Легла рентабельность на плечи пассажиров

1543
Валентина Мелехова, Костанайская область

Жил-был автобус № 120, курсирующий между Костанаем и Рудным. Маршрут этот был совсем молодой, поскольку появился на свет лишь в июне ­2022-го, а потому считался, как выразился представитель обслуживающей его компании, многоубыточным. Пришлось изрядно потрудиться, чтобы наполнить его пассажирами.

Фото: Kazpravda.kz / Адильбек Тауекелов

Ну, например, пришлось увеличить количество остановок в 2,5 раза: с 11 до 28, чтобы сделать маршрут более доступным для населения, а также удвоить число обслуживающих его автобусов. Сегодня здесь работают четыре автобусных экипажа, а раньше на линию выходили лишь две машины.

Правда, несмотря на все старания и усилия, маршрут и по сей день считается нерентабельным, хотя и пользуется сейчас большой популярностью.

Во-первых, между Костанаем и Рудным расположен новый строя­щийся микрорайон «Кунай», добраться до которого раньше можно было только на автобусе № 103, чей интервал движения составляет около часа, так что с запуском 120-го передвигаться стало удобнее. Во-вторых, вдоль рудненской трассы находятся сразу несколько садовых обществ, и новый маршрут очень полюбился дачникам. Тем не менее оплата проезда от одного населенного пункта в другой, установленная в 340 тенге, не покрывает всех расходов компании-перевозчика.

Тогда ИП «Брунер» решил воспользоваться государственной помощью: в 2023-м подал документы на признание маршрута социально значимым, чтобы получать дотации, и стал ждать. Вот только ждать пришлось довольно долго. Сначала возникли бюрократические проволочки: запрашивались дополнительные материалы, но в конечном итоге спустя год, а именно осенью 2024-го, маршрут включили-таки в перечень социально значимых.

Вот только оказалось, что эти проволочки негативно сказались на самом перевозчике. Ведь в прошлом году бюджетную заявку на выделение субсидий подавали в сентябре, а новый статус маршрут № 120 получил лишь в октябре. И ему, одному-единственному по области из 72 других социально значимых, в ближайшее время дотаций не видать. Впрочем, эти перспективы призрачны и для других перевозчиков.

– На 2025 год для акимата Костаная не выделены в полном объе­ме средства на субсидирование социально значимых маршрутов. Потребность в средствах на сегодня составляет 7,9 миллиарда тенге, а ассигновано только 2,1 миллиарда. То есть не хватает еще 5,8 миллиарда, – разъяс­нил положение дел завсектором ГУ ­«Отдел ЖКХ, пассажирского транс­порта и автодорог акимата Костаная» ­Нурдаулет Бейсенов.

Такое положение дел представители ИП «Брунер» резонно считают «игрой в одни ворота». Ведь свои обязательства, соглас­но договору на обслуживание маршрута, компания-перевозчик выполняет исправно, а вот власти – нет.

– Аким области ранее говорил о том, что только те перевозчики, которые вкладываются в обновление своего автопарка, будут получать государственные субсидии. Мы вложили 150 миллионов тенге, приобрели два новых автобуса, выставили их на маршрут № 120, таким образом, «обновились» на 50%, но субсидий как не было, так и нет, – жалуется представитель ИП «Брунер» Александр Волкун.

Впрочем, в отделе ЖКХ решили пойти по другому пути и сделать рентабельным пригородный маршрут за счет… кармана пассажиров: сейчас рассматривается вопрос о повышении оплаты проезда еще на 120 тенге. Но компанию-перевозчика такое положение дел никак не устраивает.

Во-первых, есть опасения, что в этом случае произойдет отток пассажиров, поскольку многие пересядут на такси, ведь с конечной Костаная до Рудного можно уехать за 500 тенге. К тому же, согласно таблице обновления, которая является обязательным пунктом, прилагаемым к договору между перевозчиком и акиматом, в следующем году на маршруте № 120 должны появиться еще два новых автобуса, а это опять дополнительные расходы.

Впрочем, компания-перевозчик готова их понести, вывес­ти на линию новые машины. Вопрос только в том, как долго социально значимый маршрут будет выживать без положенных ему государственных субсидий?

Популярное

Все
Ураган не щадил никого
В Улгили выпускают стекло жамбылской закалки
Железные нервы и желание помогать
Новые системы, современные услуги, инновационные решения
Между сном и реальностью
ЕНУ занял 317-е место в мировом рейтинге университетов
Видеть в повседневном вечное
Вторсырье: в контексте правил нулевого захоронения
Госслужащие должны быть проводниками принципа «Закон и Порядок»
Королеву красоты выберут ночью и под землей
Наукоград будущего: в правительстве обсудили создание Техноқала
О металлах и цифровизации юстиции
Вопрос будущего нации
Общественный контроль необходим
Больше чем помощник
Узы дружбы и добрососедства
Отдых становится разнообразнее
Сам себя уличил
Раскрыл преступление в рекордные сроки
Мы живы, пока помним
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Сильные дожди сменят жару в Казахстане
С «Дядей Ваней» – в Мелихово
Действенная система защиты прав и безопасности женщин и детей
Транспорт и логистика – драйвер международного партнерства
Молочный флагман республики
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы
Как идет строительство завода по производству стали в Жамбылской области
Мынжылкы Бердиходжаев: Профессия врача требует человечности и самопожертвования
Саранча угрожает посевам
Листая страницы старинных книг
Гендиректор Института ядерной физики: "Партнёрство с Росатомом открывает возможность сразу применять единую систему образовательных стандартов"
Олжас Бектенов обсудил с Ли Яньтао строительство нового завода в РК
Турнир по тактическому многоборью выявил сильнейших среди команд спецназа МВД РК
Распоряжение Главы государства об освобождении от должности
Журналистам показали строительство завода KIA в Костанайской области
Токаев поздравил Трампа с днем рождения
Отец XXI века: призыв к действию
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
Директор и бухгалтер школы в Шымкенте осуждены на 8 лет каждый
Тайны городского парка
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Назначен новый министр обороны Казахстана
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Новый завод открыли в Атырау
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве
В Уральске реконструируют набережную
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Истоки тюркской письменности
Новая услуга появилась в приложении eGov Mobile

Читайте также

Новоселье у осетра
Импортозависимость будет снижена
Из рыболовов – в рыбоводы
Чтобы помнили

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]