На сцене – «Совесть»

1769
Екатерина Бескорсая, Павлодар

Лучшим актерским ансамблем признана труппа Павлодарского областного казахского музыкально-драматического театра имени Ж. Аймауытова на VII Международном театральном фестивале зрительских симпатий «Подмосковные вечера».

фото организаторов фестиваля

Спектакль на казахском языке «Ұждан» («Совесть») по одно­именной притче Шакарима Кудайбердиева покорил российского зрителя так же, как и казахстанцев, которые первыми оценили творчество павлодарской труппы. Премьера постановки состоялась в конце прошлого театрального сезона в Павлодаре, потом были выступления в других городах нашей страны. В Казахстане критики называли спектакль «событием года», он стал победителем в номинациях «Лучший актерский ансамбль» на фестивале в Караганде, «Лучшее режиссерское решение» в Петропавловске, получил специальный приз Фестиваля Тюркских стран в Талдыкоргане.

Эта нетривиальная работа – результат творческого поиска интернациональной команды. Автор идеи – известный актер театра и кино, режиссер Азамат Нигманов. За костюмы и декорации отвечала французский специалист Элли Раншэ, Илья Подчерзерцев из Москвы работал над пластикой актеров, автором инсценировки стал павлодарец Нуркен Турлыбек, световое оформление легло на плечи алматинского специалиста Данияра Сатыбалдиева, хормейстером команды стала павлодарка Елена Баторшина.

«Подарком и экзаменом одновременно» назвал автор спектакля Азамат Нигманов участие в VII Международном театральном фестивале зрительских симпатий «Подмосковные вечера» в городе Мытищи. Не случайно этот город считают столицей театров Подмосковья. Во-первых, здесь действуют два профессиональных муниципальных театра – театр драмы и комедии «ФЕСТ» и театр кукол «Огниво». И во-вторых, в седьмой раз здесь проходит престижный творческий конкурс, который собирает самые разные коллективы.

На этот раз желание участвовать в фестивале выразили 300 театров. Экспертный совет, в состав которого вошли российские театральные деятели и критики, отобрал лишь 13 заявок. Решение о включении спектаклей в программу фестиваля принимали на основании просмотра представленных видеозаписей спектакля и изучения сопроводительной информации. В афишу фестиваля из этого многообразия вошли самые лучшие, самые интересные и захватывающие работы – те, которые точно должны были вызвать симпатии зрителя.

Единственным участником фестиваля от Казахстана стал театр имени Ж. Аймауытова, также на сцене выступили известные театры Москвы, Перми, Вологды, Зеленограда, Санкт-Петербурга, Мытищ, Петрозаводска, Буинска, Набережных Челнов, Нижнего Новгорода, Челябинска.

Несмотря на то что спектакль «Ұждан» шел на казахском языке, зал был полон. Для зрителя подготовили аудиоперевод, но по ходу действия многие снимали наушники, чтобы в полной мере насладиться мастерством павлодарских актеров, их энергетикой, голосами. Так что перед коллективом стояла вдвойне сложная задача – передать не самый простой материал, да еще и на чужом для большинства зрителей языке. Впрочем, театральное искусство никогда не знало границ, тем более когда на сцене говорят о вечном.

Притча Шакарима «Ұждан» – очень небольшое, буквально одностраничное произведение. Там нет прямых нравоучений, но мысли автора вполне читаемы. В одной китайской деревне все жили вполне благополучно, но вдруг настигли людей душевные муки, с которыми никто не знает, как справиться. И даже правитель тоже как-то не в себе, хочет раздать все свое имущество. Чтобы избавиться от недомогания, идут жители деревни к шаману, который дает простое решение – нужно выпустить закон об отмене совести. И тогда всем станет хорошо и никто никого не будет мучить. И когда совесть в образе девушки в очередной раз приходит в деревню, ей указали на статью – ты отменена. Вот и весь рассказ: отмените совесть и живите «благополучно»…

Из очевидного сарказма Шакарима наши современники «слепили» ту самую постановку, которую понимает каждый по-своему.
О том, как создавался спектакль, Азамат Нигманов рассказывал еще весной перед премьерой на павлодарской сцене. Режиссер попросил актеров объяснить, как они понимают притчу Шакарима.

– И на основе этого мы сочиняли, говорили про себя, про сегодняшнее время, про экзистенциальные ситуации, с которыми мы встречаемся в первую очередь как люди, а потом уже переносим их на сцену как артисты. Для них это было новшеством, когда артисты являются соавторами процесса. Многие вещи в спектакле сделаны именно ребятами, которые играют в притче. Я как режиссер лишь ввел в контекст спектакля то, что они увидели, – говорит Азамат. – Получился живой настоящий театр, говорящий со зрителем на современном языке. Получился не психологический театр, а игровой, где способ существования артиста – отстранение. Достаточно сложно было с точки зрения того, что на сцене много артистов. Моя задача была только соединить все наши мысли и фантазии в одну единую структуру.

Вовлечение актеров подчерк­нул и режиссер по пластике Илья Подчезерцев:

– Спектакль соткан, в большинстве своем, из этюдов, предложений, импровизаций и дикой энергии актеров. На каждой репетиции мы не знали, что можно ожидать от них. Это постоянные смелые пробы и поиски. Без лишних вопросов. Нужно попробовать сделать? Сделаем! С полной отдачей! С доверием и любовью.

После выступления павлодарцев на российской сцене эксперты фестиваля назовут постановку грандиозным спектаклем – исследованием театра из Казахстана о стирании границ внутри человека, особенностью национальной рефлексии.

Известный российский теат­ральный критик, председатель жюри фестиваля Анастасия Ефремова на обсуждении после спектакля особенно отметила мастерство павлодарцев:

– Игра актеров из Казахстана была на особом уровне. Меня удивила их сила. Мы почувствовали энергию, которой раньше не было у других творческих коллективов. Каждый момент, каждое движение в спектакле гармонично, словно привязано к какому-то центральному механизму. Еще одна история – певческая подача. Видно, что режиссер проделал большую работу.

«Человеческую скромность, справедливость, доброту в их единстве я называю одним словом – ұждан…», – так писал великий Шакарим Кудайбердиев.

Спустя век его слова по-прежнему актуальны и волнуют, а может, даже терзают сердца и души не только потомков на родине.

Во время спектакля над сценой нависает громоздкий, примитивный по своей форме плоского цилиндра абажур. Вся эта конструкция сверху как будто наблюдает за происходящим, ведь по задумке автора постановки – это прямая привязка к трагической судьбе Шакарима.

Аксакал был убит отрядом милиции, преследовавшим восставших против советской власти: по одной версии, Шакарима не узнали, по другой – застрелили намеренно, хотя он был вполне лоялен к Советам и не поддерживал восстаний. Как бы то ни было, в попытках скрыть убийство Шакарима назвали врагом народа, а тело его сбросили в иссушенный колодец. Его произведения повсеместно уничтожали, чтобы о нем не осталось никаких упоминаний. И только спустя много лет один из очевидцев, знавший тайну убийства Шакарима, указал место его гибели.

Спустя век этот колодец, нависая над вечной сценой, как будто напоминает неярким светом – совесть нельзя отменить…

Большую поддержку постановке оказали зрители из казахской диаспоры.

– Сегодняшнее выступление тронуло наши сердца и души, зажгло нашу гражданскую гордость. Спектакль заставил нас поразмышлять, ведь притча «Ұждан» все так же актуальна. Если наша совесть будет чиста, то и общество будет чистым.
И только тогда люди будут жить благополучно, – поделился впечатлением Серик Тойгамбаев, вице-президент Казахской национально-культурной автономии Москвы.

В рамках фестиваля в Мытищах также состоялась специальная выставка экспонатов из фондов Павлодарского областного музея литературы и искусства имени Бухар-жырау. Зрители могли познакомиться с материалами об историке, философе, мыслителе Машхуре Жусупе Копееве – к слову, представители российской казахской диаспоры с большим интересом приобретали книги с его произведениями. Кроме того, в экспозиции были представлены документы и личные вещи композитора Естая Беркимбаева, драматурга Жусупбека Аймауытова, кинорежиссера Шакена Айманова, основоположника профессионального театрального искусства Жумата Шанина, писателей Калмукана Исабаева и Всеволода Иванова, дипломата Назира Торекулова.

Популярное

Все
Праздник «Қымыз мұрындық» отметили в Улытау
Панты и мед – золотые бренды Рудного Алтая
Атомная энергетика помогает достичь стратегической цели углеродной нейтральности
85-летний Бектай Сулейменов вырастил за свою жизнь свыше двух миллионов деревьев
На востоке страны полным ходом идет подготовка к отопительному сезону
Трезвое село стало и самым чистым
Одна акция идет на помощь другой
Полтонны мусора вынесли из леса волонтеры Петропавловска
Лучше узнать казахский язык помогут топонимы
Китай заинтересован в сотрудничестве
Эксперты делятся ожиданиями от предстоящего саммита ШОС
Инициативы, направленные на формирование справедливого мира
Сумеет ли Казахстан убедить мировые державы в необходимости диалога?
Тайна женщины, или Трагедия маленького человека
Много долларов – не всегда хорошо
...Все начиналось на этих подмостках
Астанинский саммит ШОС станет беспрецедентным по числу участников и формату
За граффити – реальный срок
Палуаны померились силами
Жаркие баталии в Казахстане, Европе и США
Строительные рынки переезжают за город
Заплатить за «уборку» после паводка отказался отдел ЖКХ Петропавловска
Аlma mater казахстанской спецслужбы отмечает 50-летие
Эпос «Едиге» и топоним «Кушмурун»: неизвестное об известном
12 млн тенге присвоила из бюджета директор детсада в Таразе
Проект по освоению месторождения вольфрамовых руд в Алматинской области введут до конца года
В Караганде из мусора делают антивандальные люки для колодцев
«Правда никому не нужна» - Бишимбаев о суде
Приговор Бишимбаеву оставили без изменений
Рекламный бизнес Костаная терпит убытки из-за позиции местной власти
Маулен Ашимбаев встретился с мировым экспертом в области искусственного интеллекта
Приказ длиной в три года
Дело – труба
С наступлением жарких летних дней в селах Алматинской области пропала питьевая вода
Около 15% семейных пар страдают бесплодием
Задержаны незаконные добытчики драгметаллов
Когда другие методы иссякли
«Прижали» – и сразу признал детей
Эффективный институт обратной связи
Токаев принял посла Катара
Консолидация и развитие
В Алматинской области продолжается снос незаконно построенных сооружений
Доходы стоматологов в Казахстане побили рекорд
Акцию с воодушевлением поддержали жители Жамбылской области
Значительного повышения тарифов опасаются жители Северного Казахстана
Фанаты Димаша изучают казахский язык
Новый этап развития системы здравоохранения страны
Личность и наследие Шынгыз-хана остаются в центре внимания ученых
Преодоление. Пять лет созидания
Семья Кривошеевых – Клеустер вернулась из Германии в Казахстан
Студенты Satbayev University стали победителями республиканского конкурса
Токаев переговорил по телефону с Путиным
Из почти 40 фонтанов в Атырау работает только один
Судебное реформирование: реалии и перспективы
За плечами талантливого хирурга Орала Оспанова десятки тысяч успешных операций
Девушка задушила ребенка и выпрыгнула из колеса обозрения в Алматы
Большую зачистку «мертвых душ» провели  в Костанайской области
WhatsApp-бот против мошенников действует в Астане
Двадцать членов ОПГ доставили в полицию
Казахстан примет участие в саммите животноводства во Франции в качестве почетного гостя

Читайте также

Стадион по стандартам УЕФА строят в Шымкенте
Комфорт должен быть нормой
Когда старость в радость
Тайна женщины, или Трагедия маленького человека

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]