Бремя перевозчиков

382
Асель Муканова

Причем, если не решить этот вопрос в ближайшем будущем, некоторые автобусные парки будут вынуждены приостановить свою деятельность по перевозке пассажиров.

При потребности в субсидиях на 2019 год в 15,7 млрд тенге к возмещению предусмотрено лишь 5,9 млрд. Автопарки, несмот­ря на возросшую с внед­рением электронной оплаты за проезд прибыль, сетуют на убытки. А оператор общественного транспорта в лице «Астана LRT» кивает на городской бюджет, который «не резиновый», приговаривая: «Транспортники должны держаться до последнего!»

Масштабные реформы в сфере общественного транспорта столицы начались в 2016 году с развитием электронной системы оплаты проезда (ЭСОП). В июле прошлого года был внедрен дифференцированный тариф, преи­муществ от которого немало: несколько тарифов, бесплатная пересадка, зональный принцип оплаты для пригородов, карта школьников и бесплатный для них проезд, транспортный кошелек, бесплатная пересадка с пригородного маршрута на городской, удаленная оплата различными способами... На сегодня 95% пассажиров используют безналичный расчет.

С внедрением дифференцированного тарифа резко (на 40%) увеличились доходы автопредприятий. Все перевозчики перевели в штат водителей, подняли им зарплаты до 250–400 тыс. тенге, перестали использовать «серые» схемы на поставку оборудования. Из теневого оборота только за год выведено более 5 млрд тенге. Рост налоговых отчислений за последние 2 года составил 43%.

Но также растут и затраты. Как рассказал на конференции, посвя­щенной развитию обществен­ного транспорта столицы, директор АО «Автобусный парк № 1» Нурмахан Пулатов, сфера пассажирских перевозок сама по себе убыточна, так как действующие тарифы не соответствуют прямым затратам предприятия.

К примеру, в среднем за одного пассажира с учетом субсидий парк получает доход 99 тенге, при этом фактическая себестои­мость – 189 тенге, ежемесячные убытки составляют около 550 млн тенге.

В месяц перевозится до 10 млн пассажиров с учетом пересадок, из них 16% – представители льготных категорий, 8% приходится на проездные, 10% – на детский тариф, которые не субсидируются, как и пригородные, экспресс-маршруты (15%).

– Исходя из этого, предприя­тию не хватает финансовых средств для обеспечения своей жизнедеятельности. Нам надо развиваться, обновляться, улучшать условия труда, качество оказываемых услуг и безопас­ность движения. На все это требуются финансы. Только краткосрочная кредиторская задолженность нашего автопарка превышает 1,7 миллиарда тенге, из них 1,2 миллиарда – за топливо, которое за пятилетку подорожало на 102%. А тариф оставался неизменным. Также имеется накопленный долг за лизинг автобусов Iveco в сумме 13,3 миллиарда тенге, – дал расклад Нурмахан Пулатов.

Председатель правления ТОО «Астана LRT» Бекмырза Игенбердинов назвал еще более высокую цифру реальной стоимости проезда – 198,8 тенге. Ее удалось высчитать благодаря прозрачности новой системы, которая позволила определить реальный пассажиропоток. Горожане платят лишь 45% от этой суммы, остальное, как и во всем мире, должно субсидироваться. Ведь задача обеспечить горожан комфортным и недорогим средством передвижения, а в перспективе и вовсе пересадить с личных авто на общественный транспорт имеет важное социальное значение.

– Разница между доходами и расходами автопарков должна покрываться за счет бюджета. Если же бюджет не готов к этому, то надо говорить о повышении тарифов на проезд. Пока речь об увеличении установленного тарифа в 90 тенге не идет. Мы получили данные за год и вынесли их с расчетами и аналитикой на рассмотрение соответствующей тарифной комиссии. Затем вопросы будут обсуждаться на общест­венном совете и в маслихате. Думаю, совместно с акиматом мы найдем приемлемые и разум­ные решения и договоримся о трехлетнем бюджете, – пояснил Бекмырза Игенбердинов, предложив поддержать перевозчиков субсидиями и пообещав со своей стороны обеспечить контроль их эффективного использования.

Директор АО «Автобусный парк № 3» Бауыржан Тлеубергенов тоже посетовал, что отсутствие субсидирования может привести к невозможности поддерживать и развивать предприятие, а в дальнейшем даже к банкротству автопарка. Ведь задолженность по лизингу в 2,8 млрд тенге никто не отменял.

Таким образом, введение дифференцированного тарифа позволило решить немало проблем, но только не убыточности пассажирского транспорта.

Отдельный вопрос – субсидирование социально значимых маршрутов и провоз льготной категории граждан. Это было определено еще до введения дифференцированного тарифа, и сейчас уже ясно, что затраты перевозчиков на оказание данных услуг гораздо выше. По льготным картам совершается минимум 80 тыс. поездок в день. Ежегодно перевозчики получают субсидии за льготный проезд в размере 1,3 млрд тенге, но реальные расходы достигают 4 млрд.

Немалые потери автопарки несут из-за бесплатных пересадок – 3,5–4 млрд тенге в год. Но они нужны в городе, который активно растет, поэтому тоже должны как-то субсидироваться, считают в «Астана LRT».

Кстати, самому оператору автопарки платят почти 13% от дохода. «Астана LRT» берет их за обслуживание ЭСОП, SMS-оплату, интернет-банкинг, диспетчеризацию, содержание пунктов моментального пополнения и спецкасс.

Присутствующий на конференции депутат маслихата Нур-Султана Мирас Шекенов напомнил о неразберихе, которая наблюдалась раньше во взаимоотношениях кондуктора и пассажира, и даже предположил, что она, возможно, реплицировалась на получение автопарками денег из бюджета.

– С введением дифтарифа мы получили аналитику, теперь эти средства можно предусмат­ривать в трехлетнем бюджете. Да, это потребует введения каких-то мер по увеличению субсидирования автопарков. Но бюджет города «не резиновый», более 50% его и так социальная составляющая. И ее придется увеличивать, зато теперь можно опираться на реальные цифры, – констатировал Мирас Шекенов.

По его словам, в Нур-Султане 700–800 тыс. человек ежедневно пользуются общественным транспортом, поэтому нужно поднимать его уровень, однако без поддержки государства сделать это будет очень и очень непросто.

Популярное

Все
Вплавь покоряя моря и проливы
В пострадавшие от паводка регионы приезжали не только спасатели, но и врачи
Ежедневно тысячи жизней спасают неравнодушные люди
Уральскую ТЭЦ отремонтируют без посредников
Овсянка, сэр!
Удовлетворенных исков граждан к госорганам стало в четыре раза больше
Стихия разрушила и... «запустила» строительство микрорайона
Сумма возвращенных государству активов превысила 1,7 триллиона тенге
Ледовый дворец возвращается в собственность города
Как популяризировать образ человека труда
Обеспечение верховенства права – приоритет справедливого государства
Партия «Ауыл»: ставка на молодежь
Улучшая рыночную среду
Вернуть землю государству
В Западно-Казахстанской области открыто около 500 новых спортивных секций
Театр завершил сезон премьерой
Аида Балаева высказалась о провокационном ролике в соцсетях
Сыр и кефир вопреки дефициту
Сауле Казыбаева: «К плодово-ягодной отрасли привыкли относиться как к делу второстепенному»
В Каспийском море спасли двух человек
Преодоление. Пять лет созидания
Фанаты Димаша изучают казахский язык
Семья Кривошеевых – Клеустер вернулась из Германии в Казахстан
Новый этап развития системы здравоохранения страны
Признать БВУ соучастниками мошеннических схем предлагают юристы
Семейный психолог, руководитель психологического центра и НПО «Мое возрождение» Альвина ЮСУПОВА говорит о том, как сохранить семью
Строительство водопроводов затягивается в Костанайской области
Значительного повышения тарифов опасаются жители Северного Казахстана
Остановка по требованию аудита
За плечами талантливого хирурга Орала Оспанова десятки тысяч успешных операций
Очередную водную блокаду терпят жители многострадального села Жанатурмыс
Президент Казахстана выступил на казахско-корейском бизнес-форуме
Выставку «Ұлы дала алтыны» посетили президенты Казахстана и Кореи
Больница начинается с приемного покоя
За годы работы частный судебный исполнитель высудил у должников более одного миллиарда тенге
Казахстан примет участие в саммите животноводства во Франции в качестве почетного гостя
Совместное заседание палат парламента пройдет 14 июня
Отряд «Жасыл ел» привлекут к строительству домов для пострадавших от паводков
Семнадцать видов вторсырья принимали на экоакции, посвященной Всемирному дню окружающей среды
20 процентов или шанс на жизнь?
Иностранные компании открывают заводы в Северном Казахстане
В Косшы вместо «маятниковой» занятости появились постоянные рабочие места
Консолидация и развитие
Снегопад парализовал движение транспорта в двух регионах
Триумф и трагедия казахских баев
В Алматинской области продолжается снос незаконно построенных сооружений
Костанайские археологи бьют тревогу
Максим Фадеев выпустит песню в память о Салтанат Нукеновой
3,4 тыс. нарушителей границы задержаны за месяц в Казахстане
Эдуард Ким выиграл этап Кубка мира по артистичному плаванию
Выпускник школы из Костанайской области – призер десятков математических олимпиад
Бизнесмены останутся без лимитов на вылов рыбы?
«Умные» теплицы смогут получать инвестсубсидии в Казахстане
30 килограммов конфет раздали в Астане ко Дню защиты детей
Сезон атлантических ураганов в 2024 г. может стать самым активным в истории наблюдений
Казахстанские десантники удостоены нагрудного знака «Доблесть и мастерство» в Белоруссии
Акцию с воодушевлением поддержали жители Жамбылской области
Сегодня Герою Советского Союза Сагадату Нурмагамбетову исполняется 100 лет со дня рождения
Доходы стоматологов в Казахстане побили рекорд
У Казахстана уникальный культурный код

Читайте также

Модернизация коснется 75 рынков
175 тысяч девочек намерены привить от ВПЧ в этом году
Привлекать туристов в свои страны
Место встречи изменить нельзя

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]