Дом родной – Жетысу
Совсем недавно, 23 февраля, чеченцы и ингуши отметили трагическую дату – 75-летие массовой депортации. В далеком 1944 году эшелоны из Грозного в Казахстан шли почти месяц. В дороге от голода, холода, эпидемии тифа умирали старики и дети. Отойти от вагона на 5 метров считалось побегом и каралось расстрелом. В результате той бесчеловечной акции две этнические группы потеряли примерно четверть своей численности – свыше 120 тыс. человек.
Талдыкорганец Атсалим Идигов – главный редактор областной газеты «Огни Алатау», член Ассамблеи народа Казахстана. Родился в селе Октябрь (ныне Жарлыозек) бывшей Талды-Курганской области. Во время депортации его отцу Саламу было всего 13 лет, а маме Халипат – 10. Они росли на одной улице, учились в одной школе, а, повзрослев, создали крепкую семью.
Переселенцам повезло с соседями: казахские семьи помогали им чем могли, делились последним куском хлеба. Вместе работали, отмечали праздники. В 1957 году решением советских властей чеченцам и ингушам разрешили вернуться на родину, и многие переехали на Кавказ. А Идиговы, впрочем, как и еще несколько десятков тысяч их соплеменников, остались в Казахстане – прикипели к земле, соседям, друзьям.
Салам-ага пользовался большим уважением среди односельчан. От природы трудяга, не чурался никакой работы. Начинал трактористом, вырос до замдиректора свекловодческого совхоза. Десятерых детей он вместе с женой Халипат воспитал в строгости, нравственной чистоте, сызмальства приучил к труду. После кончины аксакала одну из центральных улиц села благодарные земляки назвали в его честь. Атсалим перенял от родителей чуткость, уважение к традициям казахов, готовность всегда прийти на помощь землякам. Этому же учит и своих детей.
«Я чеченский сын казахского народа, – любит повторять Атсалим Саламович. – В моих жилах течет вайнахская кровь, а в груди бьется казахское сердце». Так же трепетно и с любовью относятся к культуре Великой степи, к казахским обычаям и языку его жена Лала, дети Догмара, Амина, Мансур и Есита. Одна из дочерей, Амина, виртуозно играет на домбре, исполняет народные кюи и песни.
– Жетысу для нас – дом родной, мы родились и выросли здесь, пустили корни, – говорит Атсалим Саламович. – Во время Великой Отечественной войны казахстанцы протянули руку помощи десяткам тысяч человек. Здесь переселенцы нашли вторую Отчизну, стали строить дома, налаживать быт. И мы, их потомки, никогда не забудем щедрость и доброту местных жителей, деливших с ними кров и пищу. В те тяжелые времена наши предки выжили, опираясь на поддержку казахов, чье гостеприимство навсегда останется в наших сердцах!
Атсалим Идигов – один из тех, кто стоял у истоков создания этнокультурных центров, 15 лет возглавлял областное чечено-ингушское объединение. По его словам, День благодарности – это низкий поклон благословенной казахской земле. Это праздник, объединяющий всех граждан республики независимо от их национальности и вероисповедания.
Под шаныраком мира и добра
Пока мы беседовали, Атсалим Саламович вспомнил одну интересную историю. Оказывается, в его родном ауле по соседству жил мулла по имени Ахьяд, человек мудрый, философ, обладавший глубокими религиозными знаниями. В 1961 году перед отъездом на Кавказ аксакал собрал односельчан и сказал: «Я отправляюсь в дальний путь, на Родину предков. Увожу с собой горсть священной казахской земли. Священной – потому что на ней живет благословенный народ, которому уготована прямая дорога в рай. У казахов есть три вещи, о которых сказано в Коране. Это великое сострадание, терпимость и хлебосольность».
Своим потомкам мудрец завещал положить привезенную издалека горсть земли на его могилу, что они и сделали после кончины старца. Недавно, спустя 50 лет, правнуки Ахьяда приезжали в Казахстан отдать дань уважения местам, где жил их предок.
Однажды, будучи в гостях в Чеченской Республике, Атсалим Идигов смотрел по местному телеканалу передачу, посвященную юбилею народного артиста, известного ашуга (акына), певца и композитора Валида Дагаева. Программа шла на чеченском языке. Артист исполнял песни на дечиг пондуре (аналоге нашей домбры).
Вдруг Атсалим Саламович услышал, как один аксакал из зала на чистом казахском попросил Валида спеть произведение «Он алты қыз». На это маэстро с юмором ответил: «Айтайын. Бірақта былай келісейік: он алты қыздың біреуі менікі болсын!» (в переводе: «Спою, но договоримся так: одна из 16 девушек будет моей!») Музыкант шикарно исполнил сразу две композиции: «Қазақ бауырларға сәлем» и «Он алты қыз». После этого к нему потянулись зрители, в зале образовалась шумная «казахская диаспора» чеченцев.
Сам Валид Дагаев (ныне покойный) четырехлетним мальцом вместе с родителями был депортирован в Казахстан, в Жамбылский район Алматинской области. Через 13 лет вернулся на родину и до конца своей жизни хранил любовь к казахским мелодиям и кюям, к чарующим звукам домбры.
– Испытав за многовековую историю множество лишений и бед, казахи сохранили в себе самые добрые, светлые и прекрасные качества, – убежден журналист. – Думаю, в этом и заключается секрет толерантности, мудрости и миролюбия казахского народа. За это им искренне благодарны представители всех этносов, живущих на этой земле под шаныраком мира и добра. Нам есть чем гордиться, за что благодарить друг друга!
Вот так, с любовью к родной земле, культуре и языку, живет семья Идиговых, а также сотни и тысячи таких же потомков переселенцев с Кавказа, Поволжья, Дальнего Востока, Крыма. Вместе с соседями – казахами, русскими, татарами, корейцами, немцами – они собираются за одним большим дастарханом, говорят на нескольких языках, поют песни, а на столе у них блюда многих народов…