– В 60-е годы ХХ века в Казахстане наметилась устойчивая тенденция роста реальных доходов сельчан, составляющих основную часть пайщиков и обслуживаемого населения потребительской кооперации. Повышение требовательности к ассортименту товаров и услуг, качеству обслуживания обусловило развитие розничной торговой сети, строительство оптовых баз, производственных предприятий, – рассказывает ректор. – Успешное решение этих задач зависело от кадрового потенциала.
К тому времени потребительская кооперация Казахстана во всех регионах имела комплекс учебных заведений – кооперативных техникумов и училищ. Их выпускники работали руководителями областных и большинства районных потребсоюзов. Специализированного вуза потребкооперации в республике не было. Специалистов готовили в смежных институтах Алма-Аты, Москвы, Новосибирска и других городов. А проблема подготовки кадров с высшим кооперативным образованием оставалась острой.
Идея Казахского союза потребительских обществ открыть вуз была поддержана правительством республики. Совмин Казахской ССР, Совмин СССР, Правление Центросоюза СССР 9 июня 1966 года приняли решение открыть кооперативный институт (ККИ) Центросоюза в Караганде, где выпускали бы специалистов для системы потребкооперации Казахстана, Кыргызстана, областей России и Узбекистана.
– Еркара Балкараевич, своевременность организации вуза подтвердилась жизнью. Он стал популярен у сельской молодежи, со временем вошел в число лидеров среди родственных учебных заведений огромной страны. Какие традиции были заложены в годы его становления?
– Карагандинский кооперативный институт так и остался единственным в Казахстане, выпускающим на протяжении 30 лет специалистов для потребкооперации. И с первых дней главным для его руководства стало создание условий для учебы студентов и работы преподавателей и сотрудников. Проявившая себя в науке молодежь направлялась в целевую аспирантуру, на стажировки в Москву, Киев, Ленинград, Львов, Минск и другие города. Расширялась научно-исследовательская деятельность. Изначально во главу ставилась активная подготовка национальных кадров. Вуз строил современные учебные корпуса, общежития и жилые дома, спортивные объекты. Стремление идти в ногу со временем привело к тому, что в 2001 году КЭУ одним из первых прошел государственную аккредитацию. Независимость республики, введение рыночной экономики привели к внедрению специальностей, востребованных XXI веком, и подготовке специалистов по современным образовательным программам.
Огромный вклад в создание Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза внесли видные общественные и научные деятели Караганды и Карагандинского региона. Это первый Президент страны Нурсултан Назарбаев, работавший в 1977–1984 годах секретарем, вторым секретарем обкома Компартии Казахстана, Василий Акулинцев, первый секретарь Карагандинского обкома КП, Султан Досмагамбетов, председатель Карагандинского облисполкома, Владимир Саламатов, заместитель заведующего отделом строительства Карагандинского обкома Компартии Казахстана, председатели правления Казпотребсоюза Рымбек Ильяшев и Умирзак Сарсенов.
В стенах университета получили профессию свыше 100 000 человек. Многие из них известны в стране и за рубежом. Наши выпускники работают в Администрации Президента РК, в министерствах и ведомствах, в выборных органах Мажилиса и Сената Парламента, председателями правлений республиканского и областных союзов потребительских обществ, руководителями местных исполнительных органов, различных предприятий и компаний. Среди них хотелось бы назвать Хазбулата Ашляева, председателя правления Казпотребсоюза, Ерлана Нигматулина, депутата Мажилиса второго, третьего, четвертого созывов и Сената Парламента РК, Серика Абденова, бывшего министра труда и социальной защиты, Серика Нугербекова, ныне члена Счетной палаты РК по контролю за исполнением республиканского бюджета.
– Сегодня КЭУ – один из лидеров инновационных процессов в образовании республики. Каков вклад вуза в решение важных проблем?
– Университет намерен стать экспериментальной площадкой в стране по развитию e-learning образования. И как ведущий вуз работает с учетом изменений глобальной окружающей среды. Созданная нами модель электронно-инновационного университета имеет образовательный портал дистанционного обучения, учебно-инновационные комплексы «Виртуальное предприятие» и «Интегрированная налоговая информационная система». Наш вуз предлагает прогрессивные программы профобразования, стремится вовремя реагировать на внешние вызовы и возглавить изменения в поддержке устойчивого развития общества.
Мы уже сообщали, что наш коллектив приступил к формированию инновационно-предпринимательского университета. Уже создана единая корпоративная стратегия – модель стратегического управления, где важную роль играет ядро. В КЭУ – это основная команда центрального управления, в которую входят выпускники университета разных лет, и те, кто работает продолжительное время, поддерживая традиционные ценности вуза и имея неоспоримый авторитет.
Для противостояния вызовам современного глобального образовательного пространства создан международный научно-консультативный совет – экспертно-аналитический орган, дающий рекомендации в международном образовании, науке и инновациях. Он участвует в стратегическом управлении вузом, повышая его конкурентоспособность среди ведущих мировых научно-образовательных центров.
К юбилею у нас открылся Центр полиязычного образования. Он создаст полиязычную среду. Вот-вот начнет работу и учебно-научный производственный комплекс – площадка для сотрудничества с компаниями и научными институтами, привлечения опытных специалистов к образовательному процессу. Итогом должно стать совершенствование учебного процесса, включение в него от компаний-лидеров лучшей практики, отвечающей потребностям экономики и общества.