Важней всего погода в домеСегодня более 1 млрд человек испытывают острую нехватку воды, и более 2 млрд жителей планеты пользуются неочищенной питьевой водой. Причин тому в глобальном ключе много – это и изменение климата, связанное с кризисом всей системы окружающей среды, и технологический процесс, и нерациональное использование самого главного ресурса для жизни человека.
Центральная Азия – регион, расположенный в центре материка. Он занимает площадь более 4 млн кв. км, при этом на пустыни, полупустыни и сухие степи приходится более 70% всей территории, а значит, вода здесь в дефиците.
К тому же основой экономики в ЦА выступает сельское хозяйство, а такие культуры, как хлопчатник и рис, требуют интенсивного орошения.
Водные ресурсы нашего региона распределены неравномерно. Две страны – Таджикистан и Кыргызстан – расположены в зоне формирования водного стока, а остальные республики находятся в зоне его рассеивания.
Получается, что водные ресурсы, в частности нашей страны, формируются во многом за счет истоков, находящихся за границами Казахстана. Крупнейшие реки Иртыш, Сырдарья и Или берут начало или протекают частью на территории других стран. На своей же территории мы можем рассчитывать главным образом на небольшие по объему реки, озера и ледники. Это значит, что во многом земледельческие регионы страны зависят от погоды на территории соседей – и в прямом, и в переносном смысле.
А погода постепенно меняется. Так, по данным международных источников, за последние 100 лет температура в странах региона увеличилась, а количество осадков уменьшилось. Эта тенденция свидетельствует о тревожных изменениях в климатических условиях, в первую очередь в сторону еще большего иссушения.
«Интенсивное потепление климата отмечается во всей Центральной Азии. При этом перспективная оценка водных ресурсов региона с учетом изменения климата показывает, что ни один из рассмотренных климатических сценариев, отражающих потепление, не предполагает увеличения имеющихся водных ресурсов. Полученные расчеты свидетельствуют: к 2050 году объем речного стока в бассейне реки Амударьи сократится на 10–15%, Сырдарьи на 6–10%», – говорится в документе ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде) «Изменение климата и водные проблемы в Центральной Азии».
Потепление в высокогорных районах Памира, Тянь-Шаня, Алтая, Гиссаро-Алая отражает существующие региональные и глобальные тенденции. Ледниковые запасы, сосредоточенные в горах Центральной Азии, являются главным резервом питания рек и важнейшим источником чистой пресной воды.
Продуцируя талые воды в самый жаркий период года, когда запасы сезонного снега уже истощаются, ледники восполняют дефицит оросительной влаги в то время, когда потребность в ней наиболее велика. Однако запасы льда в горах, что называется, тают на глазах. В настоящее время исследователи-гляциологи отмечают повсеместное отступление ледников: мелкие исчезают, а крупные распадаются. Этот процесс еще раз объективно показывает степень угрозы современному балансу всей системы водных ресурсов Центральной Азии.
Прошлый год уже стал одним из худших за имеющуюся историю наблюдений в регионе. Маловодье пришло к концу июня: русла таких обычно бурных рек, как Тургень, Чарын, Есик и Талгар, превратились в небольшие ручейки. Заметно обмелела и имеющая истоки в Китае главная водная артерия региона – река Или, от которой зависят и уровень воды в озере Балхаш, и заполняемость Капчагайского водохранилища.
Тогда дефицит воды побудил казахстанские власти связаться с представителями стран, находящихся в верховьях трансграничных рек, для решения вопросов о попуске объемов воды, необходимых для нужд Казахстана. Добиться некоторых компромиссов удалось.
Нынешнюю весну эксперты тоже называют засушливой, в начале лета в некоторых регионах Казахстана уже «горел» урожай. И это заставляет власти всерьез задуматься о необходимости срочно искать новые пути решения проблемы распределения водных ресурсов.
Формула жизниНо не только климат приходится винить в сложившейся ситуации. Наследие советского периода в истории государств Центральной Азии включает не только развитую ирригационную систему и научную базу в области сельского хозяйства, но и перекосы в практике возделывания земель.
Достаточно красноречиво их результаты можно охарактеризовать выдержкой из доклада «Окружающая среда, вода и безопасность в Центральной Азии», подготовленного еще в 2002 году группой экспертов при поддержке Регионального экологического центра и Европейской экономической комиссии: «В результате хозяйственной деятельности, не учитывающей естественные пределы экосистем, более половины территории Центральной Азии подвержено процессам опустынивания. Доля засоленных орошаемых площадей достигла 50% в Узбекистане и 37% в Туркменистане. В связи с ветровой, водной эрозией и вторичным засолением площади сельскохозяйственных угодий в Центральной Азии сократились на 16,4 млн гектаров. Площадь опустыненных и деградированных земель в Казахстане составляет 179,9 млн гектаров, или 66% его территории, а в Туркменистане и Узбекистане – до 80%», – говорится в документе.
Все это привело к тому, что, с тех пор как в 1991 году центральноазиатские государства обрели независимость, потребление воды в регионе резко увеличилось и достигло уровня, поддерживать который сегодня очень трудно. Ирригационные системы пришли в упадок настолько, что половина всей воды не достигает полей, а несколько лет маловодья сократили имеющиеся водные ресурсы на одну пятую часть.
Попытки первых лет суверенитета вернуть хаотичные процессы управления ресурсами трансграничных рек в согласованное русло с помощью политических деклараций на высшем уровне или рамочных соглашений не увенчались крупными успехами.
Отсюда напрашивается необходимость выработки новых договоренностей, включающих как перечень конкретных обязательств участников, так и детально проработанные процедуры их реализации. Потому как быстрорастущее население региона, которое увеличивается со скоростью 2–3% в год, предъявляет все новые требования к уровню обеспечения продовольствием и питьевой водой. Если эти вопросы не решить вовремя, дело может принять не самый лучший оборот для жителей всех стран региона.
После обретения независимости пять государств Центральной Азии договорились о сохранении советской системы квот, однако это оказалось невыполнимым. Внутренние проблемы первых лет суверенитета в отдельных странах ЦА привели к тому, что службы водного мониторинга оказались в неисправности. Механизмы контроля и осуществления больше не работали, и страны часто обвиняют друг друга в превышении квот.
Поэтому для выработки эффективного механизма управления водными ресурсами необходим многосторонний региональный подход, учитывающий энергетические, сельскохозяйственные и демографические аспекты водопользования.
Вопросы управления водными ресурсами региона регулируются в настоящее время рядом документов еще советского и постсоветского периодов. Наиболее важными из них являются алматинское соглашение «О сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных источников» (1992), фактически являющееся преемником постановления Госплана СССР от 1979 года, и Нукусская декларация по проблемам устойчивого развития бассейна Аральского моря (1995).
Для управления водными ресурсами в 1992 году в Ташкенте была образована Международная координационная водохозяйственная комиссия (МКВК) с бассейновыми водохозяйственными объединениями (БВО) «Амударья» и «Сырдарья».
Однако сегодня этих соглашений недостаточно для решения как оперативных, так и стратегических вопросов в соответствующей сфере. Национальные законодательства стран региона по водным ресурсам являются слишком узкими, учитывая только интересы отдельных государств, в то время как ухудшение ситуации с водными ресурсами представляет угрозу социоэкономическому развитию всего региона: гипотетический внутригосударственный или межгосударственный конфликт, возникший из-за проблемы водных ресурсов, приведет к огромным негативным последствиям для всех.
Нужен планЕсть и отдельные примеры успешного сотрудничества стран, в частности, это договоренности, достигнутые между Казахстаном и Кыргызстаном, а также опыт эффективного менеджмента в деле спасения Малого Арала. Но продолжение поиска эффективных механизмов регулирования использования водных ресурсов сложно представить без политических решений на самом высоком уровне.
Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, выступая на VIII сессии совещания сторон Конвенции по трансграничным водам, состоявшейся в 2018 году, отметил, что борьба за обладание источниками воды становится важнейшим фактором для политики.
«Использование водных ресурсов является важной проблемой на сегодня, это крайне ограниченный ресурс человечества. Его нехватка – серьезное препятствие для устойчивого развития многих регионов мира. Борьба за обладание источниками воды уже становится важнейшим фактором для политики, иногда приводит к столкновению между народами и государствами», – отметил тогда Елбасы.
На нашей планете насчитывается более 260 трансграничных речных бассейнов, они охватывают примерно половину площади земного шара. На их территории проживает 40% населения Земли. Именно поэтому, заметил Нурсултан Назарбаев, вопрос использования водных ресурсов и трансграничных рек является одной из приоритетных сфер международного сотрудничества.
«Конвенция по охране использования трансграничных водотоков и международных озер, ее глобальный статус стали значительным шагом в этом направлении. Казахстан в данном контексте является последовательным сторонником системных политико-правовых экономических и политических мер», – сказал он, обозначив четыре основных решения.
Первое: обеспечение потребностей населения и отраслей экономики в воде требует инновационных подходов к инвестиционным международным механизмам сотрудничества по трансграничным рекам. Во-вторых, мировая стратегия в этом пользовании должна быть направлена на применение высокоэффективных водосберегающих технологий. Третье – приоритеты в решении водных проблем должны принадлежать мерам последовательного сокращения загрязнения водоисточников. Ну и четвертое – важнейшей задачей сотрудничества стран является экономическое взаимодействие, а также подготовка кадров, способных решать сложный комплекс водохозяйственных экологических проблем.
«Системная работа по этим направлениям может обеспечить надежный фундамент для эффективного сотрудничества, формирования устойчивого правового режима в разрешении социальных и экологических проблем, налаживании экономических операций и интеграции в бассейнах трансграничных рек», – обратился тогда к своим коллегам Нурсултан Назарбаев.
Но главные надежды в решении накопившихся в регионе вопросов в этой сфере – на тесную, конструктивную и учитывающую интересы всех сторон кооперацию государств Центральной Азии. Вопросы водопользования и экологии в регионе – постоянная тема переговоров на высшем уровне. И, учитывая не снижающуюся актуальность проблемы, останутся таковыми и в дальнейшем.