
Аккордами правды
В советском Казахстане одной из всенародно любимых была юмористическая передача «Тамаша». Отличный актерский состав, качественное содержание, умение рассказать о проблемах общества с юмором и долей сатиры сделали «Тамашу» поистине любимой и народной. Передачу ждали на праздники, не пропускали ни одного выпуска, запоминали, пересказывали, цитировали. Естественно, что артист, который выступил на сцене «Тамаши», имевшей многомиллионную аудиторию, мгновенно становился известным.
1989 год. Очередной номер между юморинами в «Тамаше» взорвал зал. Зрители аплодировали стоя, долго не хотели отпускать исполнителя, буквально завалили его цветами... Так встретила публика малоизвестного тогда акына, жырау Шынболата Дильдебаева, исполнившего терме «Шындык». Произведение быстро ушло в народ. Люди разучивали слова, искали ноты, самостоятельно подбирали музыку на домбре.
О чем же пел автор? Почему вдруг и моментально его творение стало хитом? Это была песня-быль. Поэт открыто говорил о наболевшем, нравственных болезнях, поразивших общество, о социальных проблемах, задавался вопросом о будущем, призывал народ пробудиться, прислушаться к правде. «Сөйле, тілім, алаңдама, тартынба...» – с первых слов терме завоевывало слушателя, приковывало внимание и не отпускало до конца.
Для слуха, привыкшего к «гладкой» лирике советской эстрады, острые слова правды были словно нож. Меткие сравнения, яркие выражения, сочные эпитеты и эмоциональный строй сочинения пробуждали сознание, выводя из полудремы мнимого благополучия.
В то время на просторах Страны Советов полным ходом шла перестройка, царила гласность. Просвет приоткрывшегося «железного занавеса» дарил глоток свободы. Народ, пресытившийся идеологически выверенным, пафосно-патриотичным содержанием произведений, жадно впитывал новое, доселе неразрешенное. На этом витке истории своеобразным глашатаем нового времени оказался Шынболат Дильдебаев – шахтер с душой поэта, автор десятков песен, терме.
Самородок из глубинки
«Шындык» – вершина его творчества, многие знают и помнят Шынболата Дильдебаева именно как автора этого терме. Он также представлял Жезказганскую область на республиканских айтысах, и памятны до сих пор его словесные баталии с акынами из регионов. Как и следует настоящему поэту, он умел в паре предложений увидеть корень проблемы, донести до слушателей ее суть в искрометной, легкой, порой полушутливой форме.
Восхищаясь мастерством акына, виртуозной игрой на домбре, мало кто из зрителей догадывался, что любимый многими поэт в жизни был представителем весьма прозаичной профессии. Шахтер спускался в забой, добывал ценную руду, добросовестно трудился, как и миллионы людей. Но, несмотря на нелегкий труд, находил время и силы для творчества. Основал театральную группу при Дворце горняков в поселке Рудник. Лично искал талантливых людей среди рабочих. Все свободное время проводил на репетициях с такими же влюбленными в искусство сослуживцами. Шынболат был режиссером, сценаристом, актером...
К примеру, в драме «Камар-сулу» выступил режиссером и сыграл главную роль. За самобытность, богатый репертуар и мастерство театру, где он работал, было присвоено звание народного. Кстати, один из номеров авторитетного и популярного тогда журнала «Мәдениет және тұрмыс» («Культура и быт», 1963) был посвящен театру, в котором актерский состав составляли шахтеры.
Сактаган Абаев, коллега Дильдебаева, вспоминает: «В репертуаре театра были как драматические, так и сатирические произведения. Шынболат сам писал сценарии к интермедиям, юмористическим постановкам. Беззлобно, но удивительно точно он высмеивал недостатки в работе разных служб. Одной из популярных и любимых в народе была интермедия про поезд из Карсакпая. В те годы до Жезказгана ходил узкоколейный транспорт, и преодолеть крутую горную дорогу даже «железной машине» не всегда удавалось».
Группа давала концерты в окрестных селах, выступлений артистов-шахтеров аульчане ждали с большим нетерпением. В составе труппы были горные инженеры, рабочие, специалисты буровых установок, представители других профессий. Почти все – передовики производства. На «отлично» они справлялись и с «обязанностями» артистов. Шынболату Дильдебаеву своим рождением обязан и вокально-хореографический ансамбль «Арман» при Дворце культуры «Горняк».
Первым слушателем и рецензентом всех произведений Шынболата был его близкий друг Яхья Асатов. Познакомившись в школе, они пронесли дружбу через всю жизнь.
– Он был озорник и непоседа. Подшучивал над одноклассниками, но без сарказма, – вспоминает Яхья Асатов. – Отличительная его черта – доброта, сложно представить, что Шынболат кого-нибудь мог обидеть. Он был настоящим сері – акыном и певцом со свободной душой. Умел не только отлично играть на домбре, но и разобрать и снова собрать инструмент. Мастера ему часто дарили домбру, и почти каждую Шынболат адаптировал под свой голос. Как? Внутри домбры устанавливают специальные пластины, и их количество влияет на качество звучания. У каждого домбрового мастера свои секреты. А мой друг запросто разбирал домбру на клинья и собирал обратно, убрав то, что считал ненужным. Я всегда удивлялся, как природа щедро одарила его разными талантами. Он пел, писал стихи, песни, мог режиссировать любую постановку, создать любой сценарий, был замечательным конферансье, прирожденным оратором, лидером по натуре. Обладая харизмой, притягивал всех, вне зависимости от возраста, пола, профессии. Кроме всего, очень тонко чувствовал людей, незримые движения души, обладал редким даром проникновения в сердце другого человека.
Высокого роста, с непослушной копной кучерявых волос, громогласный, далекий от меркантильности и мелочей быта. Очень требовательный к себе и аккуратный во всем, заботливый, без тени фальши, интеллигент с добрым сердцем – таким его помнят по сей день друзья, сослуживцы, соседи...
Современный Бухар-жырау
Так называл поэта Народный герой Республики Казахстан Касым Кайсенов, отмечая правдивость, стремление к истине, смелость акына. «Болезни человека лечат врачи, а кому лечить болезни общества? Говорить правду всегда нелегко, это не всем может по нраву. Глаголить истину могут только истинные поэты, такие как Махамбет, Актамберди и Шынболат», – народный писатель Казахстана Шерхан Муртаза ставил в ряд с легендарными акынами прошлых столетий талант Дильдебаева.
В середине 80-х, несмотря на гласность, открыто говорить о проблемах решались единицы. Поэтому откровенные выступления могли обернуться последствиями. Но имя автора – Шынболат («закаленная сталь») – было созвучно названию терме, ставшему народным. Звуки «Шындык» можно было услышать в городах и селах, аулах и зимовках чабанов, на семейных посиделках и в домах культуры.
Кызылорда – Жезказган
Его жизнь была непростой. Как это часто бывает, судьба, словно в откуп за щедро подаренные способности, испытывала Шынболата Дильдебаева на прочность. Его родители, спасаясь от голода, в 30-е годы прошлого столетия перебрались в Кызылорду. Там в 1937 году и родился будущий акын. Великий голод, оцепивший степь, забирал сотнями людей, особенно тяжело было выжить детям. Родители акына одного за другим потеряли восьмерых малышей, в живых остались лишь Шынболат и его младший брат Тасболат.
Через несколько лет семья вернулась в родной Рудник (ныне Жезказган), где прошла вся сознательная жизнь нашего героя.
От отца он унаследовал богатырское телосложение и силу духа, от матери – любовь к искусству. Родные акына вспоминают, что его мама, Гульжаухар, умела читать, знала наизусть казахские народные эпосы, дастаны, старинные сказки. Долгими зимними вечерами она рассказывала любимому сыну истории давно минувших дней, передаваемые из уст в уста. Маленький Шынболат слушал с большим интересом, запоминал целые поэмы, еще в раннем детстве обнаружив уникальную память. Прослушав всего пару раз очередной эпос, он мог без запинки рассказать его. По словам вдовы поэта Гульсары Дильдебаевой, сам акын признавался, что именно мамины рассказы, ее знание фольклора посеяли в его душе ростки добра, любви к слову, к поэзии.
Получив после школы специальность горного рабочего, акын трудился на шахте 45-бис Жезказганского горно-металлургического комбината, оттуда же ушел на заслуженный отдых. И там родилась ставшая негласным гимном шахтеров песня «Төртінші», напоминающая о названии рабочего поселка, где он проживал. Она популярна по сей день, ее распевают на праздниках, транслируют по радио, а слова знает каждый, кто имеет отношение к рудникам.
Для мужчины, тем более человека творческого, иметь надежный тыл, крепкую семью – одна из составляющих успеха. Посвящая свободное от работы время любимому делу, акын был спокоен за семью. Супруга Алия, с которой они соединили судьбы в ранней юности, освободила его от быта, дав возможность заниматься работой и творчеством. Мудрая женщина понимала, что для мужа театр и самодеятельность не просто увлечение. Это – часть его души. Она вела хозяйство, занималась воспитанием детей, которых у пары было пятеро. Большой отрадой для поэта стали внуки, каждый из них взял что-то хорошее от деда. Старшие – Алмас, Алихан, Айдын – нашли себя в творческих специальностях.
– Где бы ни появлялся отец, он становился душой компании. От него исходили свет, добро, к нему тянулись и стар и млад. В нем не было ни капли агрессии, злости, мы росли в атмосфере любви и уважения. Он любил людей, ценил жизнь, каждое ее мгновение, – вспоминает об отце младшая дочь поэта – Шолпанай Дильдебаева.
Потеря близкого человека, с которым прожил десятки лет, всегда большая трагедия. Издревле казахи сравнивали овдовевшего в немолодые годы человека с путником, потерявшим на полпути коня. Горькую чашу вдовства испил и наш герой. После долгого и счастливого супружества угасла жена Алия. Осиротели пятеро детей, остался без любимой Шынболат. Это был непростой период в его жизни. Именно тогда родились полные скорби, тоски строки «Сенсіз күндер», «Жалғыз едің», «Таба алмадым, таппадым», «Шаңырағы бабамның», другие произведения.
Одиночество – тяжелое испытание, которое пройти не каждому по силам. Но акын не сломался, он продолжал писать. Но все чаще в его стихах звучали грустные ноты. Через несколько лет вдовства в его жизнь вошла Гульсара. Познакомившись с ней в одной из поездок, акын увидел в женщине родную душу. К сожалению, их супружество было недолгим, всего через пару лет сердце акына Шынболата Дильдебаева остановилось.
Летописец медного края
Яркий, самобытный талант Шынболата помнят и сегодня. Имя поэта присвоено Дворцу горняков в Сатпаеве, где он прожил почти всю жизнь. Инициативу озвучил многотысячный коллектив корпорации «Казахмыс». В городе проводятся литературные чтения в его честь – «Шынболат оқулары».
В текущем году в канун 80-летия акына в регионе состоятся айтысы, концерты. Творчеству поэта будут посвящены и фестивали «Ұлытау үні», «Байқоныр даусы», организатором которых был он.
Шынболата неспроста называют летописцем медного края. В сборниках его стихов немало строк посвящено родной земле, мастерам горного дела. Он активно пропагандировал среди молодежи произведения устного народного творчества, знал наизусть такие монументальные эпосы, как «Кобланды», «Ертағын», внес неоценимый вклад в развитие поэтического жанра жырау. Его считают последователем именитых жырау Омара Шораякова, Кете Жусипа, Турмагамбет-жырау и других.
Шынболат Дильдебаев всегда заботился о культурной жизни родного Сатпаева. Незадолго до смерти, в сентябре 1998 года, он провел большой благотворительный концерт, средства от которого были направлены на ремонт кинотеатра. Инициатива акына положила начало формированию фонда поддержки культурных объектов, благодаря которому даже в самые сложные переходные времена они не просто уцелели, но и служили на благо людей.
После человека остаются его дела. Все остальное – это пыль, которая осядет на плитах могил. Автор бессмертных строк Шынболат Дильдебаев жив в своих делах, любви близких и родных, в памяти народа.
Автор благодарит акимат города Сатпаева и администрацию Дворца горняков им. Ш. Дильдебаева за содействие в подготовке материала.