До последнего пассажира Статьи 15 апреля 2021 г. 5:11 406 Галина Вологодская, Восточно-Казахстанская область. ПриехалиВ прошлом году «Казахстанская правда» рассказала о сложностях, с которыми столкнулась реализация пилотного проекта нового муниципального автопарка в Семее («Тарифные «рифы», 19 августа 2020 года). Напомним: ТОО «Semey Вus» с 49-процентной долей участия государства должно было превратиться в «прозрачное» предприятие с системой электронного билетирования. При этом планировалось, что по его подобию следом будут налажены пассажирские перевозки в Усть-Каменогорске и других городах. Однако вместо образцового автопарка Семей получил ТОО, увязшее в долгах, и с водителями, бастующими из-за задержек зарплаты.Сегодня, спустя 8 месяцев, ситуация только усугубилась. Достаточно заглянуть в соцсети – там волна негодования по поводу того, как ходят автобусы, сколько происходит опозданий на работу и учебу, какие деньги приходится платить за такси. Дошло до того, что в конце марта группа депутатов маслихата Семея обратилась к Главе государства с просьбой помочь в решении проблемы с пассажирскими перевозками...– Ситуация с общественным транспортом – одна из самых острых проблем, – констатировали народные избранники на сессии гормаслихата. – Многие автобусы не соблюдают графики или не выходят на линию, вечером уехать куда-либо проблематично, в часы пик людей в салоне, как селедок в бочке.В первый апрельский день руководство ТОО «Semey Вus» сделало несмешное заявление: предприятие является неплатежеспособным, общая сумма долга превысила 2 млрд тенге. В том числе, по данным акимата области, 1,1 млрд тенге – это долг перед Банком развития Казахстана за оформленный в лизинг подвижной состав из 170 автобусов. Еще 316 млн тенге – долг по налогам, 347 млн тенге – перед поставщиками коммунальных услуг и частными организациями. Добавим сюда также регулярные задержки по выплате зарплаты, пенсионным, социальным отчислениям... Единственное, чем объяснил сложившуюся ситуацию директор автопарка Болат Килишбеков – отсутствием субсидий. Эту же мысль в обращении к Президенту РК провели депутаты гормаслихата: соглашением между облакиматом, Банком развития Казахстана и автопарком было предусмотрено субсидирование социально значимых маршрутов. Но дотаций ТОО так и не получило. В целом в Семее из 42 маршрутов социальными признаны 38! Иначе говоря, они убыточные и требуют дотирования. Из них 24 направления закреплены за ТОО «Semey Bus». «Существует опасность полной остановки парка, – заявили депутаты в своем письме. – Жизнь города может быть парализована, так как объем перевозок, осуществляемых данным парком, составляет 70% от всей маршрутной сети города». Как известно, заглядывать в чужой карман – моветон. Тем не менее в ходе брифинга Болат Килишбеков частично раскрыл бухгалтерию автопарка. По его словам, ежедневный доход составляет 4,5–5,5 млн тенге. Примерно половину этой суммы «съедают» ГСМ, остальное уходит на зарплату. В среднем в месяц водитель получает 220 тыс. тенге, некоторые ради заработка берут по 2 смены. Остальные финансовые обязательства и расходы повисают долгом. Вот только один факт: 70 автобусов из 170 единиц всего подвижного состава… простаивают! Им нужен ремонт, а у парка нет денег на запчасти.– При электронном билетировании доходы автопарка стали прозрачными для акимата, – рассказал директор ТОО. – С июля 2020 года распределением средств занимается городской отдел пассажирского транспорта и автомобильных дорог вместе с ревизионной комиссией. Предприятие получает деньги по фактически перевезенному числу пассажиров. Ситуация сложная. Во многом мы продолжаем деятельность только благодаря помощи частного инвестора, он финансирует статьи по неотложным нуждам.По его словам, руководство области изначально понимало низкую рентабельность проекта. Поэтому, чтобы убедить частного инвестора, ему пообещали всестороннюю поддержку в виде субсидирования всех убытков перевозчика.Неэффективный менеджмент?На днях внеочередная сессия маслихата Семея дала «добро» на выделение из городского бюджета 500 млн тенге для субсидирования 38 социальных автобусных маршрутов. Вроде бы колоссальная сумма. Вместе с тем, по словам руководителя горотдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог Сериккали Жуманова, 3 семейских автопарка заявили о необходимости субсидий на период с 2021 по 2023 год на общую сумму 13 млрд тенге. Еще раз – 13 миллиардов! Только Semey Bus запросил в текущем году 3,5 млрд тенге на возмещение расходов. Может, горожан перевозят на суперкарах премиум-класса?! Нет, ничего подобного, по городу колесят автобусы обычного вида, местной, к слову, семейской сборки. Руководство области расценивает создавшуюся ситуацию не иначе как результат неэффективного менеджмента. По словам первого заместителя акима Восточного Казахстана Алмасхана Сматлаева, проект предварительно был просчитан. Специалисты определили годовой пассажиропоток – 57 млн человек, вывели примерную рентабельность. Чтобы снизить кредитную нагрузку на предприятие (4,2 млрд тенге для приобретения подвижного состава), областной бюджет провел софинансирование на сумму 633 млн тенге. Что в сухом остатке? Непогашенный кредит и желание больших субсидий. – В начале февраля предприятие попросило на один год 3,5 миллиарда тенге, то есть столько же, сколько стоит весь проект, – отметил замакима. – Плюс они потребовали повысить тариф. В конце того же месяца вновь попросили на субсидирование 773 миллиона, 29 марта – 7,4 миллиарда на 2 года, это в 2 раза превышает сумму лизинга.Такие вот запросы. При этом в облакимате привели показательный пример: из 140 млн тенге, выделенных в 2020 году на компенсацию за проезд льготников, все 3 семейских предприятия-перевозчика освоили… 5,9 млн тенге. Именно такую сумму подтвердила система электронного билетирования. Остальные средства пришлось вернуть в бюджет.Также в облакимате озвучили итоги финансового аудита. ТОО «Semey Bus» само у себя арендовало большие автобусы, а также иномарку бизнес-класса, тратило деньги на мебель, оборудование. Выплачивало премии, несмотря на отрицательные экономические результаты...Словесная дуэльПослушать местную исполнительную власть – в бедах автопарка виноват он сам. В свою очередь в ТОО «стрелки переводят» на акимат – там за все время не отреагировали ни на один запрос о выделении субсидий. Самое ужасное – хозяйственный, по сути, вопрос перерос в словесную дуэль, причем публичную, с брифингами, резонансными заявлениями… Такая культура общения, если это выражение вообще здесь уместно, точно не имеет никакого отношения к президентской концепции «слышащего государства».Не надо быть экспертом, чтобы понять, насколько несладко сегодня предприятиям-перевозчикам. Этот сегмент, пожалуй, больше других пострадал во время локдаунов и карантинных ограничений. От общественного транспорта как зоны риска отказались многие пенсионеры, на дистанционный формат ушли тысячи сотрудников, больше года по домам учились школьники. Число пассажиров сократилось в разы, автопарки потеряли доход.Что в такой ситуации может сделать аким – по сути, завхоз города? Может вникнуть в расчеты перевозчиков. Отделить реально необходимые затраты от многомиллиардных «хотелок», которые парки, как любой бизнес, обязательно решат подсунуть под видом утвержденной методики расчета тарифов. Тут уж, как говорится, к бабке не ходи. Если аким рачительный, он разберется, почему львиная доля новеньких автобусов всего за год вышла из строя и требует ремонта. Тем более что поставщиком подвижного состава является свой же, семейский, автосборочный конвейер. Болеющий душой за город аким встретится с предпринимателями, вместе они найдут компромиссный вариант. Спокойно, в рабочем порядке, без эмоций. Разве не так?…Однако по отношению к ТОО «Semey Bus» история развивается с точностью до наоборот. Сегодня в областном акимате не отрицают: в связи с огромными долгами возможен арест счетов автобусного ТОО, а значит – паралич всей его деятельности. Для Семея это означает транспортный коллапс. Стоит заглянуть в соцсети – там вулкан возмущения. Люди так и пишут: «Акимат и автопарк воюют друг с другом до последнего пассажира в городе».По словам первого заместителя акима Восточного Казахстана, чтобы избежать негативного сценария, с Банком развития Казахстана начались переговоры. Кроме того, исполнительная власть приступила к юридическому анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятия и его нормативно-правовых актов. По итогам анализа вроде и будут приняты решения, как дотировать перевозчика, в каком объеме...«В апреле планируется выделить второй транш на субсидирование, – дополнительно пояснили в облакимате. – Заявка уже направлена в Министерство индустрии и инфраструктурного развития, в Комитет транспорта».
23 сентября 2023 г. 9:33 Президент Казахстана поздравил с Национальным днем Саудовской Аравии главу королевства
23 сентября 2023 г. 15:54 Смаилов предложил кыргызскому коллеге разработать механизм мониторинга использования водных ресурсов
23 сентября 2023 г. 18:52 Министры обороны и промышленности обсудили перспективы развития оборонно-промышленного комплекса
22 сентября 2023 г. 20:00 Режим ЧС в селе Абайской области: сибирская язва у пациента не подтвердилась