Мы недавно писали о том, как ситуация с нехваткой каменного топлива привела к острому конфликту между чиновниками и жителями Кербулакского района Алматинской области («Уголь раздора», «Казахстанская правда» от 01.11.2021). Тогда в селе Сарыозек сцепились не на шутку заместитель районного акима Нурлан Аденов и местный гражданский активист Ермек Сансызбаев, пришедший с коллегами к бастыку на прием.
О грандиозном скандале узнал даже Глава государства Касым-Жомарт Токаев. Выступая на совещании в Экибастузе, Президент отметил, что «не все акимы могут говорить с нашими гражданами, разъяснять им политику государства и, самое главное, принимать решения. Яркое тому свидетельство – инцидент в Кербулакском районе Алматинской области».
В отношении Нурлана Аденова было начато служебное расследование, завершившееся освобождением его от должности. К слову, пришедшей на прием к чиновнику местной жительнице в тот же день на дом был доставлен необходимый объем топлива. Спрашивается, стоило ли затевать сыр-бор?
Между тем с наступлением ноябрьских холодов вновь обострилась проблема дефицита угля в ряде районов и городов Жетысу. Так, несколько сотен жителей капшагайского дачного кооператива «Алтын алма», в основном пенсионеры и многодетные семьи, мерзли в своих домах, не имея возможности запастись каменным топливом. Чтобы согреться, дачники жгли в печах старые автомобильные шины и ветки спиленных плодовых деревьев.
Все это продолжалось до тех пор, пока не завезли уголь на железнодорожные тупики Капшагая и расположенного рядом поселка Заречный. Как отмечали местные старожилы, на их памяти это первый случай столь острой нехватки печного топлива.
Чтобы урегулировать ситуацию, в акимате города составили списки очередников и ограничили продажу угля в объеме не более 2 тонн в одни руки. На топливных базах ввели дежурство полицейских нарядов для обеспечения общественного порядка.
Ажиотажный спрос на уголь наблюдался и в Жаркенте, где перекупщики взвинтили цену до непомерных 28 тыс. тенге за тонну, тогда как в среднем по области она почти вдвое ниже – около 15 тыс. тенге. В розничной продаже мешок угля подорожал до 1 500 тенге, а этого объема хватает на обогрев небольшого домика лишь на пару дней. Жители Талдыкоргана, Жаркента и других городов были вынуждены покупать каменное топливо в мешках, не имея возможности, да и желания стоять в бесконечных очередях на угольных складах.
В частности, ярким эпитетом «битва за уголь» назвали ситуацию на территории одной из промежуточных баз на станции Шамалган, откуда товар развозят по близлежащим селам и городам. В соцсетях разместили видеокадры с десятками грузовых машин, пытающихся прорваться к заветному железнодорожному перрону – месту разгрузки товарных поездов. Аналогичный ролик сняли и в Каратальском районе.
Представители местных властей поспешили опровергнуть тезис о дефиците угля, заверив, что под жесткий контроль взяты график поставок и вопрос ценообразования. Ажиотаж, мол, создают недобросовестные перекупщики, зарабатывающие на этом сверхприбыль. Не остались внакладе и предприимчивые хозяева некоторых угольных тупиков, которые под шумок стали смешивать уголь с камнями и песком (для придания товару большего веса и объема).
Справедливости ради надо сказать, что в последние дни ажиотаж наконец-то спал, и теперь ответственные чиновники уверенно заявляют: в города и села уголь поступает в достаточном количестве. Просто, дескать, сыграл свою негативную роль сезонный фактор.
По словам заместителя начальника областного управления энергетики и ЖКХ Баглана Абылкасымова, с изменением погодных условий обыватели ринулись «штурмовать» угольные склады и тупики. Одномоментно удовлетворить возросший спрос оказалось невозможным, что и привело к искусственному «дефициту» угля.
Кураторы коммунальной сферы вновь напоминают, что ежегодно летом проводится широкая разъяснительная кампания среди населения о необходимости заблаговременных закупок топлива. Вот только не все местные жители прислушиваются к советам чиновников и потом вынуждены сутками дежурить возле тупиков.
По данным акимата области, потребность региона в твердом топливе составляет 1,3 млн тонн. Вагоны, груженные углем, подаются в населенные пункты согласно графикам, согласованным с КТЖ. План поставок варьируется в зависимости от спроса на рынке.
Остается добавить, что по запасам каменного топлива Казахстан входит в десятку стран-лидеров на мировом рынке, а угольная промышленность нашей страны является одной из наиболее развитых отраслей отечественной экономики. У нас априори не должно быть топливных кризисов, случающихся аккурат на старте отопительных сезонов либо в разгар зимних холодов.
На днях прозвучала интересная новость о том, что нынешней зимой Казахстан снабдит углем Украину: экспортные поставки составят 663 тыс. тонн. Соответствующий контракт с нашей страной заключило украинское госпредприятие «Центрэнерго».
Конечно, экспорт продукции это хорошо. Но, может, стоит вначале полностью обеспечить собственное население углем, а потом уже продавать его за рубеж?