Как же трудно без труда

4346
Асет Сыздыков

В казахстанских школах все больше внимания уделяется урокам труда. Начиная с 2022 года поэтапно вводится предмет «Трудовое обучение».

фото Игоря Бургандинова

Несколько лет назад с вводом обновленного содержания образования в наших школах перестал существовать отдельный предмет «Трудовое обучение». Он стал частью предмета «Художественный труд», куда также вошло «Изобразительное искусство». Это сразу вызвало критику родителей и педагогов: часы уроков труда сократились, из-за чего дети не в полной мере получали трудовые навыки. Говорили и о том, что рисование никак нельзя объединять с трудовым воспитанием, так как этот разные по существу предметы.

В Министерстве просвещения приняли эти доводы. Руководитель управления Комитета среднего образования Алия Чокушева пояснила, что «Художественный труд» является интегрированным предметом, на изучение которого отводится всего лишь один час.

– Выделенный объем учебного времени не позволял формировать предметные навыки, – отметила она. – Многочис­ленные обращения педагогов, а также резолюции Съезда учителей начальных классов послужили объективным поводом для разделения предмета «Художест­венный труд» на два самостоятельных – «Изо­бразительное искусство» и «Трудовое обучение».

Теперь, по словам представителя Минпросвещения, на изучение каждого предмета отводится по одному часу, что позволяет сформировать у детей необходимые предметные и межпредметные навыки. Разделение «Художественного труда» будет проходить постепенно, каждый год – с охватом одного класса.
В 2022⁄23 учебном году отдельные уроки труда и рисования появились у учащихся первого класса.

– В текущем учебном году такое разделение произведено во втором классе. В следующем – планируется в третьем классе. Полное разделение предмета в начальной школе закончится в 2025-м, – сообщила Алия Чокушева.

Обучение предмету осуществляется на основе действующих ГОСО, типовых учебных планов и программ.

Подробнее об уроках труда рассказал директор Института содержания среднего образования Национальной академии образования им. Ы. Алтынсарина Сейфулла Смайлов. По предмету «Трудовое обучение» была разработана учебная программа.

– Основной акцент сделан на формировании практических навыков обучающихся. Это работа с природным материалом, бумагой и картоном по таким темам, как «Мой дом», «Моя школа», «Любимое животное», и так далее. Дети изучают техническое моделирование, например, создание моделей корабля, автомобиля, объектов архитектуры, конструирование и самообслуживание, – поясняет эксперт.

Учащиеся 5–9-х классов продолжают обучение по действующей программе «Художественного труда». Как отмечает Сейфулла Смайлов, в содержании этого предмета предусмотрено формирование функ­циональной грамотности обучающихся в области технологий труда и искусства, а также творческого развития личности. Например, на этих уроках ученики получают навыки художественной обработки материалов, ведения домашнего хозяйства, учатся пользоваться техникой, а также осваивают различные виды искусства. Есть только различие в часах: в 5–6-х классах «Художественный труд» преподается в неделю по два часа, в 7–9-х классах – по одному часу.

Чтобы увидеть, как преподают уроки труда, мы посетили столичную школу-гимназию № 75. Этот визит совпал с сильными морозами, когда ученики перешли на онлайн-обучение. Но к нашему удивлению «труды» вели дистанционно. Учитель Ерден Бижигитов, поставив перед собой ноутбук, объ­яснял детям новую тему о техническом моделировании.

Тем временем мы побеседовали с Нурсултаном Тулеуовым (на снимке), который почти тридцать лет приобщает детей к труду. Он ведет уроки только у мальчиков 5–9-х классов. Учитель подтвердил, что уроки труда объединены с рисованием.

– Сначала на уроках художественного труда мы занимаемся рисованием. Посвящаем этому первую и вторую четверть в 5–7-х классах. Раньше у нас преподавали черчение, строго следили за тем, как работаем с линейкой, циркулем. Но сегодня такие инструменты применяются только на математике, – рассказывает Нурсултан Камельтаевич.

Затем школьники плавно переходят к урокам труда. Учитель знакомит ребят с обиходными инструментами: молотком, отверткой, плоскогубцами, показывает, как с ними обращаться. Дальше дети погружаются в теорию, где, например, узнают, какие бывают материалы – дерево, металл, кожа – и что из них можно изготовить. Для практических занятий в школе есть две мастерские: слесарная и столярная.

– В столярной есть все необходимые инструменты: дрели, шруповерты, ножовки и так далее, – показывает нам учитель. – Здесь три основных станка: сверлильный, точильный и электролобзик. В слесарной мастерской стоят фрезерный, токарный, циркулярный станки, также там есть и сверлильное, точильное оборудование и муфельная печь. Этой техники достаточно для работы с металлом, деревом и другими материалами.

Но к станкам, как отметил Нурсултан Тулеуов, чаще допускают ребят из 8–9-х классов после прохождения инструктажа. На токарном станке они вытачивают несложные изделия: шахматные фигуры, брелки, детали мебели.

– У нас есть тема «Культура дома», где я показываю, как ремонтировать стол, стулья, шкаф. Или починить электроприбор, и здесь мы касаемся законов физики. Или смастерить небольшой настольный светильник, или модель архитектурного здания, или музыкальный инструмент. Это вполне возможно сделать за два-три урока, – говорит педагог.

Нурсултан Тулеуов – один из немногих преподавателей, кто импровизирует, привнося в урок много новшеств. Например, если в школе не хватает нужных материалов, то учитель ищет и заменяет их.

– Вот нужно сделать музыкальный инструмент, но детей в классе много, дерева на всех не напасешься. Поэтому материал заменяем на ПВХ (пластик, который чаще применяется в быту) или картон. Также используем подручные средства: пластиковые бутылки, крышки, проволоку, кожзаменитель. Недавно дети своими руками сделали фоторамки, которые декорировали ветками дерева, а сами рамки вырезали из пластика коматекс. Все они экологически чистые и безопасные для применения детьми, – рассказывает преподаватель.

Нурсултан Камельтаевич твердо выступает за разделение классов по гендерному принципу: девочки занимаются шитьем, рукоделием и кулинарией, а мальчики практикуются с инструментами и на станках.

– Бывают моменты, когда дети говорят: «Зачем мне уроки труда? В жизни они не пригодятся». На что я всегда отвечаю: «Кем бы вы ни стали, вы будете папами. И если к вам подойдет сын или дочка и попросит помочь сделать какую-нибудь поделку, что вы ответите?» Да и вообще, навыки труда всегда нужны в быту, будь то замена лампочки или ремонт мебели. Отмечу также, что на уроках труда мы затрагиваем и другие предметы. Делаем, к примеру, музыкальный инструмент, вспоминаем историю, связанную с ним. А если работаем на улице, то лучше узнаем свой родной край, – отмечает учитель.

По данным столичного управления образования, в городе действуют 197 кабинетов художественного труда, из них 62 – по обработке древесины, 85 – обслуживающего труда, 42 – по обработке металла, 8 – учебно-производственных кабинетов. Для школ существуют требования к оснащению кабинетов по предмету «Художественный труд». Например, в списке оборудования есть лазерный гравировальный станок с чиллером и стабилизатором или электрический рубанок. Но, как показывает практика, не все школы закупают современное лазерное оборудование, из-за чего дети занимаются на устаревших станках.

Немаловажная практика – связь школы с колледжами, вузами и предприятия­ми города. Завучи по воспитательной работе совместно с учителями проводят профориентационные встречи и беседы, приглашая представителей колледжей и вузов. И школьники посещают эти учреждения в День открытых дверей.

– В апреле 2023 года для школьников 9–11-х классов проводились экскурсии в колледжи. Так, в Политехническом колледже ребятам выдалась возможность поработать на станках и попрактиковаться в ремонтных работах. А в Колледже общественного питания школьницы выступили в роли дизайнеров одежды, попробовали сшить образцы прямо на мастер-классе, – проинформировали в пресс-службе управления образования.

Однако поставлена ли эта работа на системный уровень, проводится ли анализ результатов и сколько ребят после таких встреч загораются желанием идти учиться в колледжи – эти вопросы, увы, остаются пока открытыми.

Популярное

Все
Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
7 мая — день силы и чести: Казахстан отмечает День защитника Отечества
В Алматы торжественно открыли музей военной техники
Фестиваль на родине тюльпанов
Казах, покоривший небо
Подвиг без срока давности
О боях, любви и... подарке
Вспомнить всех поименно
Военный парад пройдет в Астане
Мы – наследники победителей!
В знак благодарности
В Астане проходит выставка «Театр на фронте: берег надежды»
Начался военный парад, посвященный 80-летию Великой Победы
Пример патриотизма и преданности науке
Эпохи разные, а долг один
Будущее казахского балета
Под мелодии оркестра
Место подвигу есть всегда
Сильнейшая армия в ЦА: на параде в Астане продемонстрирована современная военная техника
Кинолог – это призвание
Полководец. Писатель. Патриот
Мажилис принял новый Налоговый кодекс
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Нацгвардия МВД РК отметила 80-летие Победы масштабной патриотической акцией
Президент наградил ветерана дипломатической службы
Первый в Центральной Азии центр креативных технологий откроется в Астане
Бизнес Сингапура инвестирует крупные и эксклюзивные проекты
Международная автовыставка начала свою работу в столице
Супруги Куангали и на работу, и домой спешат с радостью
Мангистау делает ставку на автотуризм
В Казахстане повысят налог на прибыль для банков
Региональная наука нуждается в мерах поддержки
К тюркским корням: как развивают татарскую культуру в Казахстане
Глава государства поздравил премьер-министра Канады
Ветер, ветер! Ты могуч...
Чем больше информации, тем точнее геологический прогноз
Книголюбы, объединяйтесь!
США и Украина подписали соглашение о природных ресурсах
Какие национальности проживают в Казахстане
Найдут покой в родной земле
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
Улицы в честь ветеранов Великой Отечественной войны планируют назвать в Шымкенте
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
Инновационный завод в Мангистауской области: от науки к практике
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Нацгвардия отдала дань памяти военнослужащим Казбата
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Бойцы Нацгвардии задержали около 5 000 правонарушителей
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана
В каких районах Астаны появятся новые школы
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
В лицее Шымкента хотели закупить 45 тысяч пачек бумаги на 90 млн тенге
Джей Ло едет в Астану
Ставить и достигать цели
Акмолинец выехал на встречную полосу прямо перед полицейскими
Начато возведение крупного металлургического завода
Около 2 тысяч казахстанцев получили спецвыплату за вредные условия труда
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Концерт Дженифер Лопес в Астане – стоимость и правила продажи билетов

Читайте также

В 6 раз сократилось число трехсменных школ в Карасайском ра…
Карин провел совещание по программе воспитательной работы в…
Шестеро акмолинских студентов колледжей вошли в TOП-100 луч…
Школьник из Мангистау стал сильнейшим лингвистом Азиатско-Т…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]