​Основа конкурентной среды, или Ретроспектива развития малого и среднего предпринимательства за четверть века независимости РК

746
Перизат ОМАРОВА, заместитель председателя правления АО «Институт экономических исследований»

Достижение амбициозной цели по превращению Казахстана в одно из динамично развивающихся государств мира с высокими стандартами жизни невозможно без активизации человеческого потенциала, создания мощного слоя предпринимателей. Необходимые условия для этого формировались в течение 25-летнего периода. Основные положения концептуально-программной работы Президента Н. Назарбаева­ «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства» (1992) были закреплены и развиты в таких основополагающих документах, как Стратегия «Казахстан-2030», Стратегия индустриально-инновацион­ного развития Казахстана до 2015 года, Посланиях Президента народу Казахстана.

В преддверии празднования четверти века независимости следует отметить знаковые достижения в развитии предпринимательства, способствующие высоким экономическим достижениям Казахстана в период с декабря 1991 года.

Малый и средний бизнес – это основополагающее звено, от состояния и уровня развития которого зависит обеспечение устойчивого экономического роста государства. Именно от него во многом зависит решение проблем занятости населения, наполнение внутреннего рынка отечественными товарами и формирование конкурентной среды.

Без развитого МСП сложно говорить о стабильности макроэкономической ситуации в государстве. Вследствие этого еще на заре независимости МСП было определено в Казахстане как важнейший сектор экономики, всесторонняя поддержка которого всегда была приоритетом государственной политики.

Ввод национальной валюты, массовая приватизация, строительство оте­чественной финансовой, бюджетной, банковской, налоговой и таможенной систем, формирование благоприятного инвестиционного климата, создание национального фонда, стремление к индустриальному развитию, системные меры по поддержке предпринимательства – вот краткий перечень страниц новейшей истории экономики РК.

За четверть века независимости нашего государства практически с нуля развился сектор МСБ, в котором проявляется инициативность граждан в отношении развития собственного дела. Для создания благоприятного делового климата в стране совершенст­вуется нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность, снижается налоговая нагрузка на бизнес, упрощаются процедуры открытия предприятия, на системной основе осуществляется комплексная поддержка бизнеса в виде финансовых и нефинансовых мер. Благодаря этим мерам малое и среднее предпринимательство в нашей стране стало явлением массовым и относительно динамичным.

Несмотря на экономические трудности, Казахстан выбрал верную траек­торию развития предпринимательства. Подтверждением тому является девятикратный рост численности занятых в МСП: если в 1999 году этот показатель составлял 340 тыс., то в 2016 году – более 3 млн. Сегодня более 90% объема промышленной продукции производится частным сектором. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП страны в 2015 году составила 25,6%.

Задача вовлечения казахстанцев в предпринимательство была поставлена Президентом нашей страны в Стратегии «Казахстан-2050», а именно – «создать условия, чтобы человек смог попробовать себя в бизнесе, стать полноценным участником проводимых в стране экономических преобразований, а не ждать, что государство решит за него все проблемы. Важно поднять общий уровень деловой культуры и стимулировать предпринимательскую инициативу».

57db464c817af1473988172.jpg

Зарождение казахстанской модели

Частное предпринимательство в Казахстане прошло долгий и трудный путь, его развитие можно разделить на четыре этапа, каждый из которых имеет свои отличительные особенности.

Первый этап – развитие МСП в условиях либерализации цен (1991–1992). В той сложной и критической обстановке, имевшей место в начале 90-х годов в Казахстане, когда остановились крупные предприятия и сотни тысяч людей потеряли работу, естественным решением руководства страны было введение либерализации цен. Последовавшая дестабилизация экономической ситуации привела к глубокой рецессии в 1992–1994 годах и гиперинфляции. С 1990 по 1995 год ВВП упал на 36%, а в 1992 году был зарегистрирован рекордный уровень инфляции, достигший отметки 3 060%.

Первые субъекты рыночной экономики – кооперативы и малые предприятия – появились в период либерализации в сфере торговли и услуг, то есть там, где был быстрый оборот денег. Крупные же предприятия создали многочисленные кооперативы и малые предприятия по сбыту своей продукции, ремонту, обслуживанию основных и вспомогательных производств. В республике в этот период было создано и действовало 34,5 тыс. субъектов малого предпринимательства.

На первом этапе реформы собственности, в период с 1991 по 1992 год, была проведена приватизация объектов торговли и сферы услуг, а также осуществлена передача государственной собственности трудовым коллективам предприятий. В это время более 2 500 крупных и около 4 000 малых предприятий перешли в негосударственный сектор экономики. При этом полностью частным стало лишь каждое пятое предприятие, прошедшее через разгосударствление, преимущественно в сфере сельского хозяйства, торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Первые шаги адаптации

Зарождающийся МСБ нуждался в государственной поддержке. Для его адаптации к функционированию в условиях рыночной среды была принята первая Государственная программа поддержки и развития предпринимательства в РК на 1992–1994 годы. В рамках этой программы были осуществлены меры по разгосударствлению крупных организационно-управленческих структур, банков, государственных производственных объединений (предприятий), других субъектов хозяйствования, имеющих монопольное влияние на развитие экономики республики, создана сеть рыночной инфраструктуры, включаю­щая систему подготовки и переподготовки кадров предпринимателей. Было создано более 30 тыс. субъектов частного предпринимательства.

Главной целью второй Государственной программы поддержки и развития предпринимательства в РК на 1994–1996 годы являлось создание благоприятных правовых, социально-экономических, финансовых и организационных условий, необходимых для формирования сильного частного сектора экономики. В рамках реализации программы была создана стабильная законодательная база предпринимательства, обеспечиваю­щая неприкосновенность, защиту частной собственности и стимулирую­щая товаропроизводителей. В этот период была сформирована система подготовки и переподготовки кадров предпринимателей и переквалификации нетрудоустроенных с участием государственных и негосударственных учебных учреждений.

Появление реальной конкурентной среды в экономике республики способствовало созданию около 150 тыс. субъектов частного предпринимательства. К концу 1996 года была создана «критическая масса» частных предпринимателей, которые обеспечивали производство не менее 70% продукции сельского хозяйства, 40% промышленной продукции, 90% объема услуг и товарооборота торговли. Реализация двух госпрограмм поддержки и развития предпринимательства заложила прочную основу становления и развития частного предпринимательства в Казахстане и сделала эту тенденцию необратимым процессом.

Надо отметить, что одним из самых первых шагов в правовом обеспечении формирования малого предпринимательства в качестве особого сектора экономики Казахстана стало принятие 4 июля 1992 года Закона РК «О защите и поддержке частного предпринимательства». Этим законом было закреплено понятие «частное предпринимательство». Впервые на уровне закона были четко определены субъекты частной предпринимательской деятельности, а также была предусмотрена ответственность за неправомерное воспрепятствование предпринимательской деятельности.

В последующий период новый импульс развитию предпринимательства в определенной степени придали указы Президента РК «О дополнительных мерах по реализации государственных гарантий свободы предпринимательской деятельности» (1996), «О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства» (1997) и «О защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности» (1998). В этот период постепенно закладывался фундамент для поддержки развития частного предпринимательства, что включало меры по защите и укреплению малых предприятий и малых производителей, а также созданию фонда развития предпринимательства «Даму» (апрель 1997-го).

Дальнейшее развитие МСП тормозили ограниченность доступа к финансовым ресурсам, слабое развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, несовершенство законодательной и нормативной баз по его поддержке и защите, нехватка квалифицированных кадров. Для решения этих проблем, закрепления достигнутых положительных тенденций в последующем была принята новая Государственная программа развития и поддержки малого предпринимательства на период до 2000 года. При этом в условиях транзитной экономики господдержка малого предпринимательства в РК носила селективно-стимулирующий характер, не приводящий к разбалансировке рыночных механизмов в складывающейся конкурентной среде.

Стимулы для реального сектора

Сложная налоговая система и большое количество налогов существенно сдерживали развитие МСП. Так, в начале 1990-х в республике функционировало 43 вида налогов: 16 общегосударственных, 10 общеобязательных налогов и сборов, 17 местных. Кроме того, положение МСП усугубляла нестабильность налогового законодательства.

В 1994 году были сделаны первые конкретные шаги на пути реформирования налоговой системы и упорядочивания налогов. Изменения коснулись двух крупных налогов, влия­ющих на развитие МСП: подоходного налога с физических лиц и налога на прибыль предприятий. Были приняты указы Президента РК, имеющие силу Закона «О налогообложении доходов физических лиц» и «О налогах на прибыль и доходы юридических лиц». В рамках реализации Государственной программы поддержки и развития предпринимательства на 1992–1994 годы также предусматривались меры по совершенствованию системы налогообложения. Доступ к источникам финансирования поддержки предпринимательства осуществлялся при условии наличия законодательно закрепленных налоговых льгот с дифференциацией по отдельным видам деятельности для программ развития предпринимательства.

Следует отметить, что на втором этапе (1993–1995) развитие МСП осуществлялось в условиях жесткой монетарной и реструкционной фискальной политики государства. Для достижения макроэкономической стабилизации упразднялись налоговые льготы, стимулирующие производственную деятельность, что имело негативные последствия. Резко сократилась численность работающих в производственной сфере кооперативов, ТОО и малых предприятий. Из-за малодоступности кредитных и нехватки собственных средств и высокой инфляции произошел отток основной час­ти субъектов предпринимательства из производственной сферы в сферу торгово-посреднической и коммерческой деятельности.

Окончание следует

Популярное

Все
Девять медалей завоевала сборная Казахстана на домашнем Grand Slam
Новый Папа Римский выступил с первым официальным обращением к кардиналам
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Авиакомпания Qazaq Air официально меняет название
Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
Опубликован полный текст выступления Главы государства на военном параде в Астане
Новую систему безопасности установили на трассе Астана – Караганда – Алматы
NASA подтвердило предсказание Стивена Хокинга о конце света
Бессмертный подвиг девушки-снайпера
60,8% респондентов оценивают перспективы Казахстана положительно - КИСИ
«Ұлы дала жорығы»: 80-летию Великой Победы посвящается
Тягач стоимостью 100 млн тенге разобрали на запчасти на штрафстоянке в Алматинской области
Профессионал, с которым повезло работать
7 мая — день силы и чести: Казахстан отмечает День защитника Отечества
Башкирская группа Ay Yola поблагодарила казахстанцев за теплый прием
Человек-легенда
Сервис для проверки утечек персональных данных появился в eGov Mobile
В Астане определились победители скачек с призовым фондом 120 млн тенге
Баранина из Акмолинской области отправляется в Катар
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
Акмолинец выехал на встречную полосу прямо перед полицейскими
В лицее Шымкента хотели закупить 45 тысяч пачек бумаги на 90 млн тенге
Начато возведение крупного металлургического завода
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Полководец. Писатель. Патриот
Незнание законов не освобождает от... профессии
Продвижение казахского языка и культуры обсудил Президент с главой «Яндекс Global»
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Казахстан увеличил шансы на выход в стыки Евро-2026 по футзалу
Как убивали Шерзата Болата
Астана становится центром ивент-туризма
Нет дружбы крепче фронтовой
Говорят правнуки солдат Победы
Граждан Китая вызволили из солончаковой западни в Костанайской области

Читайте также

Забота о ветеранах – приоритет социальной политики государс…
Неоценим вклад Казахстана
Незабываемые огненные годы
В Семее открылась выставка «Ерлік – елге мұра, ұрпаққа ұран»

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]