Недавно, к примеру, в Алматы туроператор обманул более 30 своих клиентов на 19 млн тенге. Пострадавшие, видимо, потеряли чувство бдительности, иначе не стали бы платить за воздух. В итоге остались без денег и обещанного пляжного отдыха в Турции с его заманчивым «все включено».
– Когда предлагают дешевый тур – это повод лишний раз задуматься, – предостерегает Асель Нуркебаева, президент Ассоциации турагентств Казахстана. – Не может люксовый пятизвездочный отель стоить «две копейки».
По ее словам, потребители рынка туристических услуг порой забывают об элементарных вещах.
– Придя в турагентство, необходимо первым делом потребовать заключения соответствующего договора, – советует президент ассоциации. – Он у нас типовой, утвержденный четырьмя министерствами, и с ним можно заблаговременно познакомиться на любом портале.
Именно такой типовой договор, по словам Асель Нуркебаевой, должен быть на руках у каждого туриста, выезжающего на отдых за рубеж. Еще один важный момент – наличие у компании так называемого туркода.
В конце 2016 года Казахстан впервые принял систему гарантирования прав отечественных туристов за рубежом, которая действует только в некоторых странах мира. В первую очередь следует назвать страны Западной Европы, в том числе Великобританию. Это здесь Национальная организация защиты туристов, действующая в стране с 1973 года, после того, как год назад был объявлен банкротом английский авиаперевозчик «Монарх Эйрлайнс» с 50-летней историей, в штатном режиме вернула домой более 43 тыс. британцев.
В нашей стране менее двух лет назад созданы корпоративный фонд «Туристік Қамқор» и электронная система учета выдачи туркодов, гарантирующих нашим согражданам защиту от последствий мошеннических действий туроператоров.
Между тем таковые в последние годы заметно участились. В 2012 году, например, из Греции не смогли вернуться домой 450 наших соотечественников. Спустя год уже в Турции «застряли» 650 человек, а в 2014 году более 4 тыс. казахстанцев оказались обманутыми вследствие незаконных действий турфирм-однодневок. В 2015 году эта цифра увеличилась почти вдвое, что и стало, как говорится, последней каплей для перехода к более решительным действиям…
– Банковская гарантия является показателем финансовой состоятельности субъекта туристского рынка и ответственности перед туристами – гражданами Казахстана, – считает Инна Рей, председатель фонда «Туристік Қамқор». – Наша организация отвечает за возврат туристов на родину в том случае, если те остаются в чужой стране без обратного авиа- или железнодорожного билета, который входит в состав приобретенного турпакета.
Спустя месяц после создания электронной системы учета туров и выдачи туркодов предоставилась возможность наглядно убедиться в том, что она действительно работает. Это случилось накануне новогодних праздников в аэропорту Шарджи, когда не смогли вылететь более 2 тыс. человек со всех уголков планеты и в их числе 300 наших соотечественников. Примечательно, что только Казахстан смог тогда оперативно вызволить из вынужденного плена своих граждан благодаря слаженной работе фонда «Туристік Қамқор» и уполномоченного органа.
Еще один свежий случай: отец с ребенком не могли вылететь из Дубая из-за того, что их билеты были перепроданы. Ситуацию удалось выправить благодаря туркоду, а затраченные средства пострадавшей стороне компенсировал туроператор.
– Туристический код состоит из 11–13 буквенно-цифровых символов, – рассказала Инна Рей. – Он присваивается при оформлении путевки и автоматически отправляется на электронную почту агента, а затем в реестр туров «Туристік Қамқор». В экстренных случаях турист может им воспользоваться, достаточно будет только связаться с фондом для гарантированного и безопасного возврата на родину.
Вместе с тем на сегодня в Казахстане выдано более 1 500 лицензий на ведение туристской деятельности. Фактически же в данном направлении работают всего 500 туроператоров и только 59 из них являются участниками системы гарантирования прав отечественных туристов за рубежом.
Остальные ссылаются на то, что не занимаются формированием турпродукта и работают на правах агентов. Другие же декларируют, что сфера их деятельности распространяется только на въездной или внутренний туризм. Понятно, что подобной лазейки в Законе «О туристской деятельности в РК» не должно быть, и для этого в нем необходимо прописать нормы, регламентирующие деятельность турфирм.
– Пришло время, когда все должны быть заинтересованы в формировании цивилизованного туристского рынка в Казахстане, что возможно осуществить только в рамках действующего законодательного поля, – уверена Асель Нуркебаева. – У каждого участника рынка туруслуг абсолютно разные риски и, соответственно, должны быть разные меры ответственности и наказания. Пока могу только посоветовать казахстанцам, планирующим отдых за рубежом, требовать от турфирм предоставления туркода для обеспечения своей же безопасности.
Между тем и. о. заместителя председателя комитета индустрии туризма Министерства культуры и спорта РК Жандос Бимагамбетов пообещал, что по отношению к турфирмам, не выдающим туркоды, в ближайшее время будут применяться жесткие меры.
– Мы дали время всем, чтобы можно было познакомиться с электронной системой создания туров и выдачи туркодов. В настоящее время начинаем планировать проверки, по итогам которых будем привлекать к административной ответственности компании, которые до сих пор не стали участниками системы гарантирования прав отечественных туристов за рубежом, – предупредил Жандос Бимагамбетов.
За время работы «Туристік Қамқор» туркоды были присвоены более 380 тыс. казахстанцев. На данный момент фондом собрано более 400 млн тенге, которые аккумулируются на специальном счету в национальной валюте и могут быть использованы только по назначению.