Битум виноват?

1276
Елена Ульянкина

Устрашение штрафами

Местным властям надоело выслушивать недовольные выс­казывания горожан о том, что каждый год бюджетные деньги попросту закапываются в асфальт. Они решили действовать, а именно: наказать нерадивого дорожного подрядчика и предать ситуацию огласке. В данном случае речь идет о компании «Арм­Строй». Она отремонтировала три улицы в одном из районов Караганды, а весной новый асфальт… растаял. На проезжей части появились ямы, трещины и пучины. В некоторых местах дорожники забыли убрать строи­тельный мусор и не довели до ума колодцы, которые возвышаются над поверхностью асфальта поч­ти на метр...

Все это зафиксировали сот­рудники отдела дорожно-технической инспекции и выдали компании-подрядчику предписание: в течение месяца устранить нарушения. Директор ТОО «АрмСтрой» пообещал, но… ничего не изменилось. Госавтоинспекторам пришлось обратиться в суд и пот­ребовать наказания нерадивых дорожников. Ведь те не заделали ямы и трещины в асфальте, а значит, создали потенциально аварийную ситуацию на дороге. В итоге административный суд Карагандинской области оштрафовал компанию «АрмСтрой» на 100 МРП. Наказание подейст­вовало. Подрядчик выплатил 240 тыс. тенге, а потом все-таки перестелил некачественно уложенный асфальт.

Казалось бы, этот пример должен был подстегнуть остальных подрядчиков к работе без брака. Но не тут-то было. Халтуры меньше не стало, хотя на дорожный ремонт из бюджета выделяют все больше денег. Так, в 2017 году в асфальтирование Караганды вложили более 6 млрд тенге. Новое покрытие появилось на 25 улицах, однако на восьми из них оно не пережило зимы и весны. Подрядчиков заставили переделать брак за свой счет. В 2018 году на асфальт потратили более 8 млрд тенге. Отремонтировали 60 дорог, больше десятка из которых через год стали трес­каться и покрываться ямами.

Особенно обидно карагандинцам за многострадальную улицу Гоголя. Ее много лет раскапывали, чтобы проложить то канализационные сети, то теплотрассу, то водопровод. И, наконец, в 2017 году нашлись деньги на то, чтобы привести в порядок дорожное полотно. Капремонт улицы Гоголя длился два года и влетел бюджету в копеечку, а именно в 2,2 млрд тенге. За работой подрядчика следили все кому не лень: и технадзор, и заказчик, и члены городского общественного совета, и депутаты. Но не углядели. Щебеночно-мастичный асфальтобетон, пролежав зиму и весну, начал отслаиваться и покрываться ямками.

– У вас такая опытная компания. Вы на рынке больше 20 лет. Имеются свой карьер, техника, асфальтобетонный завод. Почему нет качества? – поинтересовался на одном из совещаний аким Караганды Нурлан Аубакиров.

Подрядчик стал отпираться и перекладывать вину на коммунальщиков, которые несколькими месяцами раньше проложили под дорогой новую теплотрассу.

– Была нарушена технология уплотнения при укладке инженерных сетей под дорогой, – зая­вил начальник участка подрядной организации «Улар МК» Канат Абдрахманов. – Вот это теперь сказывается.

– Подождите, а как же Гоголевский путепровод? – уточнил аким. – На нем труб нет. А дефекты на асфальте там появились. Почему? Это сдвиг тектонической плиты или что? Для вас виноваты все – и коммунальщики, и погода, и ветер, и вода. А проблема – в вас!

В итоге подрядчик устранил изъяны, но неприятный осадок остался.

Профаны и материалы

Представители дорожно-строи­тельных организаций Караганды говорят, что форс-мажоров в их деле не избежать. Мол, невозможно все предусмотреть. Вместе с тем они называют несколько основных причин, которые могут свести на нет все старания. Во-первых, это некомпетентность и непрофессионализм работников. Нередко подрядчики, стремясь сэкономить, нанимают людей без опыта и специального образования.

– Вторая причина – несоблюдение технологии, – объясняет директор компании «РСУ по ремонту дорог» Андрей Андреюк. – Она тесно связана с непрофессионализмом. Понимаете, сущест­вует определенный порядок укладки и укатывания асфальт­ного покрытия. Нужно делать строго определенное количество проходов катка. Использовать асфальтоукладчики с трамбовочным брусом. Организации, не обладающие достаточным опытом работы, часто об этом даже не догадываются. Они, например, делают три прохода катка по асфальтобетонному покрытию, а надо восемь. В результате нет достаточного уплотнения. Возникают поры, в которые проникает влага, которая по временам года то замерзает, то оттаивает. В итоге увеличивается пористость и на дороге образуются трещины.

Еще один фактор, негативно влияющий на качество дорожных работ, – это несоответствие технического задания заказчика реальному положению вещей на объекте. Карагандинские подрядчики часто сталкиваются с тем, что им приходится делать то, чего нет в смете, например, восстанавливать ливневую канализацию или ликвидировать пучины.

– Конечно, добросовестный подрядчик вынужден это делать, причем за свой счет, – констатирует Андрей Андреюк. – Другого выхода у него нет, если он не хочет испортить свою репутацию. А недобросовестная организация вполне может закрыть на это глаза, что в конечном итоге нередко и происходит...

Наконец, нельзя забывать о качестве дорожных материалов. Особенно часто подрядчики пеняют на битум отечественного производства. Они уверяют, что у него недостаточная вязкость, но доказать это не могут, поскольку не хотят тратить ни время, ни деньги на экспертизу.

– Да, такая проблема в Караганде была в 2016 году, – рассказывает подрядчик. – Тогда у многих наших коллег были претензии к битуму. Я не исключаю, что материал может подвести, но всегда есть выход. Мы, например, используем специальные присадки, которые улучшают сцепление битума с каменным материалом.

Надо отметить, что в Караганде есть дороги, которые давно «просят» ремонта. К ним можно отнести Седьмую магистраль, улицы Карла Маркса, Магнитогорскую, Попова и проезды старого города. Главный их бич – грузовой транспорт, который быстро разбивает асфальт. Автовладельцы вопрошают: «куда уходят наши налоги?» и требуют отремонтировать дороги. Но власти непреклонны. Пока не будет объезда вокруг Караганды, приводить в порядок основные магистрали областного центра нет смысла. Их все равно раздавят колеса многотонных фур и грузовиков.

Областной «танкодром»

На областных трассах ситуация с качеством ремонта не лучше. Их ремонтируют, но о позитиве по этому поводу граждане почему-то не распространяются. Дороги, ведущие в города-спутники, оставляют желать лучшего, а о проселочных, грунтовых и говорить не приходится.

«Танкодромом» водители называют дорогу из Караганды в Жезказган и из Жезказгана в нап­равлении Кызылорды. А трасса на Каркаралинск, которую толком не ремонтировали с советских времен, – это памятник безалаберности местных влас­тей. Ее асфальтное покрытие собирались обновить еще перед международной выставкой
«ЭКСПО-2017». Чиновники отчего-то были уверены, что отечест­венные и иностранные туристы, посетив столицу, захотят также заехать и в Каркаралинск, чтобы отдохнуть и полюбоваться красотами природы. С тех пор прошло уже три года, а ремонта как не было, так и нет...

– Действительно, дорога Караганда – Каркаралинск – Аягоз находится в плачевном состоя­нии, – подтверждает член общественного совета Караганды Найля Каирбекова. – Из-за этого в Каркаралинском районе плохо развивается туристический кластер. Да, люди туда едут, но если бы была хорошая дорога, то поток туристов увеличился бы как минимум в три-четыре раза.

Члены общественных советов и депутаты маслихатов каждое лето делают выезды и контро­лируют ремонт дорог. Они уже наслушались объяснений о том, почему новый асфальт сходит вместе со снегом и его смывает дождем. Как всегда, виновата и шахтная подработка, из-за которой на асфальте появляются трещины, и некачественный битум, и забитые мусором ливневки. Словам не верят. Активисты и народные избранники убеждены, что так дорожные подрядчики прикрывают свою халтуру и непрофессионализм.

– Дорожники часто хитрят и лукавят, – высказывает свое мнение секретарь Карагандинского городского маслихата Кудайберген Бексултанов. – Они говорят, что асфальт разрушила вода, потому что на дороге нет ливневки. Возможно. Но твоя задача сделать так, чтобы влага не зас­таивалась на дороге, а уходила. Если же попался некачественный битум, то пусть подрядчик покажет экспертное заключение. Он же этого не делает, а тянет время до тех пор, пока не истечет гарантийный срок на дорогу.

Отметим, что в Караганде самые большие гарантийные сроки на вновь заасфальтированные дороги: на средний ремонт – три года, на капитальный и реконструкцию – пять лет. Все это время подрядчик обязан содержать дорогу в хорошем состоянии. Такой пункт акимат включил в договоры о госзакупках, но иногда подрядчики про него забывают. Они не устраняют поя­вившиеся дефекты до тех пор, пока не получат официального предписания.

По большому счету сама система отечественных госзакупок вынуждает подрядчиков халтурить. Ведь в тендере побеждает тот, кто заявил самую низкую цену. А это непременно отражается на качестве выполненных работ. Подрядной организации приходится экономить и выкручиваться, отдавая предпочтение более дешевому битуму, щебню и неквалифицированным специалистам.

Популярное

Все
Три молочно-товарные фермы построили в Костанайской области за год
Очередной циклон надвигается на Казахстан
Первого бесплатного юридического помощника на базе ИИ запустили в Казахстане
21 предприниматель оштрафован в этом году в Костанае за превышение торговой надбавки
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной службы, жилищного обеспечения и социальной защиты сотрудников правоохранительных, специальных государственных органов, органов гражданской защиты и военнослужащих, а также исключения излишней законодательной регламентации в сфере деятельности органов внутренних дел
Экс-министр обороны получил новую должность
Распоряжение Главы государства о назначении
Победителей групповой гонки чествовали в ВКО
Расписание соревнований казахстанских спорстменов с 30 июня по 6 июля
16 млрд тенге инвестирует Казахтелеком в цифровую инфраструктуру Акмолинской области
Казахстанский спецназ участвует в международных учениях «Анадолу - 2025»
В Казахстане 74% врожденных пороков сердца у плода выявляются до рождения ребенка
Антикор присоединили к КНБ
Объемы производства флоат-стекла увеличились в Казахстане
Южнокорейский бизнес расширяет присутствие в Казахстане
Лесной пожар бушует в пригороде Стамбула
В Мангистау построили 4 современные школы за счет возврата государству активов
Мощный лесной пожар разгорелся в Турции
Администрация Президента проанализировала работу правоохранительных органов
Доступ закрыт: туристам запретили подниматься на скалу Жумбактас в Бурабае
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Назначен новый министр обороны Казахстана
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Новый завод открыли в Атырау
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
Закон Республики Казахстан
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
В Актобе построен новый завод по производству агрохимикатов
В Улгили выпускают стекло жамбылской закалки
День полиции отмечают сегодня в Казахстане
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага

Читайте также

Бюрократические барьеры уйдут в прошлое
С Днем рождения, Астана!
В Астане прошел турнир «Экстрабилити-2025»
«Город мечты» глазами детей

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]