Соревнование умов

2371
Болатбек Абдрасилов, ректор МКТУ им. Х. А. Ясави

По данным мировых рейтингов университетов Quacquarelli Symonds (QS) и Times Higher Education (THE), в сотне лучших университетов мира больше всего представлены вузы США, Великобритании, Германии. Эти страны, как известно, представляют собой ведущие экономики мира, они же являются лидерами в развитии науки и инноваций. Поэтому не случайно говорят, что сейчас соревнуются не экономики по валовому продукту, а идет соревнование умов.

В настоящее время все страны мира озабочены вопросами развития вузов, совершенствованием системы подготовки кадров. Некоторые из них принимают беспрецедентные шаги по поддержке университетов, развитию науки и добиваются серьезных успехов.

Что мешает казахстанским вузам достигнуть мирового уровня

В соответствии с основными трендами формирования университетов нового поколения 4.0 деятельность вузов не должна ограничиваться процессами обу­чения, научных исследований, развитием предпринимательства через коммерциализацию научных результатов – наряду с этим становится актуальной и вовлеченность учебных заведений в решение проблем общества. По мнению известного международного эксперта в сфере высшего образования Джамиля Салми, существуют несколько подходов к созданию университетов мирового уровня.

В основном на практике су­ществуют два основных подхода, связанные с модернизацией уже существующих вузов или их слиянием. Вместе с тем Казах­стан успешно применил третий подход – создание нового университета с «чистого листа» с использованием накопленного мирового опыта при поддержке ведущих университетов-партнеров. Это проект Елбасы по созданию Назарбаев­ Университета, который за короткий промежуток времени стал привлекательным брендом и имеет высокую репутацию во всем мире.

В данное время в Казахстане функционирует 131 высшее учебное заведение. К сожалению, позиции отечественных университетов в мировых рейтингах в целом оставляют желать лучшего, что свидетельствует о недостаточном уровне академической и научной деятельности. Так, в рейтинг QS вошли только 10 наших университетов, из них в топ-300 вошел только КазНУ им. аль-Фараби, который в последнем рейтинге поднялся на 207-ю строку. Остальные же университеты за последние 3 года значительно ослабили свои позиции. Еще более слабые результаты показывают наши вузы в рейтинге THE, где большее внимание в оценке уделяется показателям научных достижений. Так, в топ-500 нет ни одного университета Казахстана.

На наш взгляд, сложившуюся ситуацию с качеством университетского образования в нашей стране можно объяснить как системными проблемами, так и специфичными для каждого университета.

Одной из главных системных проблем является их низкий уровень финансирования. В целом у нас отсутствует целевое государственное финансирование на развитие материально-технической базы, учебных лабораторий, инфраструктуры. Содержание зданий, сооружений, общежитий требует постоянных финансовых расходов, учебно-лабораторное оборудование устаревает. Формирование бюджета университетов в основном осуществляется за счет денежных средств, поступающих в форме государственных грантов для студентов и от обучения на платной основе. В целом стоимость грантов невысока, а стоимость платного обучения в регионах, где платежеспособность населения низкая, даже ниже стоимос­ти госгрантов. Поэтому годовые бюджеты наших университетов значительно малы по сравнению с зарубежными вузами.

Вследствие этого, даже несмот­ря на то, что в среднем 70% бюджета вузов тратится на оплату труда, средняя заработная плата преподавателей остается существенно ниже, чем в других странах. Например, профессор в регионах зарабатывает в среднем порядка 200 тыс. тенге. Понятно, что низкая зарплата в наших вузах не стимулирует привлечение высококвалифицированных преподавателей как внутри страны, так и из-за рубежа, снижает привлекательность научно-педагогической деятельности для талантливой молодежи, в том числе получившей магистерские и докторские степени в хороших зарубежных университетах.

Другой немаловажной проблемой является низкий уровень финансирования НИОКР. За отдельным исключением доля финансовых средств вузов, которые они затрачивают на научные исследования, низкая и составляет порядка 1–5% от общего бюджета, а в некоторых – и того меньше. В целом общая ситуация зависит от объемов финансирования в бюджете страны. Ясно, что при низком уровне финансирования НИОКР трудно надеяться на дос­туп ученых к научным грантам и программам и, следовательно, сложно накопить достаточный объем новых знаний, научных наработок, патентов, лицензий, привлекательных для инвестиций.

Также острым вопросом является идущий во всех вузах процесс смены поколений. К сожалению, процесс не сбалансирован и образующиеся вакансии не восполняются достаточным количеством квалифицированных кадров, имеющих научные степени и звания.

Погоня отдельных университетов за количеством студентов, а не за качеством при отсутствии соответствующих площадей, учебно-лабораторного оборудования и несоответствии материально-технической базы, а также слабый менеджмент, неэффективное использование финансовых средств и ресурсов являются серьезными причинами, приводящими к низкому уровню подготовки кадров. Также среди главных причин отставания наших университетов следует наз­вать неготовность ППС вузов к современным вызовам, низкий уровень владения английским языком, что ограничивает им доступ к современным достижениям в науке, снижает уровень трансферта новых знаний и технологий в учебный и научный процесс.

Ни для кого не секрет, что низкое качество подготовки кадров в наших университетах связано в основном с такими причинами, как несоответствие содержания образовательных программ современным требованиям, слабое использование в процессе обучения новых технологий, которые развивают компетенции, навыки и умения у обучающихся. В сфере высшего образования до сих пор еще не произошел перелом в смене образовательной парадигмы. На сегодня недостаточно простой передачи знаний от преподавателя к студентам, необходимо ориентироваться на подход «4К»: развитие у студентов коммуникаций, коллабораций, критического мышления и креативности.

Негативно отражаются на учебно-воспитательном процессе, снижают имидж наших университетов еще не изжитые в некоторых из них проблемы коррупции, невыполнение принципов академической честности, добропорядочности преподавателями и студентами.

Вузы как катализаторы развития регионов

В недавнем Послании народу Казахстана Глава государства Касым-Жомарт Токаев отметил необходимость развития регионов под девизом «Сильные регио­ны – сильная страна». Это очень важный месседж, направленный на развитие и повышение конкурентоспособности экономик регио­нов, повышение благосостояния населения нашей страны, особенно проживающих в сельской мест­ности, обеспечение жильем, развитие инфраструктуры, повышение качества жизни, а также выравнивание возможностей населения в доступе к качественному образованию и услугам.

При этом важную роль в социально-экономическом развитии регионов должны играть наши высшие учебные заведения. Во-первых, университеты являются кузницами кадров в целом для всех отраслей экономики и социальной сферы. Во-вторых, развитые в университете наука и инновации повышают инновационный потенциал региона. Университеты должны быть не только центрами развития нау­ки и образования, но и интеллектуальными центрами, где генерируются новые идеи, вырабатываются решения социально-экономических проблем. Поэтому одним из условий становления сильных регионов является соз­дание сильных университетов в регионах. Сильные университеты – сильные регионы. Сильные регионы – сильная страна!

Глава государства в июле текущего года объявил о создании 20 передовых университетов. Это очень серьезный и важный проект, успешная реализация которого может дать мощный импульс развитию страны в целом. Поэтому при разработке механизмов его реализации должны быть учтены международная прак­тика, опыт создания Назарбаев­ Университета, а также необходимо учесть успешные примеры трансформации отечественных университетов.

Международный казахско-турецкий университет им. Х. А. Ясави (МКТУ) был создан в 1992 году по инициативе Елбасы – Первого Президента РК Нурсултана­ Назарбаева­ и Премьер-министра Турции Сулеймана Демиреля.

За 27 лет создан современный университетский кампус, в который входят студенческие общежития, учебные корпуса, медицинская клиника, библиотека, Дворец культуры, студенческие столовые и т. д. В настоящее время на 11 факультетах по образовательным программам бакалавриата, магистратуры, резидентуры, докторантуры обучаются более 10 тыс. студентов, в числе которых представители 40 национальностей из 19 стран. В университете работают более одной тысячи преподавателей, из которых 5% – преподаватели из Турции, остепененность составляет 45%. Функционируют 6 НИИ, 4 аккредитованные научные лаборатории, выпускаются 4 научных журнала. Университет по праву является символом дружбы двух братских народов, Казахстана и Турции, и стал единым шаныраком для молодежи, получающей знания со всего тюркского мира.

С прошлого года в университете началась полномасштабная модернизация деятельности по всем направлениям. Была разработана и принята межправительственным Полномочным советом МКТУ новая Стратегия развития университета до 2023 года, в рамках которой в течение 2018⁄19 учебного года начат процесс комплексной транс­формации всех процессов.

Так, на опыте ведущих учебных заведений мира полностью пересмотрены образовательные программы по специальностям в сторону их практической ориентации и развития у обучающихся компетенций. Все программы обновлены по отдельным специальностям, таким как IT и экономического блока, практически полностью, с включением в них таких новых предметов, как Fintech, Big Data, Artificial Intelligence (искусственный интеллект), Blockchain, Ciber security (кибербезопасность), Data mining (глубинный анализ данных) и др. Разработаны принципиально новые, инновационные программы по робототехнике, компьютерному моделированию и визуализации данных. На примере опыта Назарбаев­ Университета создана Высшая школа государственного управления и экономики.

Усиление взаимодействия с работодателями позволило существенно изменить ситуацию с трудоустройством выпускников. По итогам прошлого года нам удалось полностью трудоустроить выпускников медицинских специальностей, в целом показатели трудоустройства составили 76%.

На основе функционального анализа проведена большая работа по оптимизации персонала управления, сокращению коммунальных и других расходов за счет введения жесткого контроля и повышения эффективности технологических процессов. В 2 раза сокращено количество сотрудников административно-управленческого звена, коммунальные расходы снизились на 40%. Это позволило обновить на 30% учебно-лабораторное оборудование, проведен комплексный ремонт и оснащение 5 студенческих общежитий, принимаются меры по стимулированию сотрудников и ППС. Созданным Центром профессионального развития осуществлена диагностика компетенций сотрудников, разработана программа их развития на основе методов фасилитации, модерации, коучинга, тренинги, кейс-стадии, brainstorming и т. д.

Достигнута предварительная договоренность с иностранными инвесторами из Турции по строительству студенческого общежития на 500 мест и досугового центра для студентов на территории кампуса.

Университетская наука формирует инновационную экосистему

Несомненно, одним из главных направлений трансформации университета должно быть развитие науки. Как показывает опыт ведущих стран, создание полного цикла инновационной инфраструктуры существенно влияет на развитие современной науки и инноваций. В связи с этим в июне 2018 года нами был открыт один из главных элементов инновационной инфраструктуры – Офис коммерциализации (трансферта) технологии, где работают молодые ученые с зарубежным образованием. Деятельность этой структуры дала мощный импульс для повышения научной активности преподавателей и студентов. По результатам работы университет выиграл по конкурсу 4 крупных гранта на коммер­циализацию результатов научных работ, стал обладателем гранта Всемирного банка на обучение 130 преподавателей английскому языку. Также в текущем году около 30 научных проектов будут финансироваться за счет средств Турецкой Рес­публики.

Существенно повысилась пуб­ликационная активность ученых, количество опубликованных статей в наукометрической базе Scopus за год увеличилось на 26% и достигло 600 статей, а число ученых, имеющих индекс Хирша, повысилось вдвое. В целом за один год доля расходов на финансирование НИОКР в бюджете университета увеличилась с 2 до 8%.

Следующим этапом развития науки и полного цикла инновационной инфраструктуры является создание научного технопарка. В Казахстане в основном созданные технопарки содержатся за счет средств университетов и не стали реальной платформой для сотрудничества производства и науки. В связи с этим следует отметить успешный опыт технопарков в ведущих университетах Турции, где были приняты системные меры по поддержке развития университетской нау­ки и созданию инновационной инфраструктуры. Государственная поддержка развития НИОКР позволила создать в вузах научно-инновационные кластеры, где генерируются новые научные знания, которые затем через инновационную инфраструктуру внедряются в производство и общество в виде новых продуктов, технологий и услуг.

Новый этап развития

С учетом приоритета развития Туркестанской области и планов по формированию города Туркестана как духовной столицы тюркоязычного мира руководство страны поставило задачу повысить уровень нашего университета до лидирующего в тюркском мире. В июле 2019 года по поручению Президента страны Министерством образования и науки РК была создана рабочая группа, в состав которой вошли ответственные сотрудники МОН РК, МИД РК, Назарбаев­ Университета, МКТУ им. Х. А. Ясави, акима­та области, а также независимые эксперты. На сегодня этой группой обновлена стратегия университета, в ней определены новые направления модернизации корпоративного управления для обеспечения высокого уровня стратегического видения. Запланирована трансформация академической деятельности на базе опыта Назарбаев­ Университета, а также на основе трансферта научно-образовательного франчайзинга с ведущими университетами мира.

Анализ зарубежного опыта показал, что франчайзинговые программы используются как один из механизмов ускоренного развития вузов. Предполагается дальнейшее развитие инновационной экосистемы с привлечением бизнес-сообщества, также нужно отметить, что университет имеет все предпосылки для становления как исследовательского хаба в области тюркологии, архео­логии, теологии, яссавиведения и изучения духовных общетюркских ценностей. В целом выполнение новой стратегии направлено на достижение университетом лидерских позиций в регионе и в тюркском мире.

Со дня обретения независимости в нашей стране предпринимаются меры по улучшению качества высшего образования, по поддержке вузов. Так, в прошлом году был принят Закон РК о расширении академической и управленческой самостоятельности университетов. В соответствии с ним ведутся работы по реорганизации госвузов в форму некоммерческих акционерных обществ. Это позволит более полно реализовать возможности нового закона, внедрить современные формы управления, диверсифицировать источники финансирования и др. Все перечисленное закладывает основу для успешного выполнения задачи по созданию 20 передовых университетов.

При этом на начальном этапе важно разработать механизм отбора университетов, которые войдут в этот пул. Необходимо обратить внимание на достигнутые успехи университета, на выработанные собственные механизмы устойчивого развития и поддержания конкурентоспособности. Для каждого университета с привлечением международных экспертов должна быть разработана собственная стратегия с учетом современных трендов и региональных особенностей, накопленного опыта. Учитывая важность и ответственность этой работы, может быть целесообразно создание рабочих групп на уровне уполномоченного органа.

Для привлечения высококвалифицированных специалистов в наши университеты необходимо проработать механизмы повышения уровня оплаты труда. В целом на системном уровне этого можно достичь за счет увеличения стоимости образовательных грантов, например через сокращение их количества. Опыт 2019 года показал неосвоение около 3 тыс. грантов, по некоторым специальностям практически не было конкурса и поступали абитуриенты с низкими баллами.

Необходимо сбалансировать распределение грантов. Дейст­вующая модель выделения грантов предполагает выбор абитуриентом конкретного университета, при этом большая часть обладателей грантов выбирают ведущие национальные университеты, расположенные в Нур-Султане и Алматы. Однако эти вузы не могут обеспечить прием всех желающих на обучение. Мы предлагаем видоизменить систему зачисления обладателей грантов, учесть в системе распределения грантов МОН РК количество студентов, которое может принять университет. Это позволит сбалансировать распределение грантов по вузам и регионам.

Проект по созданию 20 передовых университетов и востребованные меры по развитию науки и инноваций – это мегапроекты, которые будут определять будущую конфигурацию экономики, социальной сферы нашей страны. Их успешная реализация даст новый импульс для продвижения Казахстана к устойчивому развитию и наращиванию конкурентоспособности. С учетом особой важности стоящих задач в сфере науки, инноваций и высшего образования, на наш взгляд, создание профильного государственного ведомства в МОН РК способствовало бы форсированному достижению целей.

Как справедливо отметил в своем Послании Президент нашей страны Касым-Жомарт Токаев, без науки мы не сможем обеспечить прогресс нации. Он также подчеркнул необходимость повышения уровня научных исследований и их применения на прак­тике. Анализ развития науки в ведущих странах показывает, что качество научных исследований и их результативность напрямую связаны с востребованностью в реальном секторе. Источники финансирования науки в этих странах сильно диверсифицированы с преобладанием в них доли участия бизнеса.

Так, по данным Института статистики ЮНЕСКО за 2018 год, в высокоразвитых странах (США, Израиль, Южная Корея), где расходы на науку составляют более 2,5% ВВП, развитие науки и технологий в основном финансируется бизнесом. Например, в Израиле бизнес-сообщество финансирует 85% расходов на НИОКР. В то же время в развивающихся странах, где расходы на науку составляют порядка 0,1–0,2% ВВП, доля бизнеса невысока. По тем же данным ЮНЕСКО, в Казахстане доля инвестиций частного сектора составляет 36,7% от всех расходов на науку и инновации. Таким образом, в странах, где наука развита, она становится привлекательной для бизнеса, который вкладывает средства в НИОКР, получает инновационную продукцию, технологии.

С учетом международного опыта необходима разработка закона о технопарках, в рамках которого будут предусмотрены меры по стимулированию создания и развития инновационных инфраструктур при университетах, которые должны послужить платформой для сотрудничества бизнеса и науки. Все эти составляющие позволят форсировать успешное решение задачи по развитию университетов в Казахстане.

В данной статье мы остановились лишь на отдельных проблемах и аспектах развития университетов нашей страны. Это очень сложная и многогранная работа, требующая совместных усилий центральных и местных органов, коллективов университетов и институтов гражданского общества.

Популярное

Все
Первостепенная необходимость
Казахстан – Иордания: новый этап доверительного диалога
Строительство идет по графику
Военнослужащие Нацгвардии провели акцию «Дорога в школу»
Аким Мангистау ознакомился с ходом строительства социальных объектов
Бектенов поручил внести предложения по наказанию виновных в срыве дорожных проектов
В Сарани строят завод по сборке грузовиков
Казахстан укрепил свой статус международного транзитного хаба
Аэропорты Астаны, Алматы, Шымкента и Актобе станут мультимодальными центрами мирового уровня
Астанчанин оформил миллионные автокредиты на четверых казахстанцев
UFC выбрал нового соперника Шавкату Рахмонову
Программу «Аналар саулығы» запустили в рамках исполнения поручений Президента
Модернизацию объектов энергетики проверили в Степногорске и ЗКО
«Байдың баласы»: новая казахстанская комедия вышла в прокат
S&P улучшило прогноз Казахстана со стабильного на позитивный
Три древние статуи подняли со дна моря в Египте
В Бишкеке прошёл III казахстанско-кыргызский форум талантливой молодежи
Литературная карта мира
Парк воздушных судов пополнится новыми самолетами в РК
Газ приходит в глубинку
О чем расскажут старинные карты
Британцы нашли клад на кухне
В Таджикистане археологи обнаружили древний водопровод
До конца 2025 года в Казахстане введут обязательную маркировку моторных масел
Гвардейцы впервые стали чемпионами МВД РК по спортивному самбо
В Кызылординской области все больше сёл отказываются от продажи алкоголя
Гвардеец завоевал бронзу на ЧМ по пляжному самбо в Сингапуре
О погоде в Казахстане на первые дни августа рассказали синоптики
Нацбанк начал валютные интервенции
Где и когда посмотреть результаты конкурса грантов?
Гвардеец стал призёром конкурса по популяризации наследия Абая
В Астане 125 новобранцев дали клятву Родине
Незаконные постройки снесут в Уральске
Найдены личные вещи членов экипажа пропавшего на Сорбулаке вертолета
Четыре человека погибли в жуткой аварии в Актюбинской области
Алматинская область подарила земле Абая скульптуру «Золотой человек»
Дженнифер Лопес в Астане: что важно знать перед концертом
Дожди и град ожидаются в Казахстане в ближайшие дни
Модернизация на особом контроле
В Павлодаре откроют первую комфортную школу
На концерт Дженнифер Лопес в Ереване потратили $7 млн
Госаудит проверил расходы казахстанской науки
В МВД предупредили о новой схеме мошенничества при бронировании жилья

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]