
Реализуемый АО «НК «КТЖ» в рамках программы «Нұрлы жол» проект СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» дает мощный импульс развитию транзитно-транспортного потенциала Казахстана и позволяет в полной мере содействовать формированию экономического пояса Нового Шелкового пути.
СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» рассматривается как перспективный индустриальный и дистрибуционный центр в первую очередь для стран Таможенного союза и дальнейшего экспорта на рынки Европы, КНР, Центральной Азии, Турции и стран Персидского залива.
Общая площадь СЭЗ составляет 4 591,5 га, которая включает сухой порт (129,8 га), логистическую зону (224,9 га), индустриальную зону (224,4 га) и резервную территорию (4 012,4 га).
Ключевым элементом СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» является сухой порт, который содержит несколько терминалов для перегрузки с узкой железнодорожной колеи на широкую и для терминальной обработки грузового автомобильного транспорта. Сухой порт расположен в пределах беспошлинной зоны и обладает мощностью обработки 540 тыс. ДФЭ (контейнер, двадцатифутовый эквивалент) в год.
На площади 129,8 га проложены 6 веток железнодорожных путей, из которых 3 – узкая китайская колея и столько же – широкая казахстанская. Объект соответствует международным стандартам сухих портов с точки зрения операционных процедур, программного обеспечения, рабочих мест и терминалов.
Оператором порта является ТОО «KTZE-Khorgos Gateway». В нынешнем году АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» в рамках форума международного сотрудничества «Один пояс – один путь» подписало инвестиционное соглашение с корпорацией COSCO Shipping и Группой компаний Порт Ляньюнган о совместном развитии специальной экономической зоны «Хоргос – Восточные ворота». Китайские инвесторы совместно осуществили покупку 49% доли участия оператора сухого порта.
Индустриальная зона участвует в привлечении инвесторов, специализирующихся в конкретной области производства и предоставлении услуг. Так, она привлекательна для компаний, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью, используемую в производственном процессе. Конечные потребители такой продукции будут находиться именно в индустриальной зоне.
Пользователи ряда отраслей будут располагаться в индустриальной зоне и зонах легкой промышленности. Кроме того, эта область будет обслуживать производства, помещения для краткосрочного и долгосрочного хранения товаров. Ожидается, что индустриальная зона сформирует специальную область, подходящую для объектов сборки одного направления.
Логистическая площадка предоставляет возможности для строительства таких объектов, как многофункциональные комплексы складских помещений, объектов сортировки и хранения товаров. Прогнозируемый спрос на логистические услуги основан на предполагаемом росте торговых потоков, а также на развитии независимой логистической отрасли для удовлетворения потребностей промышленности.
Каковы отличия и преимущества данного проекта перед другими СЭЗ Казахстана?
«Хоргос – Восточные ворота» является логистической СЭЗ. Это специальная экономическая зона, созданная на территории Казахстана и прилегающая к пункту пропуска через государственную границу. Пункт пропуска может использоваться и для автомобильного транспорта, и железнодорожного – на станции «Алтынколь».
Первое отличие заключается в том, что товары, ввозимые на территорию логистической СЭЗ, помещаются под процедуру свободной таможенной зоны без таможенного декларирования. При этом у заинтересованного лица появляется возможность осуществить разгрузку и перегрузку товаров, а также заменить транспортное средство, доставившее товар, на другой транспорт без дополнительных затрат, связанных с таможенным декларированием.
Второе отличие состоит в том, что для помещения товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны достаточно заключить с резидентом логистической СЭЗ договор об оказании услуг по складированию товаров и связанных с таким хранением грузовых операций.
Преимущества, которыми обладает СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» перед другими СЭЗ Казахстана, заключаются также в непосредственной близости к Китаю – крупнейшему поставщику и в то же время потребителю товаров в мире. Размещая предприятие в стратегически выгодном месте, в непосредственной близости к границе, участники СЭЗ получают при этом возможность для мультимодальной логистики, а также земельный участок с готовой инфраструктурой совершенно бесплатно. Немаловажным преимуществом, кроме того, является возможность использовать потенциал действующего сухого порта и получать необходимые услуги по принципу «единого окна».
Кто может стать участником проекта, и что для этого необходимо?
Участником может стать только юридическое лицо как резидент, так и нерезидент, которое планирует осуществлять основную деятельность в пределах территории СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота». В случае если юридическое лицо не является резидентом Республики Казахстан и не зарегистрировано в РК в качестве налогоплательщика, во время подачи документов оно должно предусмотреть наличие копии сертификата о государственной регистрации в качестве налогоплательщика со стороны налоговых органов нашего государства. Претендент, подающий заявку на осуществление деятельности в качестве участника специальной экономической зоны, должен обладать финансовым обеспечением в размере, соответствующем технико-экономическому обоснованию.
Какова текущая ситуация в СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота»?
На данный момент Обществом ведется активная деятельность по двум основным направлениям развития СЭЗ: привлечение и сопровождение инвестиций в проект, а также внедрение ряда информационных систем по управлению СЭЗ и интеграции ее в мировую логистическую сеть.
На сегодня в едином реестре зарегистрированы 78 участников, 14 из которых на различных стадиях занимаются реализацией заявленных проектов.
В частности, участниками СЭЗ ТОО «ЗАРЯ ЛТД» и ТОО «Феникс Фид Миллс» в сухом порту реализуются проекты «Строительство элеватора для хранения зерновых культур» и «Строительство элеватора и комбикормового завода».
В логистическую зону привлечен якорный инвестор – компания PBP CAPITAL LTD (Дубай, ОАЭ). Указанная компания является международным девелопером полного цикла коммерческой, складской и индустриальной недвижимости. Реализацией проектов международного класса она занимается более 15 лет. Создано объектов общей площадью 870 000 м2. Объем сделок – на 4 млрд долларов. Компания планируют инвестировать средства в строительство складских комплексов премиум класса в логистической зоне СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота».
В индустриальной зоне начата реализация проектов по производству повидла и джема, консервированных овощей, фруктового пюре. Срок завершения строительства – май 2017 года.
Какие информационные системы уже применяются в СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота»?
Помимо имеющегося в Казахстане физического коридора для транзита успешное развитие логистики требует информационного обеспечения и инфраструктуры. Благодаря консультациям одного из крупнейших мировых операторов – компании Dubai Port World или DP World – в СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» создается многофункциональная информационная платформа взаимодействия управляющей компании, государственных органов, резидентов и клиентов СЭЗ – платформа «НОМАД».
Выбор в пользу консалтинга со стороны компании DP World был сделан не случайно. По состоянию на 2011 год, согласно отчету лондонской консалтинговой компании Drewry Shipping Consultants, компания Dubai Port World стала третьим крупнейшим портовым оператором в мире. Являясь географически одним из самых диверсифицированных портовых операторов мира, DP World обладает долей мирового рынка в 6,7%. Также компания владеет 77 морскими и внутренними терминалами в 40 странах мира.
DP World находится под управлением крупнейшего мирового инвестора и девелопера – компании Dubai World, принадлежащей правительству ОАЭ.
«НОМАД» – «электронное отражение» СЭЗ, способствующее рационализации бизнес-процессов. На этой платформе смогут работать и взаимодействовать все участники логистического процесса.
Сегодня в Казахстане нет такой общей платформы, существуют лишь разрозненные небольшие системы. Благодаря современным IT-решениям на территории СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» действует механизм «единого окна», позволяющий облегчить и ускорить прохождение трансграничных транспортных процедур. Это первая попытка покрыть информационными технологиями процессы, связанные с трансграничным перемещением товаров, транспортных средств.
В рамках создания Единой информационной системы управления (ЕИСУ) «НОМАД» введены специальные объекты инфраструктуры.
• Создан ситуационно-мониторинговый центр с системой онлайн – нового обслуживания и подсистемой «Мониторинговый центр». Технология интеллектуального видеонаблюдения за периметром СЭЗ позволяет сократить количество операторов, необходимых для обслуживания 96 камер, находящихся по периметру СЭЗ, до одного человека. В подсистеме «Мониторинговый центр» созданы автоматизированные рабочие места для сотрудников государственных служб, участвующих в вопросе помещения товаров на территорию СЭЗ.
• Разработана подсистема «Единое окно» с онлайн-рубрикой предоставления информационных услуг «База знаний СЭЗ», в которой собрана вся необходимая для участников информация.
• Произведена интеграция вэб-сайта Управляющей компании СЭЗ и подсистемы электронного документооборота СЭЗ. Разработаны бизнес-процессы обработки обращений инвесторов и участников СЭЗ.
• Также разработана подсистема «Автоматизированное КПП», которая позволяет снизить время прохождения КПП СЭЗ с 10 минут до 30 секунд, при этом обеспечена полная автоматизация учета помещаемых товаров и транспортных средств в рамках требований таможенного законодательства.
• Создан 3D-виртуальный тур с текстовым и видеоконтентом для повышения узнаваемости проекта СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» в мировом сообществе. Он интегрирован в платформу Google Maps и доступен с любого устройства, подключенного к Интернету. 3D-тур также интегрирован в вэб-портал Управляющей компании СЭЗ. Роль 3D-тура – донести до заинтересованных лиц, в частности инвесторов, посредством современных технологий и на базе авторитетных платформ достоверную фото- и видеоинформацию о проекте СЭЗ.
Каковы перспективы развития СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота»?
Специальная экономическая зона «Хоргос – Восточные ворота» использует преимущество своего уникального местоположения как внутри Таможенного союза, так и на границе с Китаем, чтобы создать логистический и промышленный центр с соответствующей экономической инфраструктурой и жилой зоной высокого уровня.
СЭЗ станет крупным движущим механизмом создания рабочих мест и роста производительности в экономике Казахстана, а в долгосрочной перспективе внесет огромный вклад в диверсификацию экономики путем защиты новых промышленных кластеров и повышения квалификации рабочей силы.
Успешная реализация Плана развития СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» при условии государственной поддержки позволит достичь значимых результатов.
В частности, СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» будет играть определяющую роль в рамках сопряжения программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» и китайской инициативы «Экономический пояс Шелкового пути», превратит Казахстан в крупнейшего торгового партнера Китая, стран Таможенного союза и Западной Европы.
Создавая огромный стимул для экономического роста и добавленной ценности в экономике Казахстана, СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» будет способствовать созданию более диверсифицированной, сбалансированной и гибкой экономики через развитие новых отраслей и сокращение зависимости от нефтегазовой выручки. За счет формирования нового устойчивого экономического центра с жилой и общественной инфраструктурой будет подготовлена гибкая и квалифицированная рабочая сила, получающая знания на профессиональных тренингах и в ходе реализации обучающих программ для местных и иностранных работников.
Говоря о планах на будущее, стоит также отметить важность внедрения системы PCS (Port Community System) – электронной платформы, обеспечивающей интеллектуальный и безопасный обмен информацией между государственными и частными заинтересованными сторонами в целях повышения конкурентоспособности сообществ портов, а также запланированное строительство аэропорта, который должен стать субзоной СЭЗ, получив статус международного, с возможностью распространения таможенных льгот на своей территории.