Учителя и ученики
Выдающийся текстолог, основоположник научного абаеведения и шакаримоведения, ученик и соратник Мухтара Ауэзова, поэт, писатель, драматург, переводчик, педагог-наставник и общественный деятель. Жизнь ученого вобрала в себя важные события нашей истории, в которых он непосредственно участвовал и внес вклад в становление независимого Казахстана. Каюм Мухамедханов – автор текста Государственного Гимна Казахской ССР, он вернул из мрака забвения имена и произведения многих знаковых общественных и культурных деятелей, основал первый музей Абая в Семипалатинске (1940 г.), подготовив для этого основательную базу из найденных в трудных экспедициях экспонатов. Он сберег оригинальное слово Абая, Шакарима и алашординцев и боролся за увековечение их имен и творчества в то время, когда они были под запретом. Он служил своему народу, потому что искренне любил Отчизну.
Его отец Мухамедхан Сейткулов объединял народ вокруг вечных ценностей культуры и истории, духовно связав век XIX и XX. Сын достойно хранил память об отце, продолжал его дело. Чем дальше в историю уходят их имена, тем более я осознаю, что отец и сын стали неразделимы.
На одной из встреч с молодежью Каюм так вспоминал отчий дом: «Я бы хотел начать наш разговор со своих истоков, потому что воспитание в семье играет важную роль в становлении и духовном развитии человека.
Мое детство, нужно сказать, прошло в благодатной атмосфере. Мой отец Мухамедхан Сейткулов, 1870 года рождения, был благородным, образованным человеком, интересовался историей и культурой своего народа. Он имел хорошую домашнюю библиотеку, которая занимала огромный зал, в ней была представлена вся мировая классика, редкие рукописи, произведения устного народного творчества. Отец выписывал много газет и журналов того времени на казахском, татарском и русском языках. Например, первый казахский журнал «Айқап» и газету «Қазақ»; газеты «Таржиман», «Уақыт» и журнал «Шура». Газета «Сарыарқа» и журнал «Абай» издавались в Семипалатинске в 1917–1918 годах на средства казахских купцов-меценатов, в числе которых был и мой отец. Первыми издателями журнала «Абай», как известно, были Ж. Аймауытов и М. Ауэзов.
Важно отметить, что в нашей библиотеке был и первый сборник произведений Абая, изданный в Петербурге в 1909 году; изданные в Семипалатинске в 1912 г. поэмы Шакарима «Қалқаман-Мамыр», «Еңлік-Кебек», а также «Қазақ айнасы», «Шежире – происхождение и история казахов и казахских ханов», «Книга о религии мусульман» и многое другое. Всего не перечислить. Таким образом, все эти источники постепенно входили в круг моего чтения.
В библиотеке моего отца было и многотомное издание «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества» (редактор Семенов-Тян-Шанский), 18-й том назывался «Киргизский край» и был посвящен истории казахского народа (издан в 1903 г.). Одним из авторов этого издания был Алихан Букейханов, будущий лидер партии «Алаш» и глава правительства «Алаш-Орда». Благодаря труду А. Букейханова я впервые познакомился с объективной историей своего народа и его культурой…»
Атмосфера родительского дома, круг чтения и круг общения отца оказали большое влияние на детей. В доме Мухамедхана Сейткулова бывали Абай и его ученики, Шакарим и алашординцы, писатели и издатели, акыны и артисты.
В 1912-м в очередной приезд в Семипалатинск Шакарим, как обычно, остановился в доме Сейткулова. Однажды после утреннего чая Шакарим решил прогуляться по городу и долго не возвращался. Обеспокоенный хозяин начал поиски гостя и узнал, что Шакарима арестовала полиция, приняв его за шпиона. Высокий, одетый в оригинальные сшитые им самим одежды и сапоги, Шакарим вызвал подозрение. Мухамедхан освободил Шакарима, развеяв подозрения полиции. И всем известная фотография Шакарима была сделана в один из его приездов в дом М. Сейткулова.
Он был благородным и щедрым, умел распознать таланты и всячески помогал многим людям. Знакомые и незнакомые, они шли в его дом прочитать новинки литературы и периодики, послушать рассказы хозяина и пообщаться с его гостями. Сейткулов был отзывчивым человеком: например, поселил у себя молодую семью учителя Турлыхана Касенулы, который приехал в город работать, но ему негде было жить. Здесь часто гостил со своими друзьями студент учительской семинарии Мухтар Ауэзов, и Мухамедхан Сейткулов обеспечил условия для проведения первых репетиций его пьес «Енлік-Кебек», «Қарагөз», «Бәйбіше тоқал», «Ел ағасы». Так в этом доме начинался первый казахский театр.
Друзьям отца читал свои первые произведения Каюм, и еще он выполнял их задания. Так, в 14 лет по просьбе Идриса Мустамбаева переписал книгу на арабской графике аккуратным бисерным почерком. Он так старался, что не спал три дня и три ночи, и радости не было конца, когда Мустамбаев похвалил его за хорошо выполненную работу. Смущенный подросток не хотел брать вознаграждение за свой труд, но Мустамбаев заметил: «Ты хорошо потрудился, а хороший результат должен быть достойно оплачен». «Так я получил свою первую зарплату», – вспоминал потом Каюм. То было счастливое время становления молодого человека, ставшего очевидцем интересных событий.
Преданность ценностям семейного очага вела его по жизни. Память об отце и о его друзьях – посетителях родового дома, стала святой для сына. Каюм Мухамедханов посвятил себя возрождению правды о них, открывал и сохранял их произведения, боролся за увековечение достойных имен, чего бы это ему ни стоило. Репрессии, физические и моральные пытки не сломили мужественного человека с тонкой душой поэта. В 1951-м Каюм не отказался от школы Абая, не подписал ничего против своего учителя Мухтара Ауэзова.
За это он был осужден на 25 лет и сослан в Карлаг. Много позже он вспоминал: «Я тогда думал так. Человек умирает всего лишь один раз. Что моя смерть, когда такие люди, как алашевцы, погибли?!» Наверное, в те страшные минуты на грани жизни и смерти, образ отца вставал перед ним. Меценат, алашординец Мухамедхан Сейткулов был арестован в 1921, 1928, 1932 годах, имущество его конфисковали. Но он никогда не допускал мысли покинуть родную землю, ведь здесь прах предков и память о них. М. Сейткулов разделил трагическую участь алашевцев: его вновь арестовали в 1937-м и расстреляли в ночь на 2 декабря того же года.
В Карлаге в 1952-м Каюм написал пронзительные строки:
Родная земля, золотая колыбель,Из гнезда твоего вылетел я,Пока глаза не сомкнутся навек,Как я могу жить без тебя?Возврати к себе, земля Семея,И на небольшом кусочке твоемПросторно и свободно будет мне.(Свободный перевод
с казахского языка)
Примером для Каюма всегда был его отец – его совесть, сила любви к родной земле, честь, чувство справедливости. Что может быть сильнее?.. В моменты страшных пыток (жаркая и холодная камера, иглы под ногти, капающая на голову вода) дух отца, его друзей-алашевцев и собственная сила воли помогли не сломаться, остаться верным своим убеждениям.
Чистота души и совести…Мухамедхан Сейткулов преподавал Ислам в мечети, и сын понимал, что учитель – святая профессия. Из Каюма вырос преданный ученик. Когда-то отчий дом соединил судьбу учителя и ученика – Ауэзова и Мухамедханова – навсегда. Мухтар Ауэзов наблюдал Каюма ребенком, подростком, юношей. Он разглядел его талант, порядочность и честность. После ареста отца (тогда семье сообщили лишь о 10 годах без права переписки, а страшная правда о расстреле раскрылась только в конце 1980-х, в справке о реабилитации), Мухтар Омарханович поддержал юношу, отчисленного из пединститута. В конце 1930-х М. Ауэзов поручил Каюму выполнение важных заданий: создание основы для открытия первого музея Абая, установление имен, биографий и произведений учеников школы Абая, сохранение наследия Абая. Позже по совету учителя Каюм также исследовал народно-исторические поэмы и в качестве научного корреспондента выполнял разнообразные поручения при написании Ауэзовым романа-эпопеи об Абае. Все это говорит о безмерном доверии, которое было между учителем и учеником, о вере учителя в талант ученика. И ученик выполнил все задания с честью.
Находясь на краю пропасти, в письме из Карлага жене Фархинур и детям Каюм просил их ничего не бояться и в любой ситуации говорить только правду, чего бы это ни стоило. «Чистота моей души и совести дает мне силы и надежду, что я вернусь к вам…» – писал он. Вера в праведность своих поступков исходила из веры в высшую справедливость.
Чистота души и совести, открытость и справедливость – такой пример видел сын в отце. Как и отец, Каюм поддерживал всех, кто интересовался историей и культурой своего народа, редкими рукописями и народно-историческими поэмами, уникальными историческими документами и фотографиями. Он по-отечески заботился о студентах, и его дом был всегда полон посетителей. Супруга Фархинур продолжила традиции гостеприимства Макыпжамал, матери Каюма. Никто не уходил из дома, не отведав вкусного обеда, не выпив ароматного чая с домашними вкусностями. А Каюм продолжал домашние университеты.
Непревзойденный педагог, он рассказывал о встречах и творческом общении с интересными людьми. Это – Жамбыл, Саин, Естай, Сатпаев, Маргулан, Жароков, Хаджи Мукан и другие, об исторических событиях, участником которых он был, делился своими знаниями в разных областях. В таком общении оживали образы и события, и каждый понимал: это наша история. Люди шли сюда, чтобы узнать новое, взглянуть на портреты алашевцев, батыров и акынов, приобщиться к судьбам тех, кто еще долгое время был под запретом.
Так формировалась школа последователей Каюма. Когда-то он сам открыл школу учеников Абая, был репрессирован за это, но сохранил важный пласт культуры страны. Ученики Мухамедханова узнавали из первых рук то, что нигде не преподавали. Становились его учениками и те, кто изначально не имел отношения к литературе. Например, талантливый ученый-математик Сагидолла Кожагельдинов под влиянием учителя перевел, в числе других, на казахский язык произведение А. Пушкина «Метель», и этот перевод считается в литературных кругах лучшим.
Академик Рахманкул Бердибаев, вспоминая Каюма, отметил многогранность таланта ученого, наследие которого еще предстоит изучать. Начав преподавать в 17, Каюм Мухамедханов не оставлял преподавательскую работу, и она длилась 60 лет. Сделанное ученым оставило значимый след. Он руководил музеем и заботился о поэтах и писателях региона. Кроме основных исследований, занимался краеведением и драматургией, переводил с разных языков, сотрудничал с театрами, музеями и научными институтами, выступал на радио и телевидении, читал лекции, вел обширную переписку, работал с архивами, боролся за реабилитацию деятелей культуры и их произведений, хлопотал о сохранении достойной памяти о них. Особой была его забота о потомках знаковых личностей нашей истории, которые запомнили теплые слова о Каюме их отцов и дедов.
Где же он черпал силы и находил время для всего? Этот вопрос возвращает к его истокам: чистота сердца, души и совести, унаследованная от отца, позволила ему достойно выполнить свое предназначенье на земле.
«…Я родился в холодный зимний день, но в моей жизни было больше ярких и солнечных дней», – писал Каюм. Мухамедхан Сейткулов и Каюм Мухамедханов конкретными поступками утверждали духовно-нравственные ценности. Они были интеллектуальными лидерами своего времени и мужественными гражданами. Солнечные дни Каюма Мухамедханова были наполнены множеством стихов и песен-посвящений ему от благодарных студентов и коллег. Сегодня, знакомясь с его жизнью и наследием, молодежь осознает корневую связь с родной землей, сопричастность к общей судьбе народа, обретает духовные силы.
Вечный вопрос классика: «Где, укажите нам, Отечества сыны, которых мы должны признать за образцы?» – для меня прост и ясен. Это отец и сын – Мухамедхан Сейткулов и Каюм Мухамедханов.
Заслуги Каюма Мухамедханова получили высокую оценку. Он лауреат Государственной премии РК (1996), отличник народного просвещения Казахской ССР, отличник просвещения СССР, почетный гражданин Семипалатинска, города Аягоза, Жанасемейского и Абайского районов Восточно-Казахстанской области, а также обладатель Золотой медали Международной академии Абая (Лондон, 1995), первый лауреат Международной премии Абая и Международной литературной премии «Алаш» Союза писателей Казахстана (1996), лауреат премии Союза журналистов Казахстана. В канун его столетнего юбилея издана книга «Каюм Мухамедханов: Письма говорят».
Мы должны беречь память о таких людях, как Каюм Мухамедханов и Мухамедхан Сейткулов, и стараться, чтобы на нашей земле было больше таких граждан, верных сынов Отечества.