В Кызылорде на открытии своего очередного «Филиала будущего» председатель Правления Евразийского банка Майкл ЭГГЛТОН любезно согласился ответить на вопросы нашего корреспондента.
– Господинн Эгглтон, сегодня в Кызылорде состоялось открытие филиала Евразийского банка. Как вы оцениваете потенциал Приаралья в социально-экономическом развитии и востребованности финансовых продуктов вашего банка?
– Прежде всего мы видим большие возможности в сфере разработки богатейших запасов полезных ископаемых, сельском хозяйстве, успешном освоении нефтяных и урановых месторождений и многих других отраслях экономики, имеющих отличные перспективы развития. Транспортная инфраструктура имеет значительный экономический потенциал. Сквозь регион проходит международный транспортный коридор Западная Европа – Западный Китай, на территории области находится космический комплекс Байконур, кроме того, завершено строительство газопровода Бозой – Бейнеу – Шымкент. Все это открывает колоссальные перспективы для реализации множества проектов в партнерстве с государственными органами. Мы четко понимаем вектор развития банка в регионе и намерены активно увеличивать свое присутствие.
Регион в последнее время впечатляет не только перспективами, но и динамикой развития: именно Приаралье лидирует в привлечении инвестиций в реальный сектор экономики. Три года назад, когда мы приняли решение открыть здесь свой филиал, потенциал региона был не столь очевиден. Планируя прийти сюда, мы надеялись, скорее, на удачу и упорную работу, которые помогут нам закрепиться в Приаралье и добиться определенных успехов в продвижении бренда. Сегодня мы сделали первый шаг – открыли филиал, оснащенный передовым оборудованием и укомплектованный профессиональными сотрудниками. За этим стоит огромная работа. Открытие филиала с полным спектром услуг и продуктов требует тщательного планирования, экономического анализа и огромного количества времени и ресурсов для решения массы организационных вопросов. Очень рады, что это долгое «путешествие» завершилось, мы осуществили свою мечту, а открытие филиала стало праздником не только для наших сотрудников, но и для многих кызылординцев, которые были с нами сегодня. Мы очень признательны руководству области, ветеранам-финансистам, которые высоко оценили деятельность Евразийского банка в Казахстане, за теплые поздравления.
Могу заверить, что в Кызылорде, как и везде, где работает Евразийский банк, нашим приоритетом будет высокое качество обслуживания клиентов. Это основной стандарт банка, на котором основано его успешное развитие. Уже сегодня многие услуги банка доступны в круглосуточном формате, мы активно развиваем необходимые клиентам электронные платформы – интернет-банкинг, мобильный банкинг. Мы намерены продолжать накапливать позитивный опыт, внедряя современные технологии, продукты и услуги международного уровня для наших клиентов.
– Как известно, Евразийский банк, находясь в числе лидеров в Казахстане по потребительскому кредитованию, хорошо зарекомендовал себя как финансовый институт в регионах и в совместной работе с АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» по кредитованию МСБ в рамках программы «Дорожная карта бизнеса-2020». Какие еще направления либо отрасли в приоритете деятельности вашего банка?
– Эффективность банка основана на поддержании баланса сегментов бизнеса: 50% бизнеса банка приходится на корпоративный сегмент и МСБ и 50% – на розницу. Важно стремиться к лидерству во всех сегментах, чтобы достойно конкурировать на рынке. Успех и развитие банковского сектора в целом зависят не только от политики банка, но и от внешних факторов. Поэтому мы всегда готовы к сотрудничеству с госструктурами для развития предпринимательства. Планируем уделить внимание реализации таких программ, как «Агробизнес-2020».
Как вы верно заметили, мы активно сотрудничаем с АО «ФРП «Даму», одним из ключевых партнеров банка в развитии МСБ. В рамках «ДКБ-2020» мы профинансировали проекты на сумму около 50 миллиардов тенге и планируем работать совместно и дальше.
Большой интерес представляет для нас и создание металлургического кластера в Приаралье. На встрече с акимом Кызылординской области Крымбеком Кушербаевым мы обсуждали данное перспективное направление, которое способно придать региону мощный импульс экономического развития, обеспечить открытие большого количества новых рабочих мест. У Евразийской группы, в которую входит наш банк, есть определенный опыт в этой сфере. ENRC является экспертом в области металлургии, а банк работает с большим количеством крупных металлургических компаний. Металлургия становится одним из трех наиболее крупных сегментов бизнеса Евразийского банка. Думаю, наш опыт позволит наладить комплексное взаимовыгодное сотрудничество с компаниями сектора в регионе.
– Открытые в Кызылорде филиал и новое отделение позиционируются как «Филиалы будущего». В чем суть проводимой модернизации, какие преимущества она сулит потребителям ваших услуг?
– Несколько лет назад банк привлек международную компанию, специализирующуюся на проектировании процессов предприятий финансового сектора. У компании богатый опыт работы с множеством крупных банков в странах Европы и Азии. Процессы обслуживания клиентов – их специализация. Рекомендации этого подрядчика позволили нам принять целый ряд важных решений.
Почему мы использовали термин «будущее»? Потому что такие вещи, как долгое ожидание в очереди, невежливое обслуживание, должны остаться в прошлом. Конечно, пока не все идеально, но мы работаем. У клиентов всегда есть какие-то вопросы, им нужна оперативная консультация менеджера, кому-то необходимы банковские операции. Наша задача – обеспечить все эти опции, предложить комплексное обслуживание и решение всех вопросов наших клиентов, в том числе и с помощью современного оборудования и других технологических новшеств.
Чтобы что-то стало возможным сегодня – нужно начинать планировать за два-три года. А мы за последние 18 месяцев открыли уже больше сотни отделений стандарта «Филиала будущего» – это очень большой объем. На работу в банк пришли более тысячи новых сотрудников. «Филиалы будущего» – это не имиджевый проект, как может показаться на первый взгляд. Это то, что помогает нашим сотрудникам соответствовать тренду, оперативно решать все вопросы и обеспечивать слаженную работу. Открою вам секрет: со следующего года мы приступаем к модернизации отделений старого формата.
– Можно ли сказать, что сегодня казахстанский банковский сектор шагает в ногу со временем, каким вы видите будущее Евразийского банка?
– На самом деле придумать что-то принципиально новое в банковском бизнесе – не так просто. Кредитной карте уже сотня лет, автокредит и ипотека – основные продукты для многих банков. Но я считаю, есть два принципиально важных подхода, которые необходимо внедрять в практику. Во-первых, каждое решение должно основываться на потребностях клиента. Наша жизнь ускоряется, и людям нужно успевать делать все больше дел, банковский сектор обязан поддерживать это ускорение темпа жизни.
Во-вторых, нужен креативный подход к финансовым продуктам. Те же самые автокредиты или ипотека могут быть разными. Сейчас многие банки работают по принципу «одна проблема – одно решение». Наша задача – предложить ряд различных решений в зависимости от индивидуальных потребностей клиента. То есть мы идем по пути новых идей, новых востребованных продуктов на фоне качественного обслуживания. Именно на этих принципах основано развитие банка.
А что касается уровня развития банковского сектора, то здесь есть много позитивного. У страны в целом есть хорошее регулирование и четкое представление о том, каким должно быть будущее. Превосходные возможности у страны и с точки зрения развития промышленности и природных ресурсов. А это опять же способствует развитию других отраслей, в том числе и банковского сектора.
– Далеко не секрет, что одним из главных сдерживающих факторов динамичного развития экономики в Казахстане является дефицит высококвалифицированных специалистов. В последние годы решению этого вопроса руководством страны уделяется пристальное внимание, а как решается эта проблема в Евразийском банке? К примеру, в кызылординском филиале у вас начали работать 75 сотрудников…
– Для нас важно, чтобы в банке работали сотрудники с различными взглядами, с совершено разным опытом, в том числе международным.
При этом засилья иностранных специалистов у нас точно нет. Из пяти с лишним тысяч сотрудников иностранных кадров всего около десятка. Это профессионалы с определенным опытом и навыками, чья ценность также и в том, что они передают нам свои знания. И день, когда им на смену придут местные кадры, получившие от них весь багаж знаний, будет по-настоящему важным событием. И этот день обязательно наступит, мы заботимся о своем будущем. Одна из наших программ так и называется – Future-25 («Будущее-25»). В рамках этой программы 25 лучших выпускников вузов в течение пяти лет работают в пяти основных департаментах, получая весь объем знаний о банковском бизнесе, начиная с самых основ. Для них планируется и зарубежная стажировка, которая даст представление о корпоративной банковской культуре других стран. В эту программу мы инвестируем значительные средства, и она доказывает свою эффективность. 25 участников были отобраны из более чем 1 000 кандидатов, отбор очень серьезный: нужно знать не менее трех языков, претенденты проходят по 8–10 собеседований. Рассчитываем вырастить будущее поколение банковских топ-менеджеров для Евразийского. Кстати, мы планируем расширить программу и на регионы.
За последние годы наш штат вырос на несколько тысяч сотрудников. Сегодня средний возраст сотрудников банка – 26 лет. Думаю, что коллектив и дальше будет молодеть, потому что будут приходить новые молодые кадры. У нас работают сотни вчерашних выпускников без практического опыта. Но в этом-то и их преимущество, «сырой материал» – это здорово, именно из них получаются талантливые и преданные делу профессионалы. Более того, молодость способна привнести что-то новое, свежие идеи, дать толчок развитию. Я часто говорю коллегам, особенно молодым, что ошибки случаются со всеми. Но если работать усердно, быть честным, неравнодушным к тому, чем занимаешься, и работать с душой – успех гарантирован.
– Господин Эгглтон, под вашим руководством Евразийский банк добился внушительного признания, оказавшись в тройке лидеров в Казахстане. И естественно, эти успехи вызывают большой интерес и к личности первого руководителя. Какими принципами вы руководствуетесь в своей работе?
– Уже 20 лет, как я работаю за пределами США, за это время успел поработать в финансовых институтах многих стран мира, в том числе в России. В число главных принципов я бы отнес то, что, во-первых, не бывает универсального решения проблем. Нужно учитывать все нюансы, в том числе культурные аспекты, необходим индивидуальный подход к проблеме, а решение одного и того же вопроса может быть разным в разных местах. Во-вторых, необходимо работать с умными людьми с различными мировоззрением, образованием, опытом, культурными особенностями. Когда такие люди спорят, действительно рождается истина и приходит взвешенное решение. Поэтому я никогда не навязываю свое видение, предпочитая дать высказаться всем.
На работе я предпочитаю слышать исключительно плохие новости. Да, плохие новости огорчают, плохие новости – это всегда проблемы. Тем не менее обстановка должна способствовать тому, чтобы люди не боялись приходить с плохими новостями и говорить о проблемах. Потому что только так проблемы можно решить. А решив их, мы начнем двигаться и развиваться дальше. Это моя философия.
Я люблю то, что делаю, мне это очень интересно. Я уже четыре года в Казахстане и сказал акционерам, что до тех пор, пока они довольны работой банка, я готов продолжать работать здесь. Считаю, что в Казахстане у меня есть именно то, к чему я всегда стремился: уникальная возможность создавать и совершенствовать. Мы создаем, строим, меняем, учим людей новому, и все это происходит за очень короткое время, но с неизменно высокими результатами.
Беседовал Юрий ЛИ