Билетный ажиотаж

324
Людмила Макаренко, Алматы

Высокий сезон

Ажиотаж с билетами на поезда – сюжет действительно сугубо сезонный. Летний период во все времена тем и отличался, что места в пассажирских вагонах становились едва ли ни на вес золота. По статистике, из 18 млн пассажиров, перевозимых в год по железным дорогам страны, до половины путешествуют именно в три летних месяца. В остальное время объем перевозок падает в разы, поезда курсируют полупустыми – их заполняемость в среднем не превышает 50%.

На сегодня в эксплуатации национальной железнодорожной компании «Қазақстан темір жолы» состоит около 2 200 пассажирских вагонов. В «высокий» сезон для удовлетворения растущего спроса дополнительно требуется не меньше 300–400 вагонов. Казалось бы, чего проще создать необходимый резерв и избавиться от проблемы раз и навсегда? Но сами транспорт­ники уверяют, что для этого объективно нет возможности.

– Содержание запасного подвижного состава для эксплуатации только в летний сезон не оправдывается экономически, – говорит Данияр Айдарханов, руководитель функционального направления по работе с клиентами АО «Пассажирские перевозки» – дочернего предприятия АО «Қазақстан темір жолы». – Государственная поддержка нашей компании существует в виде лизинговых программ, и это средства, назначаемые на замену действующего парка. В течение 10 лет списывается до 1 200 вагонов, на смену им приобретаются новые. Резерв, будь он создан, должен, как и основной состав, окупать себя. А это возможно лишь за счет удорожания билетов.

Дальше следуют простая логика и арифметика. Если вагон перевозит пассажиров всего три месяца, или четверть года, то и стоимость проезда в нем должна возрасти в 4 раза. Только так «отбиваются» вложенные инвес­тиции. Эксплуатация резервного парка по установленной цене проездных билетов заведомо убыточна, и такое производство коммерческое предприятие позволить себе не может. Как типичной бизнес-структуре, АО «КТЖ» не приходится рассчитывать в этом вопросе и на безвозмездную помощь государства.

Все, что готова предложить транспортная компания для снижения сезонной нехватки мест в поездах, – более рациональное использование парка вагонов. Запущенная прошлой осенью электронная система динамичного наблюдения умеет точно прогнозировать спрос на тех или иных маршрутах и загруженность рейсов, остается только оперативно перекидывать свободные вагоны на наи­более горячие направления.

В тени вокзала

Теневой билетный бизнес – другая составляющая дефицита проездных документов – уже в этом сезоне мог бы почить в бозе, оставив о себе лишь дурные воспоминания. Но что-то, видимо, пока идет не так...

Традиционная схема билетных спекуляций давно никакого сек­рета не представляет. «Помогайки» заблаговременно скупают билеты «пачками» в поезда самых популярных направлений, зачастую на вымышленные имена, и ждут, когда спрос нагреется до максимума. Дальше только и остается: найти покупателя, готового ехать за любые деньги, и препроводить его к «своему» кассиру. Выписанный на имярека билет сдается, возвращается в сеть онлайн-продажи и тут же снова запрашивается, чтобы быть оформленным уже на реального пассажира.

Эти несложные манипуляции увеличивают стоимость проезда в 1,5–2, а то и в 3 раза. Свою долю получает кассир, а перекупщики, по некоторой информации, ежедневно могут зарабатывать на «горячих» проездных до 150–200 тыс. тенге.

– Такую лазейку оставляет сама система продажи железнодорожных билетов, – объясняет Данияр Айдарханов. – Она не контролирует достоверность данных о пассажире, потому что не имеет доступа к базе ИИН, как, например, системы продаж авиабилетов. Так у перекупщиков появляется возможность оформлять проездные документы в больших количествах и на подставных лиц. Последние 2 года мы не перестаем обращаться в курирующие госор­ганы за разрешением такого доступа, но там пока ссылаются на закон о правообладании личными данными.

Заодно представитель компании уточняет, что кассы АО «Пассажирские перевозки» в темных схемах перепродаж участвовать не могут по определению.

– Наш кассир имеет право оформить билет только по предъявлению оригинала документа, удостоверяющего личность пассажира, и никак иначе, – продолжает Данияр Шамильевич. – Он головой отвечает за правильность вносимых данных: из-за одной ошибки человека могут не посадить в вагон, а накажут в итоге кассира. Поэтому у перекупщиков не получается работать с нашими сотрудниками, они предпочитают частные кассы.

Если сильно хочется

В прошлом месяце по рекомендации Агентства по противодействию коррупции, изучившего подпольный билетный рынок, электронная система продаж железнодорожных проездных документов «Мобиус» получила ряд усовершенствований. Главное из них – стало практически невозможным «вылавливать» только что возвращенный в сеть билет. Согласно секретному алгоритму программа задерживает его перед выкладкой в общий доступ на 7, 20, а то и 45 минут. Кассира же, который будет безостановочно долбить по кнопке запроса, желая получить обратно возвратный билет, ждет предупреждение, а потом и временная блокировка доступа на сайт за его подозрительную настойчивость.

Другое полезное нововведение в системе онлайн-продаж – лист ожидания, где собираются заявки пассажиров на уже заполненные рейсы. Теперь сданный перекупщиком билет, скорее всего, попадает именно к этим очередникам. Опция «лист ожидания» набирает популярность, и около 25% таких запросов уже выполняются.

Такая обструкция на уровне высоких цифровых технологий, вполне возможно, выбьет почву под спекулянтами. Но надолго ли? Ведь у тех давно есть другой, заместительный вариант ведения бизнеса, в котором «помогайки» переквалифицируются в «подсадчиков».

Здесь схема еще проще. Перекупщик находит на приобретенный на подставное лицо билет реального покупателя, отводит его к «своему» проводнику, и тот за некоторое количество тысяч тенге берет на борт пассажира с проездным документом на чужое имя. «Подсадчик» и проводник получают свою маржу, а пассажир отправляется в поездку фактически зайцем.

– Понятно, что здесь необходимо ужесточать внутренний контроль, – соглашается представитель компании «Пассажирские перевозки» Данияр Айдарханов. – Хотя ответственность за такого рода нарушения и без того серьезная. Если контролеры обнаруживают безбилетников, проводника немедленно увольняют. С апреля прошлого года за провоз безбилетных пассажиров и неучтенного багажа уволены 172 сотрудника, еще 26 понижены в должности.

Издержки контроля за этой частью серого билетного рынка, скорее, не в том, что он недостаточно жесток, а в том, что его в принципе недостаточно. Собственной ревизионной службы компании хватает на то, чтобы охватить более-менее регулярными проверками всего лишь 20% от общего числа маршрутов.

Кому оно надо?

Бизнес по перекупу проездных документов так долго остается в зоне лояльности очень многих государственных контрольных органов, что волей-неволей начинают мерещиться разные подозрения. Ведь все, что до сих пор вменялось перекупщику-«помогайке» – это статья КоАП за «Приставание в общественных местах» с наказанием в виде предупреждения, или 5 МРП. А как же быть с незаконным предпринимательством, уклонением от уплаты налогов, взятками долж­ностному лицу? Почувствуйте, от скольких важных структур спекулянты до сих пор недополучали внимания.

Отдельно стоило бы поговорить об агентствах по продаже железнодорожных билетов. Сегодня на 233 кассы АО «КТЖ» приходится 4,5 тысячи частных касс. Вопрос, кому это надо, выглядит не просто наивным.

С недавних пор открыть лавочку по продаже проездных документов на железной дороге не стоит почти ничего. Достаточно заключить единственный договор с компанией, предоставляющей шлюз к онлайн-системе по продажам, ну еще купить принтер для распечатки билетов – бизнес готов. Другое дело, что при столь высокой конкуренции и просто смешной маржинальности – 200–500 тг с проданного билета – бизнес этот пока не отдал концы. И вот опять же терзают смутные сомнения: на самом деле на чем держаться всему этому балласту, если не на подпольных перепродажах?

А вообще-то, если особенно не спешить, билетный рынок, скорее всего, сам очистится от избыточной массы псевдопредпринимателей. Ведет к тому опять же развитие цифровых технологий. По данным АО «Пассажирские перевозки», сейчас около 75% билетов на железнодорожный транспорт в Казахстане приобретается в режиме онлайн. К 2020 году стоит задача довести этот объем до 90%. Проще говоря, 9 пассажиров из 10 совсем скоро перестанут пользоваться услугами традиционных касс, а будут покупать электронные билеты, не выходя из дома или офиса, а значит, вообще не сталкиваясь с навязчивым сервисом вокзальных «помогаек».

Что поделать, бизнес – вообще вещь коварная, а если он теневой – еще страшно опас­ная. В конце июля по крупным городам страны прокатилась операция «Чистый вокзал». На вокзале Алматы-1 задержали всего-то трех перекупщиков билетов – до обидного мало. Вот и думай теперь: спрятались на время или все-таки осознали и завязали.

Популярное

Все
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Авиакомпания Qazaq Air официально меняет название
Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
Новую систему безопасности установили на трассе Астана – Караганда – Алматы
NASA подтвердило предсказание Стивена Хокинга о конце света
Опубликован полный текст выступления Главы государства на военном параде в Астане
Бессмертный подвиг девушки-снайпера
60,8% респондентов оценивают перспективы Казахстана положительно - КИСИ
Тягач стоимостью 100 млн тенге разобрали на запчасти на штрафстоянке в Алматинской области
«Ұлы дала жорығы»: 80-летию Великой Победы посвящается
Профессионал, с которым повезло работать
7 мая — день силы и чести: Казахстан отмечает День защитника Отечества
Башкирская группа Ay Yola поблагодарила казахстанцев за теплый прием
Человек-легенда
Сервис для проверки утечек персональных данных появился в eGov Mobile
В Астане определились победители скачек с призовым фондом 120 млн тенге
Баранина из Акмолинской области отправляется в Катар
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
Акмолинец выехал на встречную полосу прямо перед полицейскими
В лицее Шымкента хотели закупить 45 тысяч пачек бумаги на 90 млн тенге
Начато возведение крупного металлургического завода
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Полководец. Писатель. Патриот
Незнание законов не освобождает от... профессии
Продвижение казахского языка и культуры обсудил Президент с главой «Яндекс Global»
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Казахстан увеличил шансы на выход в стыки Евро-2026 по футзалу
Как убивали Шерзата Болата
Астана становится центром ивент-туризма
Нет дружбы крепче фронтовой
Говорят правнуки солдат Победы
Граждан Китая вызволили из солончаковой западни в Костанайской области

Читайте также

В Комитете госдоходов подвели итоги запуска таможенной инфо…
Казахстан – Вьетнам: новая веха в истории отношений
В ЗКО с начала года от укусов бродячих собак пострадало 376…
На страже независимости, мира и территориальной целостности…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]