За последние годы форум зарекомендовал себя как плодотворная диалоговая площадка, на которой ежегодно обсуждаются самые актуальные и разносторонние вопросы не только машиностроительной отрасли, но и металлургической, даются рекомендации по совершенствованию металлообработки, развитию проектного дела, подготовки инженерного корпуса.
– В рамках Государственной программы индустриально-инновационного развития машиностроение определено приоритетной отраслью и за годы первой пятилетки стало самой динамично развивающейся отраслью в стране: объем производства в ней увеличился в 2,3 раза – с 376 млрд тенге в 2010 году до 870 млрд тенге в 2014 году. Доля отечественного машиностроения в объеме обрабатывающей промышленности выросла с 9,7 до 14,8%, – сообщил в ходе брифинга в Правительстве первый вице-министр по инвестициям и развитию Роман Скляр.
В целом за годы индустриализации в машиностроении осуществлено более ста проектов на сумму около 260 млрд тенге, создано свыше 11 тыс. рабочих мест.
Дальнейшее развитие получили механизмы государственного отраслевого регулирования. Для выработки альтернативных мер господдержки изменения и дополнения внесены в три кодекса – Предпринимательский, Налоговый и Таможенный.
Одной из ключевых особенностей нынешнего форума станет презентация Комплексного плана развития машиностроения на 2019–2030 годы, проект которого разработан Министерством по инвестициям и развитию совместно с Союзом машиностроителей Казахстана. Целью этого документа служит повышение конкурентоспособности продукции отечественного машиностроения, обеспечение ею внутреннего рынка, а также стимулирование экспорта.
Всего на форум прибыло свыше 1 000 делегатов из 20 стран.
– Четвертую промышленную революцию мы уже ощущаем на себе, фантастические идеи становятся реальными, это беспилотные автомобили, комбайны, «умные дома», искусственный интеллект. Спутниками революции являются роботизация, автоматизация, цифровизация, Интернет вещей, создание новых композитных материалов. И мы должны быть в тренде. Важны технологическая модернизация экономики, выпуск конкурентоспособной продукции, повышение производительности труда, внедрение новых технологий, – сказал председатель ОЮЛ «Союз машиностроителей Казахстана» Мейрам Пшембаев.
По его словам, чем сложнее будет экономика, тем она будет устойчивее, а страна – экономически привлекательной. При создании одного рабочего места в машиностроении до 10 мест появляются в смежных отраслях. Повышается компетенция кадров, увеличивается выпуск сложной техники и экспорт. Ведь машиностроение – очень широкая отрасль, от выпуска гвоздей до космических аппаратов, тепловозов, вагонов и тракторов до самолетов, телевизоров и медицинской техники. Уже сегодня наиболее востребованными для экспорта являются казахстанские аккумуляторы, запорная арматура на трубопроводы, электротехническое оборудование, в прошлом году намечен новый тренд – экспортировано 1 200 автомобилей.
Отвечая на вопросы журналистов, М. Пшембаев сообщил, что по итогам первого полугодия рост индекса промышленного производства машиностроения Казахстана составил 17,2%. Динамично развиваются такие отрасли, как автомобилестроение, электротехническое машиностроение, производство аккумуляторов, комплектующих для нефтегазового оборудования, сельхозмашиностроение.
– В целом в нынешнем году объем производства в отрасли превысит 1 триллион тенге, и это не предел, – заверил спикер.
Также была затронута тема создания собственной ресурсной базы. Машиностроение сегодня является главным потребителем металлургической продукции. Но высоколегированная сталь импортируется в основном из России. Учитывая высокие темпы развития отечественного машиностроения в ближайшие годы, сверхактуальной задачей становится строительство собственного металлургического комбината для выпуска легированной стали. Как минимум ее республика ежегодно должна производить 100 тыс. тонн.