Прошлый год отрасль животноводства Западно-Казахстанской области завершила с положительными показателями. Объем производства животноводческой продукции составил 125,7 млрд тенге, что на 1,7% больше уровня 2019-го. При этом в 2020-м на субсидирование данной сферы из бюджета было выделено свыше 8,4 млрд тенге, в том числе 1 млрд – из республиканского, более 7,43 млрд – из местного.
Поддержка способствовала росту поголовья скота в организованных хозяйствах, а также увеличению удельного веса племенного поголовья и объемов производства животноводческой продукции, укреплению финансового состояния хозяйствующих субъектов.
В рамках Правил субсидирования развития племенного животноводства, повышения продуктивности и качества продукции предусмотрено до 50 направлений. Благодаря господдержке поголовье крупного рогатого скота в области за 2 года выросло на 13,8%, овец – на 3,8%, коз – на 2,6%, лошадей – на 24,1%.
За первое полугодие текущего года местные крестьяне получили на финансирование сельского хозяйства кредитов на 12,5 млрд тенге. С начала года приобретены в лизинг свыше 870 единиц сельскохозяйственной техники и оборудования на сумму 6,8 млрд тенге.
– В целом в текущем году на поддержку АПК региона из бюджета выделено 16 миллиардов тенге, в том числе на растениеводство 0,6 миллиарда, животноводство – 5,6 миллиарда. На субсидирование инвестиционных вложений – 4,3 миллиарда тенге, процентной ставки по кредитам и лизингам – 2,6 миллиарда, – рассказал заместитель начальника областного управления сельского хозяйства Саткан Умурзаков. – Что касается изменений направлений субсидирования, то за последние 3 года из правил субсидирования животноводства исключено субсидирование за ведение селекционно-племенной работы с маточным поголовьем КРС молочного направления, а также субсидирование дополнительного норматива за выход приплода.
Решением областного маслихата от 2 июля 2021 года к выделенным в начале года средствам дополнительно ассигновано 2,2 млрд тенге. Эти деньги направлены на поддержку селекционно-племенной работы с маточным поголовьем крупного рогатого скота и овец, удешевление стоимости приобретения отечественного и зарубежного племенного молодняка КРС, овец и лошадей, снижение стоимости производства яиц и мяса птицы.
Глава государства в своем Послании отметил, что «требуется пересмотреть и стабилизировать механизмы субсидирования».
В целях дальнейшего совершенствования системы госуправления по некоторым видам субсидий, в том числе субсидирования животноводства, необходимо определить администраторов бюджетных программ на районном уровне. Это облегчит планирование распределения, контроль выделенных средств, а значит, в целом позволит эффективнее их использовать, определяя приоритетные направления.
Этим летом на два месяца в регионе была приостановлена деятельность рабочих групп по выделению субсидий на строительство колодцев и приобретение оборудования для них. Причиной тому стал выход из состава групп на основании распоряжений центрального аппарата НПП «Атамекен» специалистов региональной палаты предпринимателей.
– Нам потребовалось время, чтобы найти представителей неправительственного сектора для включения в состав рабочих групп. Сейчас их работа возобновлена по всем районам области, – рассказал глава областного управления сельского хозяйства Жасулан Халиуллин. – Другой вопрос: почему члены рабочей группы, госслужащие и общественники в случае нарушения правил субсидирования со стороны получателя субсидии должны нести ответственность? Они не специалисты в сфере гидрологии, строительства и других отраслях.
Они лишь могут проверить наличие объектов субсидирования. Например, в пакете документов, который подается с заявкой на получение субсидий по колодцам, указываются технические параметры объекта, за достоверность которых отвечает заказчик. Поэтому в случае несоответствия ответственность должна лежать на руководителе хозяйства, а также подрядчике, поставщике услуг, который вырыл или пробурил колодец и предоставил получателю субсидии документы с недостоверными данными.
То же касается строительства других объектов в сфере сельского хозяйства. К слову, согласно правилам субсидирования ответственность за предоставление достоверных данных возлагается на получателя субсидии. Просто возврат субсидий, полученных нечестным путем, крестьян не особо пугает. Поэтому есть хозяйства, которые умышленно и неоднократно идут на нарушение.
Сегодня по ряду направлений деньги получают как развивающиеся хозяйства, действительно нуждающиеся в поддержке, так и гиганты, для которых субсидия – это статья практически чистого дохода предприятия. Оптимизацией этих расходов бюджетных средств стала бы замена субсидий на льготное кредитование через единый агробанк, вопрос создания которого обсуждается последние несколько лет, считают в уполномоченном ведомстве.
– К примеру, фермер запланировал закуп скота. Кредит ему обойдется под 17%. Из них 10% будут просубсидировано государством, если в программе есть деньги. В случае отсутствия средств на хозяйство возлагается дополнительная ощутимая финансовая нагрузка, – поясняет руководитель отраслевого управления. – Решением данного вопроса могло бы стать льготное кредитование по основным средствам под 1–2% до 15 лет или на оборотные цели под 3% на 5 лет под залоговое обеспечение. Которое, в свою очередь, способствовало бы тому, что производители сельскохозяйственной продукции активнее использовали бы меры финансовой поддержки, что особенно важно для развития мелких и средних хозяйств.