​Непутевая дорога

2191
Галина Вологодская

Нос вытащишь – хвост увязнет

Речь идет о строительстве участка дороги в обход Осиновского перевала на республиканской трассе Усть-Каменогорск – Рахмановские ключи.

Четвертый год «Казахстанская правда» следит за судьбой этого дорожного долгостроя («Присели на дорожку», КП от 10 июля 2018 г., «Остановка по требованию», КП от 18 апреля 2019 г., «Не строим. Дорого», КП от 20 января 2020 г.). Напомним: отрезок объездной автострады протяженностью 32 километра стали строить в 2017 году, а в 2020-м уже планировали открыть по нему движение.

Однако на первом же этапе забуксовали из-за двух небольших участков – они числились за гослесфондом, а значит, любые строительные работы здесь были запрещены. Процедура перевода земли в категорию транспортных коммуникаций заняла 2,5 года! Но и это еще не все. Пришлось также получать дополнительные разрешения от экологов, решать вопрос с водоохранной зоной, переделывать земле­устроительный проект, так как один из участков новой дороги проходил через ручей. В итоге сначала компания-подрядчик законсервировала дорожно-строительные работы, а в 2019-м вышла из проекта...

Отчитываясь перед населением в начале 2020 года, аким региона Даниал Ахметов на вопрос по поводу «Осиновского» долгостроя ответил так: «Концептуально мы эту дорогу завершим до конца текущего года». В феврале нынешнего года на очередной отчетной встрече обещание акима звучало уже иначе: дорога будет завершена в 2022-м.

– В этом году будет объявлен новый тендер, и на следующий год мы эту работу завершим, – заверил аким. – До Алтая будем добираться за полтора часа.

…Девять месяцев из двенадцати 2021-го, считай, позади. По логике, конкурсные процедуры давно позади. Может, новый подрядчик готов приступить к работе? Едем на Осиновский перевал, чтобы все увидеть на месте.

Участок узких серпантинов – испытание для любого водителя, даже самого опытного. Сколько ДТП здесь произошло за время их существования, не счесть. Автомобили улетают под откос, сталкиваются. Зимой шоферов подстерегают гололед и лавины…

В конце 1990-х был сделан первый шаг, чтобы снизить аварийность: дорожные строители проложили 45-километровый участок от пригорода Усть-Каменогорска до села Северного. Он исключил опасную зону Горной Ульбинки.

В 2010 году в эксплуатацию ввели следующий 10-километ­ровый отрезок практически до подножия Осиновского перевала. Итого 55 километров относительно новой трассы. Впрочем, реально она выглядит как лоскутное одеяло. Трещина на трещине, латка на латке. Ухабы чувствуются даже на нашем, ко всему привыкшем внедорожнике, что уж говорить о холеных седанах?

То есть пока рассуждали да размышляли по поводу 30 километ­ров в обход «Осиновки», готовая часть объездной трассы успела прийти в плачевное состояние. Здесь уже нужен основательный ремонт, и чтобы это понять, даже специальных знаний не нужно – все на виду. Прямо, как в поговорке «нос вытащишь – хвост увязнет, хвост вытащишь – нос увязнет».

На перевале с высоты отлично видна панорама местности. Там, где еще три года назад кипела работа, полная тишина. Ни людей, ни техники. Насыпь зарас­тает травой. Спускаемся вниз, чтобы лишний раз убедиться в «отсутствии присутствия» какого-либо подрядчика. Прямо на дороге копошатся муравьи, из-под ног разлетаются кузнечики. Тишина, ни души. Ни намека на попытку возобновить стройку.

Дорого, еще дороже

Как же исполнительная власть намерена сдержать обещание и открыть в 2022 году дорогу, по которой до Алтая можно будет добраться за полтора часа?

С этим вопросом собственный корреспондент «Казах­станской правды» обратилась в областной филиал нацкомпании «ҚазАвтоЖол». Ответ обескуражил.

Выяснилось, что проектно-сметная документация на реконструкцию 32-километрового участка в обход перевала… вновь на корректировке! И это несмотря на то, что в 2020 году в нее уже вносились изменения!

Объект стоимостью почти 16 млрд тенге уже пересматривали, разумеется, в сторону удорожания. Тем не менее, как пояснил директор филиала Ерлан Калымов, несмотря на то что конкурс объявляли дважды, его дважды пришлось признать несостоявшимся из-за отсутствия потенциальных поставщиков. Дорожные компании, по его словам, отказывались от участия, так как цены на стройматериалы и ГСМ, указанные в проекте, не соответствуют реальным рыночным.

«Корректировке подлежит только сметная часть, – пояснил руководитель. – Сумма строительства будет известна после перерасчета сметы».

По данным филиала «ҚазАвтоЖол», будущему новому подрядчику предстоит построить два моста, отсыпать оставшийся отрезок полотна длиной 10,1 километра, провести обустройство дороги. Сколько дополнительных средств потребуется на это из бюджета? Неизвестно. Но и так понятно, что речь идет о миллиардах. Когда в Минфине утвердят новые расходы? И этого в «ҚазАвтоЖол» не знают, дата, что называется, открытая.

– Говорить что-то по срокам несерьезно, – коротко прокомментировали в проектной компании «Каздорпроект». – На 72-м километре дороги предусмотрен мост через речку Пихтовку, сложное инженерное сооружение. По проекту на него отведено 20 месяцев. Сейчас никто не знает, когда вообще работы будут возобновлены.

Итак, что в сухом остатке? Первое: несмотря на то что проект является важнейшим, что его ждут сотни тысяч автомобилистов и пассажиров, он превратился в долгострой. Второе: проект стал дополнительной финансовой гирей для бюджета.

К сожалению, случай с Осиновским перевалом – не единственный. «Казахстанская правда» не раз рассказывала о вошедшей в систему практике, когда дорогостоящие проекты в Восточном Казахстане приостанавливают и пересчитывают их с удорожанием на миллиарды тенге. В этом перечне реконструкция моста через Иртыш в Усть-Каменогорске, начавшаяся в 2014 году и не законченная до сих пор. Вялотекущая с 2017 года и незавершенная по сей день реконструкция улицы Тогас и проспекта Сатпаева в областном центре, возведение в Семее «Абай-арены»…

Примеров много. Дошло до того, что в отделе ЖКХ, пассажирского транспорта и автодорог Усть-Каменогорска «Казахстанской правде» даже заявили: процедура корректировки стоимости проектов является… стандартной!

Увы, ни один из многочисленных органов финансового конт-роля пока ни разу не заявил, что такая практика вызывает вопросы и должна стать предметом анализа. Ни один контролирующий орган не назвал тех, кто понес бы ответственность за низкое качество технических заданий или проектирования.

Напомним: о реконструкции дороги Усть-Каменогорск – Алтай (бывший Зыряновск), известной как Восточное кольцо, заговорили в 1990-е годы. Трасса тянется по горам и изобилует серпантинами, крутыми подъемами, спусками, отвесными склонами и ущельями. С наступлением зимы она держит в напряжении «Казселезащиту», службы ЧС и дорожников.

В «нулевые» было построено 55 километров в обход серпантинов от пригорода Усть-Каменогорска до подножия Осиновского перевала. В 2017 году очередь дошла до самого сложного участка длиной 32 километра. Общая ширина земляной насыпи – 12 метров, ширина дорожного покрытия – 8, и на поворотах для безопас­ности обочины увеличены до 15–20 мет­ров. Предусмотрены подпорные стенки и полки против осыпей, 19 водопропускных сооружений, 175-метровый мост через речку Пихтовку. 

Популярное

Все
Вплавь покоряя моря и проливы
В пострадавшие от паводка регионы приезжали не только спасатели, но и врачи
Ежедневно тысячи жизней спасают неравнодушные люди
Уральскую ТЭЦ отремонтируют без посредников
Овсянка, сэр!
Удовлетворенных исков граждан к госорганам стало в четыре раза больше
Стихия разрушила и... «запустила» строительство микрорайона
Сумма возвращенных государству активов превысила 1,7 триллиона тенге
Как популяризировать образ человека труда
Ледовый дворец возвращается в собственность города
Обеспечение верховенства права – приоритет справедливого государства
Партия «Ауыл»: ставка на молодежь
Улучшая рыночную среду
Вернуть землю государству
В Западно-Казахстанской области открыто около 500 новых спортивных секций
Аида Балаева высказалась о провокационном ролике в соцсетях
Театр завершил сезон премьерой
В Каспийском море спасли двух человек
Сыр и кефир вопреки дефициту
Верховный суд отменил оправдательный приговор обвиненному в изнасиловании блогеру
Преодоление. Пять лет созидания
Фанаты Димаша изучают казахский язык
Семья Кривошеевых – Клеустер вернулась из Германии в Казахстан
Новый этап развития системы здравоохранения страны
Признать БВУ соучастниками мошеннических схем предлагают юристы
Семейный психолог, руководитель психологического центра и НПО «Мое возрождение» Альвина ЮСУПОВА говорит о том, как сохранить семью
Значительного повышения тарифов опасаются жители Северного Казахстана
Строительство водопроводов затягивается в Костанайской области
Остановка по требованию аудита
За плечами талантливого хирурга Орала Оспанова десятки тысяч успешных операций
Очередную водную блокаду терпят жители многострадального села Жанатурмыс
Выставку «Ұлы дала алтыны» посетили президенты Казахстана и Кореи
Президент Казахстана выступил на казахско-корейском бизнес-форуме
Больница начинается с приемного покоя
Казахстан примет участие в саммите животноводства во Франции в качестве почетного гостя
За годы работы частный судебный исполнитель высудил у должников более одного миллиарда тенге
Совместное заседание палат парламента пройдет 14 июня
Отряд «Жасыл ел» привлекут к строительству домов для пострадавших от паводков
Семнадцать видов вторсырья принимали на экоакции, посвященной Всемирному дню окружающей среды
20 процентов или шанс на жизнь?
Иностранные компании открывают заводы в Северном Казахстане
В Косшы вместо «маятниковой» занятости появились постоянные рабочие места
Консолидация и развитие
Снегопад парализовал движение транспорта в двух регионах
Триумф и трагедия казахских баев
В Алматинской области продолжается снос незаконно построенных сооружений
Костанайские археологи бьют тревогу
Максим Фадеев выпустит песню в память о Салтанат Нукеновой
3,4 тыс. нарушителей границы задержаны за месяц в Казахстане
Эдуард Ким выиграл этап Кубка мира по артистичному плаванию
Выпускник школы из Костанайской области – призер десятков математических олимпиад
Бизнесмены останутся без лимитов на вылов рыбы?
«Умные» теплицы смогут получать инвестсубсидии в Казахстане
30 килограммов конфет раздали в Астане ко Дню защиты детей
Сезон атлантических ураганов в 2024 г. может стать самым активным в истории наблюдений
Казахстанские десантники удостоены нагрудного знака «Доблесть и мастерство» в Белоруссии
Акцию с воодушевлением поддержали жители Жамбылской области
Сегодня Герою Советского Союза Сагадату Нурмагамбетову исполняется 100 лет со дня рождения
Доходы стоматологов в Казахстане побили рекорд
У Казахстана уникальный культурный код

Читайте также

Обеспечить кибербезопасность на самом высоком уровне
Новоселов в регионе станет больше
Шымкентская республиканская школа «Жас улан» отмечает юбилей
Сыр и кефир вопреки дефициту

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]