Три балета о любви

3765
Флюра Мусина

В середине мая в театре Astana Opera состоялся роскошный праздник танца и музыки. В один вечер зрители смогли увидеть три шедевра XX века – романтическую «Шопениану» Михаила Фокина и две хореографические миниатюры классика современного танца Иржи Килиана.
И если знаменитый «белый» балет М. Фокина хорошо известен нашим зрителям, то Petite mort и «Шесть танцев» И. Килиана на музыку В. А. Моцарта сегодня можно увидеть только в столичном театре Astana Opera.

фото Игоря Бургандинова

Эти три одноактных спектакля объединяют прекрасная музыка и тема человеческих отношений, поданная тонко и возвышенно, а порой легко и с юмором. Шопен и Моцарт, Фокин и Килиан – разделенные временной дистанцией творцы – одинаково талантливо воплотили в музыке и в танце все оттенки человеческих взаимоотношений, в основе которых лежит прекрасное чувство – любовь. И если в «Шопениане» это грезы юноши-поэта, окруженного бесплотными сильфидами, то в балетах Килиана это вполне реальные персонажи, в которых зрители, вероятно, могут узнать и себя.

Основным героем, содержанием и смыслом спектакля Фокина «Шопениана» является танец – логика его развития, самодос­таточная красота движений, поз и переходов. Это своего рода оммаж хореографа чудесным формам романтического балета. И потому чувство стиля здесь – главное условие успеха, как и чистота линий, синхронность движений и точность поз. «Шопениана» в хореографии М. Фокина была поставлена в Astana Opera Алтынай Асылмуратовой в 2018 году, и с каждым годом качество исполнения становится все совершеннее, приближаясь к заветному образцу. Педагоги-репетиторы Елена Шерстнева и Константин Заклинский добились от артистов не только точного звучания текста балета, но и возвышенного и стильного исполнения знаменитого шедевра. В спектакле занято много молодых артистов, в их числе совсем юные балерины София Адильханова и Гульназ Жанаева. Недавние выпускницы Казахской национальной академии хореографии, они прекрасно справились со своими партиями в качестве солисток, показав высокий уровень технического исполнения и создав по-своему интересные образы. Для солистки балетной труппы театра Шугылы Адепхан «Шопениана» – уже знакомый балет, она исполняет его не первый год. И с каждым выходом на сцену все глубже проникается стилем романтического шедевра. Партию Юноши исполнил ведущий солист труппы Еркин Рахматуллаев, замечательный классический танцовщик выходит на сцену в этом балете с первого дня премьеры, и каждое его исполнение смело можно назвать эталонным.

Но этот вечер готовил для артистов нешуточное испытание. После воздушных сильфид, порхающих по сцене на пуантах, им предстояло выступить во втором отделении в современной постановке Иржи Килиана босиком. «Килиан – это современная классика. Его хореография не противостоит классической хореографии, хотя, естественно, там работают другие мышцы. Еще одна сложность заключалась в том, что нужно было танцевать босиком. Балерины привыкли натирать себе мозоли пуантами – это для нас как бы момент профессиональной деформации. А здесь от соприкосновения с полом натирались совсем другие мозоли, и это было больно! – смеется Алтынай Асылмуратова. – Но и с этим справились, теперь уже, можно сказать, ноги обросли нужными мозолями».

Впрочем, никакие физические сложности не могли омрачить то удовольствие, которое получили артисты от хореографии Килиана. «Танцуя Килиана, я ощущаю невероятную свободу, как будто у меня нет границ для воплощения себя в танце, я могу передать все тонкие нюансы своего состояния. Для меня это как путешествие внутрь себя», – признается Шугыла Адепхан, которая танцует в балете один из самых красивых дуэтов. Ведущая солистка Айгерим Бекетаева, которая прекрасно исполняет этот же дуэт в первом составе, совершенно согласна с коллегой: «Танцуя этот балет, получаешь огромное эстетическое наслаждение. Движения льются, переходя из одного в другое, они наполнены таким глубоким чувством! Порой удивляешься хореографу – как можно из различных положений рук, ног, наклона головы сочинить такую сложную кантилену, из которой рождаются такие глубокие смыслы! И не только для зрителя. Мы, исполнители, тоже чувствуем во время танца эту любовь, испытываем от музыки и хореографии огромное физическое удовольствие!» В пару с примой театра Айгерим Бекетаевой постановщики выбрали молодого артиста Дания­ра Жуматаева, и вместе они исполнили прекрасный Третий дуэт, наполненный томлением, чуть уловимым кокетством, свойст­венным танцу Айгерим, беззащитностью и бесконечной неж­ностью.

Балетмейстер неожиданно, но мудро объединил в премьерном спектакле молодых артистов кордебалета с уже опытными мастерами сцены. Первый дуэт в разные дни исполнили Евгений Рыбкин, Камила Орманова и Гульназ Жанаева, все они демонстрировали хорошую пластику тела и актерское мастерство, требовавшее от исполнителей передачи глубоких эмоций. Под стать им были и их коллеги, артисты Второго дуэта – София Адильханова, Руслан Канагат, Бакытгуль Испанова и Ислам Кайыпбай. Еще одна пара солис­тов, которая хорошо знакома и любима столичной публикой, представила Четвертый дуэт – Мадина Унербаева с партнером Сериком Накыспековым сумели передать зрительному залу неистовую страсть, заложенную хореографом в этот чувственный дуэт. Анастасия Заклинская, Галымжан Нурмухамет, Молдир Шакимова, Диас Курмангазы вышли на сцену в самом сложном Пятом дуэте, тела танцовщиков откликались на каждую ноту, видно было, что исполнители владеют ими безупречно, это касается и четкости линий, и мастерски выверенной пластики. И завершающий Шестой дуэт с теплотой исполнили Еркежан Жунусова, Жанибек Ахмедиев, Асель Шайкенова и Олжас Тарланов. Исполнители этого дуэта покидали сцену, взявшись за руки, давая понять публике, что проверенная временем любовь – бессмертна.

В небольшом по протяженнос­ти, но очень насыщенном по хореографии 17-минутном балете шесть дуэтов. И чтобы выбрать исполнителей, постановщикам пришлось немало потрудиться, кастинг был тщательный и сложный. Хореограф в своей постановке шел от качеств исполнителей, и поэтому здесь важны были не только опыт и мастерство, но в первую очередь соответствие личности исполнителя, его внешних параметров и внутренней энергетики. Поэтому молодость, порой даже некоторая неловкость движений являлись скорее плюсом, чем недостатком в данной ситуации. И для молодых артистов театра это стало счастливым шансом.

Надо отметить, что театр шел к этой постановке долго и упорно. Еще в 2016 году художественный руководитель балета обратилась к фонду Иржи Килиана с предложением воспроизвести Petite mort на сцене театра Astana Opera. Но оказалось, что молодая труппа была еще не готова к этой, на первый взгляд, воздушной и легкой, а в действительности очень сложной, филигранной хореографии, где движения, поставленные на каждую ноту божественной музыки Моцарта, оказываются намного красноречивее слов. Год назад в театре состоялась премьера другого балета Килиана – «Шесть танцев», который также поставлен на музыку Моцарта. И безусловный успех, и та легкость, с которой артисты восприняли и исполнили оригинальную хорео­графию, наглядно показали, что балетной труппе театра Astana Opera под силу самые изысканные и сложные спектакли. Ассис­тент Иржи Килиана, в прошлом танцовщик Нидерландского Театра Танца Стефан Жеромски, который в 2016 году приезжал в Астану для знакомства с труппой, а сегодня осуществляет перенос Petite mort , не мог скрыть своего восхищения: «Я увидел совершенно другую труппу, за годы руководства балетом Алтынай Асылмуратовой была проделана фантастическая работа! Артисты в прекрасной форме, они поднялись в своем мастерстве на новый уровень. Также появилось много молодых, прекрасно выученных и очень красивых артистов. Алтынай Асылмуратова как истинный профессионал все видит, все понимает и прекрасно знает, куда она ведет своих артистов. Работать было очень комфортно, а результат нашей общей работы оказался превосходным!»

Два из трех показанных в этот вечер спектаклей – «Шопениана» и Petite mort – шли в сопровождении живого звучания симфонического оркестра театра. Молодой дирижер Элмар Бурибаев был чуток и к музыке Шопена и Моцарта, и к потребностям балетных артистов. Музыкальная партитура спектакля Petite mort составлена Иржи Килианом из медленных частей двух фортепианных концертов В. А. Моцарта – № 21 и 23. А партию солирующего фортепиано исполнила Долорес Умбеталиева, у которой с балетной труппой театра давние профессиональные отношения.

«Нам очень повезло, что пианистка, исполняющая сольную партию этих концертов, – Долорес Александровна – является также концертмейстером балетной труппы театра, – считает Элмар Бурибаев. – Поэтому она прекрасно чувствует движение, артистов, когда нужно вступать, когда замедлить темп, но не в ущерб музыке, конечно же».

А завершил вечер одноактных балетов еще один хореографический опус Иржи Килиана – «Шесть танцев», в котором тоже говорилось о любви, но уже с улыбкой и юмором. А создать смешной балет, как известно, очень трудно. Но Иржи Килиану, которого недаром называют Моцартом в хореографии, удалось сделать это легко и изящно.

Мечты сбываются, и театр получил в свою репертуарную копилку балет Petite mort, теперь наши зрители могут посмотреть уже два балета из «черно-белого» цикла именитого хореографа. Кстати, если кто-то не успел попасть на премьеру, то балеты снова исполнят на фестивале «Опералия», который состоится в Астане в июне этого года.

Популярное

Все
МСХ РК: Ситуация в регионах по приемке и переработке сахарной свёклы на особом контроле
Усик победил Фьюри и сохранил звание абсолютного чемпиона
Свыше 1,2 тыс. единиц спецтехники убирают снег в Астане ночью
В Японии создали лекарство для роста новых зубов на месте утраченных
Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
Мировые лидеры поздравляют президента и народ Казахстана с Днем Независимости
Сколько выходных дадут казахстанцам в 2025 году
Итоги 2024 года Минэнерго: достижения и перспективы развития энергетической отрасли
XII кинофестиваль «Бастау» объявил победителей
Известный блогер-полиглот стал послом туризма Казахстана
Денис Качеев: «Работа по укреплению независимости требует постоянного внимания и участия всего общества»
Работа над многотомником по истории Казахстана продолжается
Токаев поздравил казахстанцев с Днем Независимости
Прочные основы безопасности и развития страны
Тела 12 человек обнаружены в ресторане на горнолыжном курорте в Грузии
Время выбрало нас
Обсуждены перспективы ЕАЭС
Торжественный концерт, посвященный 95-летию Бибигуль Тулегеновой, прошёл в Астане
Искать точки соприкосновения, а не проводить разделительные линии
Столп национальной духовности
Казахстанцы: идентичность 33 года спустя
«Egemen Qazaqstan»: этапы большого пути
На благо страны
Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращенный в будущее
«Южный вектор» открыт для бизнес-предложений
Махмуд Сабырхан нокаутом выиграл бой на ЧА по боксу
Президент подписал закон по вопросам реформирования жилищной политики
На собственной «резине»: от Нижнекамска до Караганды
Президент посетил концерт, посвященный творчеству поэта Шомишбая Сариева
Увидеть Мангистау и запомнить навсегда
Главную сверхспособность человека, которой нет у ИИ, назвали эксперты
Грустные думки аграрные
Премьер провел оперативное совещание по поручениям главы государства
Задачи прокуратуры – закон и порядок
Опыт Шымкентского водоканала изучают эксперты Всемирного банка
Производство шоколада может прекратиться
Автоочередь образовалась на казахстанско-российской границе
Лица старого Уральска
Дело о секс-рабстве девочки из Кызылорды: оглашен второй приговор
В Узбекистане погибла известная бьюти-блогер, выпав из окна
Прорыв в дорожной сфере
Трудов высокая оценка
В поликлинике Кызылорды необоснованно завышали стоимость медсправок

Читайте также

Председатель АДГС встретился с молодежью Астаны
Четверть века на службе Родине
Как противодействовать наркоторговле
Пожаловаться не на что, а о хорошем – скажем!

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]