Ежедневно в Павлодарской области для получения адресных справок в ЦОНы обращаются до полутора тысяч человек. Как сообщил руководитель регионального департамента по делам государственной службы и противодействию коррупции Адильбек Мукашев, более 70% из них берут справки для предъявления по месту работы и трудоустройства, в банки, нотариальные и коммунальные службы.
– Такого потока граждан за одноразовыми справками можно избежать, если работодатели, банки и другие учреждения воспользуются сервисом получения справок третьими лицами, – говорит Адильбек Мукашев. – Мы не раз обращались в банки по этому вопросу, но те даже не предоставляют точку доступа граждан к Интернету в своих отделениях, ссылаясь на информационную безопасность. Хотя могли бы упростить работу и себе, и время своих клиентов бы сэкономили. Даже сельские акиматы, библиотеки, колледжи успешно внедряют уголки самообслуживания, продвинутые финансовые институты не должны отставать в этом вопросе.
Мониторинг работы банков второго уровня провели общественники региона и представители департамента. Обращали внимание не только на процесс получения справок, но и на суммы комиссии. В первую очередь их интересовали те финансовые структуры, отделения которых расположены в зданиях так называемых государственных услугодателей с наибольшим скоплением людей (ЦОНы, налоговые службы и тому подобное). Тарифы у всех разные – где-то за минимальный платеж берут всего 80 тенге, в других учреждениях – 150–200.
– Наши госорганы, сдающие свободные площади финансовым учреждениям для оказания услуг населению, руководствуются только предлагаемой суммой за аренду, – подчеркивает Адильбек Мукашев. – Мы же считаем, что в первую очередь нужно руководствоваться удобством граждан. В техспецификации конкурсов на аренду необходимо прописывать, что предпочтение будет отдано той организации, чьи кассовые услуги стоят дешевле. Также нужно учитывать график работы таких структур – у нас управление госдоходов для удобства граждан работает без обеда и до 19.00, а у банков в этом же здании есть перерыв, в итоге там всегда очередь, да и закрываются они раньше. Все эти несостыковки собственники помещения легко могли бы регламентировать.