Свежий выпуск

Бюджетные обязательства

В Послании Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» отмечено, что «наше государство по Конституции является социальным и поэтому должно выполнять свои обязательства перед гражданами».

Взаимоотношения между государством и гражданином являются важными составляю­щими правового государства. В таких взаимоотношениях главным является их взаимная ответственность. Человек должен отвечать за свои дейст­вия, а государство в свою очередь во исполнение своих обязательств обеспечивает народу лучшее качество жизни и безопасность. Все виды деятельности, регулируемые государственными органами, должны быть гарантированы государством на предмет качества и добропорядочности.

Как отметил руководитель Агентства по противодействию коррупции Алик Шпекбаев,­ ­«построение сервисного государства возможно на основе прагматизма, принципов добропорядочности и открытости».

На сегодня существует настоятельная потребность в упорядочении и систематизации целостной концепции ответственности государственных органов перед гражданами. От каждого человека требуются соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом.

Немаловажным фактором формирования государства, ориентированного на улучшение жизни общества, является признание юридической ответственности должностных лиц за регулируе­мый участок.

Для этого необходимо совершенствование нормативной базы, которое обеспечит эффект соблю­дения принципов верховенства права, приоритета прав и свобод человека, взаимной ответственности государства и гражданина, когда взамен оплаты налогов граждане могли бы потребовать от власти соблюдения своих интересов.

Понятие «бюджетное обязательство» должно рассматриваться шире. Если в прямом понимании предусматриваются денежные обязательства государственных органов перед населением по социальным выплатам, перед поставщиками за поставленные товары, работы и услуги, перед внешними кредиторами за государственный долг и т. д., то необходимо рассматривать и бюджетные обязательства государственных органов, которые должны заключаться в эффективном управлении и регулировании закрепленного участка экономики или права. Соответственно, некачественная работа определенных государственных органов будет свидетельствовать о невыполнении бюджетных обязательств перед обществом.

Госорганы, содержащиеся за счет государственного бюджета, наделены определенными полномочиями и функциями на регулирование определенной сферы жизнедеятельности общества. От качества их работы зависит благополучие населения и государства в целом.

Во главу угла нужно поставить обязанность госорганов по предоставлению государственных услуг обществу, а уже потом права на реализацию обязанности, а не наоборот. Мера принуждения должна быть крайней мерой.

Если мы признаем юриди­ческую ответственность за регулируемый участок, тогда будем вынуждены признать постоянное ответственное состояние. Каждый государственный орган в таком случае может оцениваться, насколько он успешно и ответственно относится к порученному делу, добился общественно значимых результатов. Если подобная оценка будет дана правом, то она будет выражаться в констатации правомерного либо противоправного поведения, что приводит к юридической ответственности.

Основы экономики любой страны изначально формируются на полях, пастбищах и в рабочих цехах, а задача государственных органов состоит в их эффективном регулировании. Государственные услуги должны пойти в село, в малые города. Мультипликативный эффект будет огромный, в том числе социального, миграционного и экономического характера.

Необходимо продумать воп­рос о возвращении широкого присутствия представительств центральных органов и национальных холдингов в сельскую местность, где проживают свыше 40% населения страны.

Преследуя цель оптимизации расходов, упускается челове­ческий фактор, а именно потребности населения и сельского бизнеса на получение на местах государственных услуг, начиная от сельскохозяйственных кредитов и заканчивая сдачей экзаменов на вождение трактора, которые можно получить либо в областном центре, либо в столице.

Все сделано для удобства чиновников областного звена, любые разрешительные процедуры решаются на областном уровне. Конечно, население будет стремиться переезжать в города, а фермерам остается только вынуж­денно преодолевать расстояния и бюрократические процедуры.

Если на районном уровне представлены почти все силовые структуры, то «сервисные» государственные органы практи­чески отсутствуют на селе.

К оптимизации расходов на районном уровне нужно подходить осторожно, предварительно изучив укомплектованность кадрами, существующие бизнес-процессы, включая всякие разрешения и лицензии, обеспеченность Интернетом, качест­во нормативных правовых актов и т. д.

Лучше оптимизировать денежные довольствия квазигосударственного сектора, имеющего многоступенчатую вертикаль управления, ведь неправильно, когда топ-менеджеры национальных холдингов получают заработную плату и бонусы больше, чем Президент или Премьер-министр, руководители подведомственных АО, больше, чем министры, руководители подведомственных ТОО, больше, чем акимы и т. д. Давно пора для них создать единую сетку выплат по примеру государственного аппарата.

Если обращать внимание на соотношение количества служащих к населению в развитых странах, то нужно принимать во внимание и состояние дорог в сельской местности, связь, инфраструктуру, условия жизни и функционирования, и в целом структуру экономики и общест­венный строй.

Манипуляция различными государственными органами зарубежным опытом приводит к гибридной модели развития определенной отрасли и экономики в целом.

Если добыча или культура возделывания основывается на опыте одних стран, переработка – на вторых, транспортировка, хранение и логистика – на третьих, а рыночная реализация – на опыте других стран, то это слепое копирование отдельных сегментов приведет к неэффективности в целом. Лучший опыт нужно изучать и перенимать, но перенимать системно, начиная с экономической модели развития отрасли.

Взаимная ответственность государства и личности является единственно возможным вариантом существования здорового и крепкого общества. Этим достигается законность всех происходящих действий в стране. Порядок начинается с ответственности каждого человека за поступки.

О создании сервисного государства не раз говорил Первый Президент Республики ­Казахстан – Елбасы Нурсултан Назарбаев.

На недавней встрече с участниками Президентского молодежного кадрового резерва ­Глава государства Касым-­Жомарт Токаев сказал: «Общая цель всех этих ново­введений – быть ближе к людям. По сути, речь идет о сервисной модели деятельности государства. Казахстану тоже необходима новая модель государственного управления, адекватная запросам общества, эффективная и справедливая».

Ответственность государственных органов перед гражданами – основа безопасности и порядка в стране.

Автор:
Рахат Токбаев, руководитель департамента казначейства по городу Нур-Султану
17:10 , 21 Января 2020
0
515
Подписка

Читайте также

Популярное