Памятуя о чужих ошибках
Газодобывающая отрасль топливно-энергетического комплекса Казахстана, развивая свои мощности, постоянно находится в поиске баланса для получения оптимальных результатов своей операционной деятельности и обеспечения потребностей населения страны.
За последнее десятилетие внимание работников отрасли в основном акцентировалось на вопросах газификации населения, как того требовало руководство страны. Успешно были завершены ряд крупных проектов модернизации газораспределительных сетей городов и населенных пунктов. Благодаря этим проектам количество потребителей газа в республике увеличилось вдвое, до 51%. После ввода магистрального газопровода «Сарыарка» этот показатель достигнет уровня 60%. За счет активной газификации регионов стремительно растет потребление газа на внутреннем рынке. Ожидается, что к 2025 году внутренний рынок будет потреблять почти 20 млрд кубометров газа, что на 30% больше, чем сегодня.
Но, говоря об успехах развития отрасли, нельзя умолчать и о проблемах обеспечения безопасности страны. Недавний чудовищный взрыв селитры в Бейруте, который снес почти полгорода, потряс весь мир. Вопросы хранения и безопасной эксплуатации взрыво-огнеопасных веществ в достаточной мере урегулированы различными регуляторными правилами и инструкциями во всем мире. Тем не менее человеческий фактор, безответственность или недостаток денежных средств могут привести к печальным событиям в любой стране мира.
Как известно, нефтегазовая отрасль является серьезным и одним из главных источников доходной части бюджета республики. В то же время отрасль сопряжена с высоким риском взрыво-огнеопасных факторов. Поэтому, делая упор на увеличении добычи углеводородного сырья, «нефтяники» обязаны уделять серьезное внимание вопросам обеспечения соответствующего уровня безопасности эксплуатации, хранения, транспортировки углеводородного сырья.
Голубое топливо может стать дефицитным
Значение газа для республики трудно переоценить. Сегодня газ есть во многих домах населенных пунктов страны, а газификация регионов – одна из главных приоритетных задач руководства страны. При этом политикой государства всегда было сохранение более низких цен на газ для населения. Стоит отметить, что на пространстве СНГ – у нас в республике самая низкая цена на газ. Средняя стоимость 1 кубометра голубого топлива в Казахстане составляет 18,5 тенге. Это вдвое дешевле, чем в России, и в 5 раз ниже, чем в Кыргызстане. Высокая доступность газа на внутреннем рынке, обеспечиваемая низкими ценами, фактически приносит убытки для газовой отрасли. Эти убытки всегда покрывались за счет экспорта газа. Сегодня ежемесячные затраты на газ жителя квартиры в среднем составляет 1,7%, или около 600 тенге от общих расходов на коммунальные услуги. Это меньше расходов на отопление в 16 раз, на Интернет и телефон – в 12 раз, на электричество – в 6 раз, даже вывоз мусора вдвое дороже газа.
Газ добывается попутно с нефтью, добыча которой сопряжена с различными факторами, такими как общемировое снижение спроса и падение цены на нефть, сокращение объемов добычи по результатам решения ОПЕК. Все они ведут к дефициту ресурсной базы товарного газа, что в свою очередь приводит к сокращению объемов экспорта газа, который и позволял покрывать убытки газовиков.
Нефтегазовая отрасль из-за пандемии пережила «шоковое состояние». И пора нам всем вместе подумать: как поддержать газовиков, чтобы не получить «коллапс» и социальную напряженность в виду отсутствия голубого топлива в период наступления холодов на территории Казахстана? Отрасль нуждается в пересмотре подходов к ценообразованию, чтобы бесперебойное обеспечение газом вдруг не стало одной из глобальных проблем для нашей страны.
Специалистам и чиновникам необходимо найти наиболее приемлемый для всех вариант ценообразования. Повышение цены на газ диктуется не только вышеописанными обстоятельствами, но и необходимостью своевременных плановых ремонтно-профилактических мероприятий, замены изношенного оборудования и запорных арматур. В газовой отрасли используются трубы высокого давления, так называемые «бесшовные» трубы, своевременная закупка которых должна быть продумана и запланирована заблаговременно, и желательно до наступления холодов.
О необходимости тарифной реформы в отрасли
Пандемия пандемией, но проблему с обеспечением безопасности в газовой отрасли нельзя сбрасывать со счетов. Надо привлечь серьезное внимание отраслевых экспертов к пересмотру тарифов с учетом интересов всех потребителей. Мало кто знает о крупной катастрофе, произошедшей в начале 80-х годов прошлого века в Башкирии. На магистральном газопроводе образовался свищ, через который в атмосферу выходил газ. Он стал накапливаться в низине, где проходила железная дорога с пассажирскими поездами... Взрыв и пожар унесли тогда очень много жизней. Похожая ситуация на моей памяти была и на Центральном азиатском газопроводе.
Я привожу эти примеры, чтобы напомнить о необходимости принятия мер для безопасности магистральных газопроводов через оптимизацию тарифов. Возможно, потребуется проведение соответствующей инвентаризации состояния существующих газопроводов, строительство новых объектов и замена старых газопроводов. Нужно уделить внимание и вопросам эксплуатации, обслуживания и внутритрубной диагностики действующих объектов с применением передовых технологий и цифровизации.
Без грамотной тарифной реформы, да с убытками, которые есть у газовиков, отрасль рано или поздно столкнется с негативными явлениями, о которых я говорил выше. Естественно, эта реформа должна быть проведена с учетом интересов всех потребителей газа, и уж точно нельзя допускать превышения ежемесячных расходов населения хотя бы на уровне того же вывоза мусора.
Может быть есть смысл позаботиться об этом сейчас, а не тогда, когда будет поздно?