«Дорожная карта» АПК

1106
Карлыгаш ЖУСУПБЕКОВА
По всей видимости, у отечественных аграриев в скором времени появится возможность решить наболевшие проблемы и актуальные воп­росы, мешающие им успешно и динамично развивать свой бизнес. А их, несмотря на оказываемую государством поддержку, накопилось немало. Безусловно, их нельзя было решить без тесного взаимодействия с государством, и тогда в августе 2014 года Национальная палата предпринимателей организовала на своей площадке совещание по вопросам АПК с участием первого заместителя Премьер-Министра РК Бакытжана Сагинтаева.
Первый вице-премьер страны, внимательно выслушав проблемы отечественных аграриев, предложил Нацпалате разработать «дорожную карту» агропромышленного комплекса, куда вошли бы все проблемные вопросы данной отрасли, о которых подробно рассказали сами предприниматели. И, пожалуй, это было правильным решением, поскольку в таком, в хорошем смысле слова, амбициозном документе и нуждались отечественные аграрии, уставшие от череды различных проблем, с которыми они сталкиваются постоянно.
Эксперт Национальной палаты предпринимателей Аман Сулейменов, курирующий сферу животноводства и, в частности, отрасль птицеводства, принимавший непосредственное участие в разработке «дорожной карты» АПК, утверждает, что реализация предложенных мер позволит нарастить объем сельхозпроизводства по основным продуктам. По его мнению, казахстанским производителям нужно создать такие же условия, в каких работают их конкуренты, к примеру, из РФ.
По итогам совещания состоялся «круглый стол» с участием госорганов и ассоциаций, на котором активно велось обсуждение проблем АПК.
– В первую очередь мы максимально хотели охватить бизнес в этом процессе, куда на заседания рабочих групп мы приглашали не только отраслевые объединения, но и активных игроков рынка, – говорит Аман Сулейменов. – На заседаниях рабочих групп также присутствовали представители госорганов, и мы обсуждали все проблемы и пути их решения совместно.
Итогом таких «очных ставок» между бизнесом и властью, когда в жарком споре рождалась истина, и стала разработка Плана мероприя­тий по решению актуальных вопросов субъектов АПК, который содержит 18 пунктов. То есть появилась «дорожная карта», которая пошагово решала бы проблемы участников агробизнеса.
Итак, что конкретно предлагает этот документ, которого давно ждали сельхозпроизводители, что это даст им?
– Одним из первых пунктов, который мы включили в «дорожную карту» АПК, стало совершенствование правил субсидирования по возмещению части расходов, понесенных субъектом агропромышленного комплекса при инвестиционных вложениях, – рассказал эксперт НПП. При этом он подчеркнул, что в приоритете – проработка вопроса по ретроспективному субсидированию инвестицион­ных проектов, введенных ранее 2014 года.
По словам представителя НПП, именно в этом вопросе возникли принципиальные разногласия с Министерством национальной экономики. Оно и понятно, здесь требовалось политическое решение, чтобы добиться выделения дополнительного финансирования для инвестсубсидий. Несколько месяцев, потраченных на получение согласия, не дали результатов. В конце концов проект «дорожной карты» АПК лег на стол первого заместителя Премьер-Министра без согласования с МНЭ по данному вопросу. Между тем, как считает эксперт НПП, промедление в этом случае чревато последствиями.
– Сейчас у сельхозтоваропроизводителей критический момент. Вот сегодня в НПП были руководители молочно-товарных ферм и рассказали о своей проблеме. Так, одна крупная МТФ в Костанайской области буквально вылила на землю 30 тонн молока (!), причем это высококачественная товарная продукция, которую можно было бы выдавать в детсадах, школах, других госучреждениях, – рассказал А. Сулейменов.
Это случилось ввиду того, что перерабатывающие предприятия, которые ранее занимались закупом молока, перешли на сухой порошок, завозимый из-за рубежа: он и дешевле, и работать с ним проще. Ферма стала нести колоссальные убытки. По подсчетам экспертов, они достигают 1 млн. тенге в день (!).
– Сейчас молочники вынуждены сокращать производство, что негативно отражается на отрасли в целом, тогда как у нас уровень самообеспеченности молоком самый низкий в ЕАЭС, – отметил эксперт НПП.
У птицеводов – проблемы со сбытом продукции. Как рассказал А. Сулейменов, во время посещения одной из карагандинских птицефабрик приехавшие специалисты увидели такую картину: весь склад забит яичной продукцией. И в это же время в Казахстан идет «серый» импорт, причем никто не гарантирует качество, поскольку маркировка не соответствует требованиям. Тогда как все птицеводческие фирмы РК являются добросовестными поставщиками.
Как в сложившейся ситуации точечно посодействовать отечественному сельхозтоваропроизводителю? Аман Сулейменов уверен: поможет распространение дейст­вующих правил инвестиционных субсидий на проекты, введенные ранее 2014 года, но на это необходимо дополнительно выделить средства из госбюджета. По его мнению, это качественный и правильный инструмент господдержки, который применяется во многих странах Европы.
– Мы изучили опыт Германии, других передовых аграрных стран именно в отрасли животноводства, где и применяется мера, которую мы назвали инвестсубсидии. Что это такое? Допустим, предприниматель построил молочно-товарную ферму на 600 голов, потратив на эти цели миллиард тенге. Через какое-то время фермер выходит на проектную мощность, и государство безвозмездно покрывает 20% от затрат предпринимателя, по некоторым позициям компенсация доходит до 80%, – рассказал Аман Сулейменов.
По его словам, это хороший задел для дальнейшего расширения бизнеса. Деньги государство выдает под конкретные цели: чтобы предприниматель, к примеру, закупил дополнительное оборудование или скот, занялся совершенствованием технологии производственной линейки. Однако вся загвоздка в том, что в действующих у нас правилах субсидирования средства распределяются на проекты, введенные с начала 2014 года.
По словам эксперта НПП, ретрос­пективное субсидирование инвес­тиционных проектов поможет увеличить объемы производства, уменьшить кредитную нагрузку.
– Также по инвестсубсидиям мы предлагаем снизить порог предоставления инвестиционных субсидий, дополнительно включить направления аграрного бизнеса, не попавшие в действующий перечень приоритетных направлений, – считает эксперт НПП.
Помимо прочих мероприятий, «дорожной картой» предлагается пересмотреть нормативы действую­щих субсидий по таким направлениям, как производство молока, мяса птицы, куриных яиц.
Всего «дорожная карта» включает в себя 18 пунктов и несколько подпунктов, исполнение которых возложено на ряд министерств и НПП РК.

Популярное

Все
Превращаем легковушку в «грузовик»
Грустные думки аграрные
Парламентские опоры Содружества
Скажем рахмет Иэну!
Как обезопасить детей от непоправимого
Здесь растят специалистов XXI века
Лихачам везде у нас дорога
Новобранцы дали клятву верности Родине
Комфорт по высшему разряду
Арест, штрафы и лишение прав: участников беспредельного кортежа наказали в Конаеве
Студентов, пенсионеров и домохозяек в РК освободят от обязательного декларирования доходов
Казахстанских водителей предупредили о новом способе мошенничества
Экологическая акция «Сдавай пакет – спасай планету!» прошла в Петропавловске
Кызылординский рис: от поля до стола
Год большой работы и серьезных наград
АПК должен стать одним из основных драйверов экономического роста
Спрос на автогаз превышает предложение
Миссия – создавать учебники
Международный фестиваль песен Шамши Калдаякова состоялся в Астане
Дороги для комфорта
В селе Коянды завершается строительство ряда социальных и инфраструктурных проектов
Дело Перизат Кайрат: появились новые эпизоды
Спикер Сената: «Развитие соцпредпринимательства – часть стратегии устойчивого развития»
Аграрии обязаны экономить воду
Туристический поезд Jibek Joly прибыл в Туркестан
В Кызылординской области открылась первая «Комфортная школа»
Завтра мир отметит День недоношенных детей
Обмен иностранными бланками разрешений с КНР переведут в цифровой формат
Премьер встретился с участниками чемпионата WorldSkills Kazakhstan
Казахской государственности – 12 веков, 12 столетий
Водителя арестовали из-за стикера на госномере в Жамбылской области
Второе рождение трассы
Продукцию из четырех областей везут на очередную ярмарку в Астану
Премий для госслужащих больше не будет
Пассажир в Шымкенте – «заяц» поневоле?
Директоров школ и завучей в Караганде лишили доплаты
Чеченка с казахской душой
Ставки по депозитам населения снижаются – аналитики
Этот день изменил судьбу
Какой должна быть новая концепция национальной истории
Восстановить утраченную популяцию куланов в Костанайской области пытаются ученые
В Казахстане утвердили нормы потребления тепловой энергии
До золота рукой подать
Метель и гололед прогнозируются в Казахстане до пятницы
Последняя в этом году сельскохозяйственная ярмарка проводится в Астане
Больничный теперь не подделаешь
Резкое похолодание ожидается в Казахстане в эти выходные
Мы будем привлекать инвестиции в туристическую отрасль ВКО для ее продвижения на международном уровне
Фуры двинулись в обход мегаполиса

Читайте также

Начался сезон лавин
Газ пришел в аулы Кокарал и Енбекши
Дмитрий набирает форму
«Барыс» завершил выездную серию игр

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]