Французская история

510
Умитжан Джумакова, музыковед, доктор искусствоведения, профессор Казахского национального университета искусств

В репертуаре Astana Opera «Богема» была и раньше. Иначе и быть не могло. Театр, построенный по инициативе Первого Президента – Елбасы Нурсултана Назарбаева, дал новые возможности для воплощения идей творческому коллективу. С самого начала молодой театр позицио­нировал себя в центре международных театральных трендов. Итальянская опера определилась одним из первых репертуарных направлений, наряду с казахской оперой. А «Богема» была первой из четырех знаменитых опер Пуччини, которые идут на сцене Astana Opera. Она перешла преемственно из репертуара Национального театра оперы и балета им. К. Байсеитовой, действовавшего в новой столице Казахстана до 2013 года.

И сегодня, когда у коллектива сложилось пространство разносторонних контактов с итальянскими мастерами современного сценического искусства, понятно желание взамен прежней постановки для старой, совсем не театральной сцены предложить новую, в которой традиции итальянской оперы в сочетании с уникальными техническими возможностями театра дадут новый импульс для развития творческого коллектива.

На этот раз в исполнительской части задействованы артистические силы казахстанских музыкантов, что очень приятно было видеть зрителям. Ведь у наших артистов есть свои ценители, они осыпали овациями яркие выступления певцов. Всемирно известную Марию Мудряк, которая раньше пела партию Мими в зарубежных театрах, в столицу Нур-Султан приехали послушать ее поклонники из родного Павлодара. Великолепно показали себя с артистической стороны певцы хора. В разноголосице массовых сцен французский колорит подчеркивали звонкие голоса детского хора.

А вот постановка была осуществлена под руководством команды итальянских знатоков оперы. Среди них специалисты с мировым именем, из известных театров Италии. В сотрудничестве с ними уже осуществлены несколько постановок опер и балетов на сцене Astana Opera, и состоялось исторически важное, грандиозное и успешное исполнение оперы «Абай» А. Жубанова и Л. Хамиди, Девятой симфонии Бетховена на сцене «Карло Феличе» Генуи. И справедливо, что решением независимой международной эксперт­ной комиссии театр Astana Opera стал лидером в номинации «Концертная⁄Театральная площадка года» престижной премии Bravo, получив признание музыкальной общественности.

Именно итальянская постановочная команда обеспечила особую ауру нового спектакля «Богемы». Было представлено аутентичное прочтение музыки Пуччини, ее тонкого, облагороженного итальянского веризма. В трактовке сюжета тоже подчеркивалась подлинность. Динамичные зарисовки четырех действий правдиво и со вкусом передали яркие и интригующие картины из жизни парижских кварталов, свободолюбивый дух французской молодежи, ту притягательную атмосферу любви, которой был когда-то вдохновлен композитор, прочитав роман А. Мюрже «Сцены из жизни богемы».

В музыке «Богемы» нет ни одной лишней ноты, она каждым звуком передает чувства героев, реальные ощущения жизни в полноте ее красок и одухотворенной любви. Эта трогательная трагическая история о первых испытаниях сильными чувствами и потрясениями, о первом столкновении с ревностью и смертью, о романтике надежд и мечтаний, о крепкой дружбе, несмотря ни на какие невзгоды, об умении прощать слабости, смеяться над мелочами жизни и быть рядом в трудную минуту.

В выразительных мелодиях, полных страсти и тончайших психологических переживаний, Пуччини отразил страницы своей жизни. Образы героев и события сюжета также списаны с биографии писателя Мюрже. Об энергии, которая вложена в музыку, свидетельствует признание самого композитора. Завершив последние такты, он «плакал как дитя, один, в ночной тишине», ему казалось, что он «потерял своего родного ребенка».

Хотя либретто Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза ему пришлось ждать 2 года (но какое удивительное либретто было предложено!), Пуччини написал оперу почти «залпом», за 8 месяцев. Божественную «Богему» ожидал от композитора и его издатель Джулио Рикорди. За 3 месяца до ее премьеры в 1896 году он умолял и требовал: «Дорогой Пуччини, если ты на сей раз не создашь шедевр, я поменяю профессию и пойду торговать колбасой!»

«Богему» почти всегда сопровождал успех, она предельно популярна, потому что понятна для всех и в разные времена. В эту актуальную сверхисторию, пробирающую до мурашек, зритель начинает верить практически с самого начала. Знаменитый тенор Энрико Карузо так горячо полюбил «Богему», что назвал одного сына Рудольфом, а другому дал прозвище Мими. Музыка и сюжет настолько реальны по эмоциям и действию, что к концу спектакля, когда мелодрама печально завершается, слушатели искренне сопереживают непростым судьбам героев в поисках любви и счастья, а некоторые даже проливают слезу.

Так было и в итальянской постановке театра Astana Opera. Воздействие гениальной музыки Пуччини многократно усилилось благодаря прекрасному театральному решению режиссера Андреа Бернарда. Между прочим, это его дебют с мировой «Богемой», который, конечно, запомнится в его биографии тем, что связан с Казахстаном. Наблюдая за впечатляющей сценографией Эцио Фриджерио, за эффектными световыми красками и удивительными техническими визуализациями Серджио Металли и Винченцо Раппони, внимательно рассматривая все исторические костюмы, созданные Франкой Скуарчапино, будто бы находишься на улицах Парижа, сидишь за столиками кафе и ресторанов, наслаждаясь праздничной атмосферой французских аттракционов, головокружительными сальто цирковых акробатов и пластически выразительными обрамлениями итальянских масок.

Особое обаяние «Богемы» кроется в детализации, в штрихах и полутонах. Вопреки модным ошеломляющим режиссерским фантазиям наш столичный театр предпочел классическое понимание оперы и верно следовал главенству пения. Потрясающие мелодии Пуччини расцвели и обрели индивидуальные крас­ки в роскошных голосах Марии Мудряк и Майры Мухамедкызы, Медета Чотабаева и Сундета Байгожина, Салтанат Ахметовой и Альфии Каримовой, Жана Тапина и Талгата Мусабаева, Таира Тажи, Болата Есимханова, Андрея Борисенко, Ержана Саипова, а также многих других. Они все, каждый по-своему, передали разнообразно прописанные композитором человеческие характеры.

Удивительно мягко звучал под руководством дирижера Джузеппе Акуавива симфонический оркестр. Партитура Пуччини предстала богатством оркестровых красок. В заключительной сцене было достигнуто пастельное звучание оркестра, оттеняющее трагическую развязку.

Премьера «Богемы» в новой постановке совпала с печальным событием в жизни сегодняшнего Парижа. Накануне и в дни спектаклей в интерьере театра Astana Opera привлекала афиша с необычным названием шедевра Пуччини «Парижская Богема». А в одной из массовых сцен спектакля народ шагал на авансцене с развевающимся французским флагом. Конечно, многим участникам и зрителям эта французская история, поведанная итальянским гением и звучащая на казахстанской земле, показалась символичной. Мы вместе с народом Франции желаем божественному собору Нотр-Дам возрождения из пеп­ла, и своим искусством Astana Opera утверждает бесценность и вечность великих творений мировой культуры.

Популярное

Все
Посвящение легендарным землякам
Пришли за покупками – попали на концерт
В Кызылорде дан старт строительству футбольного стадиона
Казахстанские военнослужащие отстаивают интересы страны на спортивных аренах
Депутаты, спортсмены и волонтеры благоустраивают столицу
По 8,5 миллиона тенге подъемных получат медики в селах Карагандинской области
Сильная армия – гарант мира и процветания
В Косшы открыли первый государственный спортобъект
Дэдпул из Казахстана
Вопросы полицейским задает молодежь
Достойное служение праву
Сноровку формирует тренировка
В военно-патриотическом клубе растят настоящих защитников Отечества
​​​​​​​Закон Республики Казахстан
Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 4 мая 2024 года № 43-НП
Закон Республики Казахстан
Новобранцы Капшагайской десантно-штурмовой бригады приняли присягу
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Детей растить и Родину защищать
Их свадьбу родня вспоминает до сих пор
«Тот, кто песней степь восславил, нами не забыт...»
О дамбах и арыках: из опыта наших предков
«Я – в Астане, он – в Екатеринбурге, встретились посередине…»
Пик паводка в Атырауской области ожидают в ближайшие дни
Злые языки страшнее пистолета
Казахстан и Узбекистан: многовековые узы дружбы
Токаев принял главу КНБ
Урок на приусадебном участке
Казахский обретает статус языка межнационального общения
В Карагандинской области подрядчик приступил к завершающему этапу реконструкции трассы Караганда – Балхаш, которая длится уже пять лет
1 мая: историю появления праздника напомнили казахстанцам
Генпрокурор Берик Асылов отчитался перед президентом
Багдат Мусин освобожден от должности министра цифрового развития
Авиапассажирам необходимо заблаговременно приезжать в аэропорты - КГА
В Таразе изучают государственный язык с помощью… песен
День единства народа Казахстана: сколько этносов проживают в республике
Освоить государственный язык под силу каждому – это демонстрируют активисты областного Дома дружбы
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Целина: как это было
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области
Спасти отечественных мукомолов от банкротства призывает сенатор
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Токаев поручил обеспечить мониторинг работ по восстановлению жилья для граждан

Читайте также

Сноровку формирует тренировка
Достойное служение праву
В Косшы открыли первый государственный спортобъект
Фотовыставка GPT картин прошла в Астане

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]