​До Луны и обратно

593
Сергей ГОРБУНОВ, Экибастуз

В начале было как-то даже буднично. Словно происходило не эпохальное событие индустрии Казахстана и Экибастузского угольного бассейна, а рядовая отправка очередного эшелона с углем. А между тем новый отечественный электровоз KZ8A0025, ведомый опытными машинистами Вадимом Черненко и Кенжебаем Шариповым, должен был доставить на одну из ТЭЦ Астаны 67 вагонов, груженных 6 500 тоннами угля разреза «Богатырь». В этом эшелоне находилась и трехмиллиардная тонна энергетического топлива, добытая в Экибастузе со дня массовой разработки месторождения.

И все-таки это был праздник – провожать юбилейный уголь на перроне вокзала собрались работники железнодорожной отрасли, представители разрезов и электростанций, акимата города, АО НК «Казахстан темир жолы», общественность. Перед началом торжества бывший руководитель Павлодарского отделения Целинной железной дороги Аби Саркыншаков, отдавший отрасли 60 лет и продолжающий работать в качест­ве члена консультативного совета, дал небольшое интервью для «Казправды».

– В 1954 году на разрезе № 1 Экибастуза была отгружена первая тонна угля, – рассказал ветеран. – Первые эшелоны с этим топливом ушли на ТЭЦ города и на Урал, на электростанцию Красногорска. Тяговой силой тогда были паровозы, которые мы называли «овечками». Они могли тащить состав с углем общим весом порядка 500 тонн. Потом, к нашей радости, поступили паровозы луганского производства, которые могли перевозить за раз уже 2 тысячи тонн груза. В 1960 году мы перешли на тепловозную тягу. Это был прогресс, но развитие угольных разрезов и действующая структура железной дороги региона не позволяли значительно увеличить объемы перево­зок угля. В 1979 году в Экибастуз пришел первый электровоз, затем были проложены вторые электрифицированные пути, так как ставилась задача – довести добычу угля в Экибастузе до 170 миллионов тонн, а рядом с месторождением этого топлива возвести несколько мощных ГРЭС. Здесь бы хотел отметить такой момент. Борясь за объемы перевозок угля, 20 февраля 1986 года впервые в мире из Экибастуза был отправлен первый супертяжеловесный поезд-гигант весом 43,4 тысячи тонн угля(!), в количестве 440 вагонов и длинной 6,5 километра. Тянули этот состав несколько электровозов.

Затем, как продолжил рассказ А. Саркыншаков, наступили 2000 и 2009 годы, когда из Экибастуза потребителям, а это порядка 13 ТЭЦ и ГРЭС Казахстана и соседних стран, было отправлено по железной дороге, соответственно, 2- и 2,5-миллиардная тонны этого энергетичес­кого сырья. И вот теперь, спустя семь лет с момента последнего события, на электростанции повезли трехмиллиардную тонну «каменного» углерода.

Открывая митинг, аким Экибас­туза Кайрат Нукенов, поздравив со знаменательным событием всех присутствующих, сказал, что под знаменем 25-летия Независимости Казахстана горняки и железнодорожники региона добились очередной трудовой победы. Местный угольный бассейн считается самым значительным в стране и располагает запасом в 13 млрд тонн энергетического топлива, а значит, впереди будут другие рекорды.

Приводились и другие интересные цифры. В частности, было сказано, что отгрузки Павлодарского отделения железной дороги составляют 33% от общего объема перевозок Национальной компании «Казахстан темир жолы». Доля погрузки каменного угля Экибастузского бассейна составляет 65% от всего объема угля, добываемого на территории РК. Железнодорожники Павлодарской области ежегодно перевозят 73 млн тонн грузов, в которых 72% – доля Экибастуза.

Но, пожалуй, самыми впечатляю­щими были цифры, названные на встрече А. Саркыншаковым. Говоря о трех миллиардах тонн перевезенного угля, он сказал, что это почти 50 млн вагонов с энергетическим топливом длиной около 750 тыс. км, если выстроить их в одну линию. Образно говоря, до Луны и обратно!

Во всех выступлениях звучала гордость за результаты труда экибастузцев, многие из которых здесь же, на перроне, были награждены почетными грамотами.

...Наступил кульминационный момент. Зазвучал сигнал символического станционного колокола, и электровоз с юбилейным углем, плавно набирая ход, покатил по рельсам.

Популярное

Все
На востоке республики вдвое увеличен объем ремонта дорог
Казахстан инициирует закон о семейно-бытовом насилии в рамках МПА СНГ
Гости из Поднебесной ознакомились с туристическим потенциалом края
Неделя добра продолжается в регионах
Эпос Султана Раева
У доброго хозяина и озеро икру мечет
Не сыпьте соль на сердце
Все, что вы еще не знали об ОСМС
Микс традиций и инноваций
«Шустрые иголочки» вышивают крестиком и снимают стресс
Президент Аргентины высказался о величии Месси, а также сравнил его с Пеле
Новоселья празднуют в Бурабайском районе
Для школьников открыты лагеря ранней профориентации
Саммит ШОС и новый вектор экологического сотрудничества
Незадавшийся четверг
Илон Маск сделал пожертвование на избирательную кампанию Дональда Трампа
Научные подходы к дорожной отрасли
В приоритете – социальная защита
Игроманию, как и любое другое заболевание, легче предупредить
Антикор выявил миллиардные нарушения в сфере строительства дорог
Строительство LRT в Астане: закроют съезд по улице Сыганак
Российские борцы отказались от участия в ОИ-2024
Глава государства поздравил соотечественников с Национальным днем домбры
Масуд Пезешкиан избран новым президентом Ирана
Путинцева сотворила главную сенсацию на Уимблдоне
Все пострадавшие от паводка жители Кокшетау обеспечены жильем
Производство бензина в стране впервые за много лет сократилось
Продажи новых авто в Казахстане выросли в два раза за год
Полицейские авто выстроились в форме домбры в ВКО
Появились новые фото со стройки города-небоскреба «Зеркальная линия»
Шоу дронов в Астане увидели более 100 тыс. человек
Национальный день домбры отмечается в Казахстане
Евро-2024: определились все полуфиналисты
Рыбакина одержала самую разгромную победу на турнирах «Большого шлема»
Кир Стармер представил состав нового правительства Британии
Головкин: Казахстан может выйти из IBA
Секретариат Организации тюркских государств будет усилен
Спикер Сената: «Школы должны раскрывать потенциал детей»
Аида Балаева: «Очень тревожно, когда известные личности, любимцы публики преступают закон»
Около 200 грузовиков скопилось со стороны ЗКО на границе с Россией
Значительного повышения тарифов опасаются жители Северного Казахстана
Шымкентский водоканал, признанный лучшим в стране и СНГ, может стать полностью частным
Фанаты Димаша изучают казахский язык
Новый этап развития системы здравоохранения страны
Личность и наследие Шынгыз-хана остаются в центре внимания ученых
Семья Кривошеевых – Клеустер вернулась из Германии в Казахстан
Токаев переговорил по телефону с Путиным
Из почти 40 фонтанов в Атырау работает только один
Строительные рынки переезжают за город
Судебное реформирование: реалии и перспективы
За плечами талантливого хирурга Орала Оспанова десятки тысяч успешных операций
Девушка задушила ребенка и выпрыгнула из колеса обозрения в Алматы
Большую зачистку «мертвых душ» провели  в Костанайской области
WhatsApp-бот против мошенников действует в Астане
Двадцать членов ОПГ доставили в полицию
Казахстан примет участие в саммите животноводства во Франции в качестве почетного гостя
Эпос «Едиге» и топоним «Кушмурун»: неизвестное об известном
Дело Бишимбаева: астанчанку подозревают в присвоении 100 млн тенге
В Караганде из мусора делают антивандальные люки для колодцев
Аlma mater казахстанской спецслужбы отмечает 50-летие

Читайте также

Новоселья празднуют в Бурабайском районе
В столице проходят курсы для лидеров в сфере здравоохранения
Чтобы город был всегда чистым
«Таза қала»: Кызылорда на первом месте

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]