Регулярно проводятся международные семинары, «круглые столы», тренинги в области защиты и поощрения прав человека для сотрудников государственных органов, иных организаций.

– Какие проекты получили наиболее высокую оценку со стороны гражданского общества и международных организаций?

– Проекты комиссии по разработке и принятию первого Национального плана действий в области прав человека в РК, Цифровой библиотеки по правам человека, специальных аналитических докладов по воп­росам защиты прав кандасов, лиц без гражданства и беженцев, трудящихся мигрантов и жертв торговли людьми, а также подготовка и проведение обучающих семинаров-тренингов на тему «Национальные и международные механизмы защиты прав человека в Казахстане» получили позитивную оценку со стороны институтов гражданского общества и международных организаций.

По мнению наших партнеров, данные правозащитные проекты комиссии могут быть предложены в качестве модельных проектов для государств – членов ООН, ОБСЕ и ОИС. Следует отметить, что при поддержке МИД РК они были успешно презентованы в международных организациях, дислоцированных в Женеве, Нью-Йорке, Вене, Брюсселе и Варшаве, а также в Государственном департаменте и Конгрессе США.

– Каким образом строится работа комиссии, как обеспечивается взаимодействие с другими госорганами?

– Комиссия рассматривает адресованные Главе государства и непосредственно ей обращения граждан и организаций, содержащие информацию о фактах нарушения прав и свобод человека; составляет ежегодные и специальные доклады о соблюдении прав человека на имя Главы государства; рассматривает предложения государственных органов, общественных объединений, иных организаций и граждан по вопросам, входящим в компетенцию комиссии; вырабатывает предложения о совершенствовании механизма обеспечения и защиты прав человека и вносит их на рассмотрение Президенту страны; анализирует законодательство Республики Казахстан, затрагивающее вопросы обеспечения и защиты прав человека, участвует в подготовке законопроектов, регулирующих данные вопросы; готовит аналитические материалы, экспертно-рекомендательные заключения и предложения по международным договорам в области прав человека; принимает участие в работе международных организаций по правам человека, других неправительственных правозащитных организаций.

Комиссия оказывает консультативную и методическую помощь центральным госорганам в ходе подготовки национальных докладов по правам человека и их успешной защите в соответствующих договорных органах ООН и Совете ООН по правам человека. Взаимодействие с гос­органами обеспечивается высоким статусом комиссии, которая вправе не только запрашивать и получать от них необходимые сведения, документы и материалы, но и заслушивать на своих заседаниях должностных лиц государственных органов по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав человека.

Помимо этого, комиссия может инициировать проверку уполномоченными госорганами сведений о нарушениях прав человека, ее члены имеют право посещать органы государственной власти и государственные организации по вопросам, входящим в их компетенцию. Государственные органы и их должностные лица, получившие рекомендации и заключения комиссии, обязаны в установленный срок рассмотреть их и уведомить о принятом решении.

Надо отметить, что члены и эксперты комиссии работают на общественных началах. Кроме того, при ней создан эксперт­ный совет из представителей научных учреждений, института адвокатуры, организаций образования и неправительственных организаций.

– Были ли услышаны Ваши рекомендации и заключения соответствующими госорганами? Какие из них нашли свое практическое воплощение в ходе совершенствования государственного механизма защиты и поощрения прав и свобод человека?

– Необходимо отметить, что за годы своего существования Комиссия по правам человека наладила конструктивное сотрудничество со многими государственными органами, прежде всего с Генеральной прокуратурой, Верховным судом, министерствами внутренних дел, юстиции, труда и социальной защиты населения, науки и высшего образования, здравоохранения. Осуществляя многомерный мониторинг ситуации с теми или иными правами человека, комиссия объективно заинтересована в изучении всего спектра мнений по данной проблематике и не может игнорировать позицию тех государственных органов, которые в своей повседневной деятельности призваны обеспечить и защитить эти права человека.

Поэтому заключения и рекомендации комиссии всегда находили должное внимание со стороны руководства этих госорганов. Разумеется, не всегда наши позиции совпадают. В таких случаях приходится спорить и отстаивать свое мнение.

В качестве примера могу привести предысторию включения в Уголовный кодекс РК новой статьи «пытки». Комиссия по правам человека принимала непосредственное участие в написании первоначального доклада Республики Казахстан в Комитет ООН против пыток, в котором освещалась деятельность государства по выполнению своих обязательств, принятых после присоединения Казахстана к Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. В мае 2001 года делегация РК в составе бывшего председателя Комиссии по правам человека Ж. М. Абдильдина и тогдашнего министра юстиции (ныне председателя Комиссии по правам человека) И. И. Рогова представляла этот доклад в Комитете ООН против пыток. Надо отметить, что в целом Комитет ООН положительно оценил меры, принимаемые нашей страной в части недопущения применения пыток. В то же время Казахстану было рекомендовано дополнить Уголовный кодекс отдельной статьей, устанавливающей ответственность за применение пыток. Рекомендация Комитета ООН была поддержана Комиссией по правам человека и, несмотря на отрицательное отношение некоторых силовых ведомств, полагавших нецелесообразным выделение пыток в отдельный состав преступления, в декабре 2002 года Парламент страны ввел в Уголовный кодекс РК соответствующее дополнение.

Также считаю необходимым отметить, что Комиссия по правам человека внесла свой вклад в учреждение в Казахстане инс­титута уполномоченного по правам человека. Ее рекомендации по разработке и принятию критерия оценки наличия жестокого обращения, приведшего к социальной дезадаптации и социальной депривации, стандарта оказания специальных социальных услуг жертвам торговли людьми и бытового насилия реализованы на практике. В настоящее время разработан проект Закона РК «О противодействии торговле людьми», и он обсуждается в Парламенте РК.

Нашли свое практическое воп­лощение рекомендации Комиссии по правам человека и о присоединении Республики Казахстан к Международным пактам о гражданских и политических правах, об экономичес­ких, социальных и культурных правах, другим международным правовым актам.

– Каковы планы на будущее?

– Комиссия по правам человека в сотрудничестве с ПРООН, Офисом Программ ОБСЕ в Астане, Агентством ООН по миграции и НПО планирует провести ряд специальных исследований по проблемам имплементации в национальное законодательство и практику норм ратифицированных международных договоров в области прав человека, мониторинга их соблюдения и подготовки национальных отчетов в соответствующие комитеты ООН. Кроме этого, перед Комиссией по правам человека стоят задачи по разработке второго Национального плана действий в области прав человека до 2030 года (первый был высоко оценен международными организациями, президентом и госсекретарем США, а также способствовал успешному председательствованию РК в ОБСЕ в 2010 году); подготовке ряда специальных аналитических докладов по актуальным вопросам обеспечения прав человека в сферах: противодействия торговле людьми, трудовых, социально-экономических и жилищных отношений, развития цифровизации; оказания квалифицированной юридической помощи уязвимым группам населения, а также по проблемам правозащитной деятельности граждан и НПО в Республике Казахстан.

В числе приоритетных задач значится подготовка эксперт­но-аналитических обзоров в рамках новых вызовов и угроз, связанных с развитием современных информационно-коммуникационных и медицинских технологий и биобезопасности, и выработка рекомендаций по соответствующему реагированию государственных и правоохранительных органов; активизация работы по выстраиванию конструктивного взаимодействия с правозащитными НПО и международными организациями; проведение крупных имид­жевых мероприятий в сфере прав человека в международных организациях.

– Как Вы оцениваете нынешнюю ситуацию в Казахстане с правами человека и деятельность национальной системы защиты прав человека в целом?

– Как достаточно благоприятную. Я глубоко убежден в том, что действующее законодательство страны не только соответствует высоким международным стандартам в области прав человека, но и создает все правовые условия для свободной реализации гражданами своих прав и свобод. Тем не менее проблемы есть, и они будут всегда, поскольку жизнь не стоит на месте, и она намного сложнее и многообразнее любых правил, придуманных человечеством. Оптимизм и уверенность внушает то, что в общественном сознании казахстанцев все более и более утверждаются ценности, присущие обществу с развитой демократией, которые не дадут нам вернуться к тоталитарному прошлому.

В заключение, характеризуя деятельность национальной системы защиты прав человека за истекший период, можно сказать, что в результате проводимых реформ демократические процессы, политика уважения, поощрения и защиты прав и свобод человека в Казахстане обрели устойчивый и необратимый характер. Страна восприимчива к рекомендациям и критичес­ким замечаниям в отношении утверж­дения принципов демок­ратии и прав человека. Однако оценки достижений казахстанской демократии и национальной системы защиты прав человека, осуществляемые извне, иногда страдают субъективностью и отсутствием должной осведомленности.

Одобренный Указом Главы государства План действий в облас­ти прав человека и верховенства закона нацелен на дальнейшее развитие национальной системы защиты прав человека и обеспечение высокого уровня правовой защищенности человека и граж­данина с учетом общепризнанных международных стандартов в сфере прав человека. Казах­стан полностью ориентируется на дальнейшее сотрудничество со всеми международными организациями, а также с другими правозащитными институтами. Это наш осознанный и последовательный курс.

Популярное

Все
В Японии создали лекарство для роста новых зубов на месте утраченных
Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
Мировые лидеры поздравляют президента и народ Казахстана с Днем Независимости
Сколько выходных дадут казахстанцам в 2025 году
XII кинофестиваль «Бастау» объявил победителей
Итоги 2024 года Минэнерго: достижения и перспективы развития энергетической отрасли
Известный блогер-полиглот стал послом туризма Казахстана
Денис Качеев: «Работа по укреплению независимости требует постоянного внимания и участия всего общества»
Работа над многотомником по истории Казахстана продолжается
Токаев поздравил казахстанцев с Днем Независимости
Прочные основы безопасности и развития страны
Тела 12 человек обнаружены в ресторане на горнолыжном курорте в Грузии
Обсуждены перспективы ЕАЭС
Время выбрало нас
Торжественный концерт, посвященный 95-летию Бибигуль Тулегеновой, прошёл в Астане
Столп национальной духовности
Искать точки соприкосновения, а не проводить разделительные линии
Казахстанцы: идентичность 33 года спустя
«Egemen Qazaqstan»: этапы большого пути
На благо страны
Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращенный в будущее
«Южный вектор» открыт для бизнес-предложений
Махмуд Сабырхан нокаутом выиграл бой на ЧА по боксу
Президент подписал закон по вопросам реформирования жилищной политики
На собственной «резине»: от Нижнекамска до Караганды
Президент посетил концерт, посвященный творчеству поэта Шомишбая Сариева
Увидеть Мангистау и запомнить навсегда
Главную сверхспособность человека, которой нет у ИИ, назвали эксперты
Грустные думки аграрные
Премьер провел оперативное совещание по поручениям главы государства
Задачи прокуратуры – закон и порядок
Опыт Шымкентского водоканала изучают эксперты Всемирного банка
Производство шоколада может прекратиться
Автоочередь образовалась на казахстанско-российской границе
Лица старого Уральска
Дело о секс-рабстве девочки из Кызылорды: оглашен второй приговор
В Узбекистане погибла известная бьюти-блогер, выпав из окна
Прорыв в дорожной сфере
Трудов высокая оценка
В поликлинике Кызылорды необоснованно завышали стоимость медсправок

Читайте также

Председатель АДГС встретился с молодежью Астаны
Четверть века на службе Родине
Как противодействовать наркоторговле
Пожаловаться не на что, а о хорошем – скажем!

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]