Насколько удачно проходит эксперимент с изменением финансирования в учебных заведениях, чиновники Министерства образования и науки выясняли не в кабинетах ведомства, а непосредственно в школах, на встрече с их директорами: делегация представителей МОН РК во главе с вице-министром образования и науки РК Бибигуль Асыловой приехала в город Талгар Алматинской области. Именно в четырех талгарских школах (№ 5, 14, 16 и 49) с 2013 года проводилось пилотное тестирование подушевого финансирования. Участники проекта обстоятельно рассказали о его результатах, и встреча прошла в формате открытого и доверительного диалога. Также на этой встрече состоялась презентация проекта.
Как отметила Бибигуль Асылова, цель подушевого финансирования – обеспечить единый подход при расчете объемов средств на финансовое обеспечение прав граждан на получение бесплатного среднего образования. Подушевое финансирование должно повысить качество образования, конкурентоспособность учебных заведений, самостоятельность школ в расходовании бюджетных средств и эффективность их освоения. Также, по ее словам, новая система финансирования пресечет погоню школ за освоением денег, поможет решить вопросы нехватки учебников и поборов в учебных заведениях, минимизировать коррупционные риски.
Нынешняя система финансирования среднего образования устроена так, что финансируется школа, а не отдельный ученик. Ежегодно расходы индексируются, то есть чем больше школа тратит в текущем году, тем больше она получает в следующем. И при этом расходы на одного учащегося по регионам неоднородны, различаются в объемах до 2,5 раза. Из-за такой системы во многих школах идет погоня за освоением денег, а не за качеством образования. К тому же законодательно учебные заведения ограничены в осуществлении своей деятельности и, как следствие, не обладают финансовой самостоятельностью и гибкостью в принятии управленческих решений, ориентируясь больше на процесс обучения, а не на его результат.
– Нынешняя организационно-правовая система наших школ не позволяет реализовать проекты, которые с внедрением подушевого финансирования станут возможными, – подчеркнула вице-министр.
При подушевом финансировании бюджетные средства будут выделяться из расчета на одного ученика, по схеме «деньги следуют за учащимися». То есть объем выделяемых средств будет зависеть от численности учеников в школе. Как уточнил президент АО «Финансовый центр» Аскар Ибраимов, нормативы расходов на одного ученика будут варьироваться в зависимости от количества учебных часов в неделю в соответствии с типовыми учебными планами. Повышающий коэффициент к нормативу предусмотрен для школ, расположенных в сельской местности, и для учеников, обучающихся в классах с коррекционно-развивающим обучением.
Было отмечено, что благодаря новой системе финансирования у школьников и их родителей появится возможность выбирать лучшую школу, а для учебных заведений будет ценен каждый ученик, ведь где бы он ни учился, за ним приходят деньги. Угроза оттока учащихся будет служить стимулом для администрации школы и местных органов власти улучшать состав учителей и материальную базу учебного заведения, условия обучения, что приведет к конкуренции между школами.
Оплата труда учителей также будет производиться по новому принципу. Суть его в том, что платить им будут не только за уроки, но и за все виды образовательной деятельности. Для этого в школах собираются ввести стимулирующие надбавки и премии для мотивации работы на результат. В итоге учитель не будет заинтересован в 27 учебных часах, а останется доволен 18 часами, так как критерием его успеха будут эффективность подачи материала, качество прохождения учебной программы, внеклассная работа с учениками.
– Нужно постепенно уходить от тарификации и переходить к системе контрактных отношений с учителем. Новые методы финансирования должны защищать автономию школы, – подчеркнули представители МОН РК.
Суть проекта – и в переходе на режим хозяйственного ведения, во внедрении корпоративных форм управления школами через попечительские советы, в которые могут войти не только родители, но и инициативные граждане. Эти советы будут наделены правом согласования кандидатуры руководителя школы, серьезными полномочиями в финансовой сфере. Учебные заведения смогут самостоятельно распоряжаться своим бюджетом, зарабатывать на допуслугах, решать вопросы по оплате труда. Следовательно, у них появится возможность закупать дополнительную литературу для учащихся, оплачивать услуги приглашенных лекторов. Все это увеличит эффективность использования бюджета учебного заведения, повысит его финансовую самостоятельность и уровень менеджмента, открытость в принятии финансовых решений.
Как резюмировали представители МОН РК, цель подушевого финансирования – обеспечить единый подход при расчете объемов средств на финансовое обеспечение прав граждан на получение среднего образования. Количество выделяемых средств будет соответствовать потребностям учебного заведения для обеспечения должного качества образования каждого ученика. Таким образом, подушевое финансирование позволит вывести систему среднего образования на качественно новый уровень, придать ее развитию динамизм.
В необходимости и эффективности внедрения проекта чиновники не сомневаются. Тем более что его реализация показала ожидаемые результаты. Об очевидных плюсах подушевого финансирования на встрече с ними рассказали не только директора и педагоги экспериментальных школ, но и ученики. Так, было отмечено, что учитель увидел реальную дифференциацию своего труда. Попечительский совет активно включился в жизнь школы, повысилась успеваемость учеников, педагоги стали вести дополнительные занятия, возить учеников на экскурсии, увеличилось число кружков и секций. В результате дети стали чаще выигрывать в районных, областных и даже международных олимпиадах.
– За 4 года, которые мы были в проекте, повысилась ответственность педагогов за выполнение своих обязанностей. Теперь они действительно заинтересованы в том, чтобы все дети хорошо усваивали материал, на уроках им было интересно, они расширяли свой кругозор, – сказала, например, директор школы № 5 города Талгара Назым Сапакова. – Так, наш молодой учитель географии, которая раньше не отличалась рвением в работе, стала водить школьников в музеи, в походы, организовывать поездки детей в заповедники, начала публиковаться в образовательных журналах.
– Теперь учителя больше с нами занимаются, и мне стало легче и интереснее учиться, – сказал ученик этой школы Артем Румянцев. – Если кто-то что-то не понял на уроке, ему это дополнительно разъясняют. Еще мне нравится, что мы ездим в разные места и узнаем много нового об истории, географии и природе.
Подушевое финансирование – не новый инструмент. Такая схема реализуется в России, странах Европы, Юго-Восточной Азии, Америки и Австралии. Международный опыт ее внедрения демонстрирует более эффективную работу образовательных учреждений, находящихся в конкуренции друг с другом, становится неотъемлемой частью политики в области образования.
Проект подушевого финансирования инициировал Президент страны в сентябре 2012 года, в 2013-м была утверждена приказом министра образования и науки его методика, и тогда же началось пилотное внедрение. Сегодня в проекте задействовано 73 учебных заведения в Астане, Алматы, Актюбинской, Южно-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областях. С 2018 года проект будет апробироваться в колледжах, а с 2020 года на подушевое финансирование в стране перейдут все полнокомплектные школы.