Игры для воинов, красавиц и детей

1354
Абзал Камбар

Традиционные народные развлечения имели огромное значение для номадов. Возникнув в глубокой древности, они не только отражали особенности их мировоззрения и материальной культуры, но и выполняли важные воспитательные, эстетические и ритуальные функции. Не потеряли эти традиции актуальности и сегодня.

Аламан байга

Особыми для номадов были игры, связанные с их лучшими друзьями, – конями, охотничьими и сторожевыми собаками, а также ловчими птицами. Мужчины в ходе состязаний не только показывали удаль, но и совершенствовали навыки воинов, охотников.

Состязания проводились по различными видам. Так, аламан байга – это скачка на длинные и сверхдлинные дистанции, которая проходила на пересеченной местности, изобилующей различными естественными препятствиями.

Кстати, зачастую наездники перед скачками для защиты своих скакунов от сглаза заплетали их хвосты и гривы в косы и вплетали в них перья филина или амулеты, а также старались никому не показывать коня, держа его под попоной.

Байга

Один из самых популярных и широко распространенных конных видов спорта – скачки на короткие и средние дистанции на местности, кроссовый пробег с общим стартом.

Классификационные дистанции – 7, 12 и 16 км.

Байга на 7 км вошла как обязательная дистанция в программы конноспортивных соревнований на конезаводах.

Көкпар

Знаменитая конноспортивная борьба всадников за овладение тушей козла. У тюрков она называлась көкбөрі, что переводится как «небесный волк» – одно из главных тотемных животных, дух-предок, дух-покровитель, верховное божество, управляю­щее всем мирозданием.

В верованиях кочевых народов этот хищник считался одним из наиболее значимых символов, связанных с небом.

Несмотря на этот символизм, для кочевников волк являлся еще и злейшим врагом, и если кому-нибудь удавалось убить хищника, он должен был его голову преподнести родоначальнику в качестве символа героизма, а тушу отдать собравшимся на растерзание.

День убийства волка становился своеобразным праздником. Каждый старался унести тушу волка к себе в аул, из-за чего возникала борьба за овладение ею. Естественно, серых хищников для родившегося таким образом состязания убить удавалось не всегда, а потому их роль стали играть обезглавленные козлы.

Игра имеет два варианта. Наиболее распространенный – жалпы-тартыс, когда в состязаниях участвует большое количество всадников, которые борются за овладение тушей каждый самос­тоятельно. Другой вариант – дода-тартыс, когда борьба идет между группами, состоящими из определенного количества всадников.

Сайыс

Сайыс – единоборство всадников на пиках. Это старинная военизированная игра, устраиваемая только на особо крупных торжествах. Причем в ней могли участвовать не только представители казахских родов, но и родственные нам народы.

Например, на юге Казахстана поединки между собой проводили казахи и кыргызы. Участники снаряжались необходимой экипировкой, вооружались длинными деревянными копьями, но, конечно же, с тупым концом. Цель поединка – выбить соперника из седла или нанести ему тяжелый удар, чтобы он не мог продолжить единоборство.

Нередко бывали и смертельные случаи. Страсти приводили к серьез­ным столкновениям между родами. Впоследствии эта игра была запрещена.

Аударыспақ

Борьба на лошадях с целью сбросить соперника с седла. В этой схватке участвовали только зрелые мужчины, обладающие большой физической силой, ловкостью, выносливостью и умелым владением конем.

Обычно такие мастера выставлялись на состязание от имени целого аула и рода. Большое значение в аударыспақ имеет подбор лошади. Согласно устояв­шимся требованиям наиболее предпочтительными являются невысокие, подвижные и сильные животные. В прошлом даже были специалисты, которые занимались выращиванием и подготовкой таких лошадей.

Кстати, обучение аударыспақ начиналось с детства. Казахского мальчика очень рано приучали к седлу. Первые свои схватки он проводил, сидя верхом на жеребятах, баранах или молодых бычках. Большую практическую ценность имели также разнообразные игры, например, жаяу аударыспақ, где роль «боевого коня» исполнял друг детства, к которому можно было забраться на спину.

Жамбы ату

Стрельба из лука в цель. Среди казахов было много мергенов, так как меткость наряду с силой, ловкостью и смелостью считалась неотъемлемым качеством настоящего джигита.

Стрельба из лука имела несколько вариантов: стоя на земле, сидя верхом на лошади и на полном скаку.

В популярной стрельбе стоя на земле целью служил жамбы (серебряный диск), который подвешивали на тоненькой веревке (из конских волос) к перекладине высокого столба. Попасть в цель удавалось редким стрелкам. Кстати, помимо стрельбы из лука популярной была и скачка на коне с метанием копья в цель.

Күміс алу

Сейчас чаще говорят түйме алу, или тенге ілу. Вид спорта типа джигитовки.

Всадник на полном скаку, быстро наклонившись вниз, поднимал то слева, то справа одну за другой монеты, завязанные в платочки. За каждую неудачную попытку засчитывалось штрафное время.

Тот, кто сумел в одном заезде взять большое количество платков, считался победителем.

Жорға жарыс

Соревнования на иноходцах. Не только джигиты участвовали в таких состязаниях, но и девушки.

Жорға жарыс – это своеобразный вид скачек для лошадей, владеющих особой поступью, мягкостью, ритмичностью при ходьбе и беге. При иноходи правая передняя и правая задняя (левая передняя и правая задняя) ноги лошади выносятся вперед одновременно.

Во время состязаний хорошие иноходцы никогда не переходят на обычный бег. За каждое нарушение этого правила иноходцы штрафуются; после третьего нарушения снимаются с соревнования.

Обычно принято, что в состязаниях иноходцев участвуют наездницы-девушки и молодые женщины в праздничных нацио­нальных костюмах. Классификация дистанции – 2–3 км для женщин и 4–6 км – для мужчин.

Қыз қуу

Очень популярная народная конноспортивная игра. На определенной дистанции ставятся две разметки для нескольких стартующих с некоторым интер­валом во времени пар.

Содержание игры заключалось в том, что в первом случае джигит старается догнать девушку. Если ему удается это сделать, он считается победителем и ему предоставляется право на скаку поцеловать девушку.

Если же джигит оказывался нерасторопным, то под свист и хохот толпы его уже догоняла девушка, причем ей предоставлялось право бить камчой претендента на поцелуй.

Бүркіт салу, құс салу

Охота с ловчими птицами имела несколько видов, но наиболее распространенной была с беркутом.

Для проведения соревнования выбиралась ровная площадка, на которую выпускали диких зверей, в том числе и волка, либо выпускали специально отловленных птиц. Победителем считается тот, чей беркут или сокол первым ловил добычу для хозяина.

Охота с тазы

Большое внимание степняки уделяли и верным друзьям – собакам. Предметом особой гордости была тазы, которая даже имела отдельную площадь внут­ри жилища хозяина.

Во время охоты, для того чтобы понапрасну не расходовать силы четвероногого друга, хозяин сажал его вместе с собой на лошадь. Для этого позади седла крепилась специальная корзина. Многие века тазы считается сокровищем казахского народа.

Этих собак наши предки использовали при охоте на джейранов, сайгаков, лис, зайцев и волков. Они могли спасти целые аулы от голода. Конечно же, они были и предметом гордости в специально устраиваемых для них состязаниях.

Жаяу жарыс

Состязания не только для наезд­ников. Например, были соревнования по бегу пересеченной местности.

Изначально это была хорошая тренировка для будущих разведчиков, выставлялись неплохие призы. Но потом состязания стали более популярными скорее среди беднейших слоев населения, ведь настоящий скаковой конь для них был роскошью.

Тымақ ұрып жығу

Сбивание тымака (шапки) – казахская национальная игра, принять участие в которой может каждый, умеющий держаться в седле и имеющий лошадь.

Шест высотой, не превышающей всадника, втыкают в землю и надевают на его верхушку головной убор. После того как игрок садится на коня, ему завязывают глаза и трижды раскручивают на месте, чтобы сбить ориентацию. У участника есть три попытки.

В случае если игрок не сбил тымак с трех попыток, он может по разрешению ведущего исполнить песню или импровизацию, что дает ему право вновь принять участие в состязании.

Тоғызқұмалақ

Сейчас это настольная игра, которую знают во всем мире. В ученом мире ее называли «алгебра чабанов». Здесь используется четырех­угольная деревянная доска, имеющая 18 продолговатых лунок (отау).

В промежутке между рядами вырезаны еще две большие лунки круглой формы (казан). Каждый игрок (их два) имеет по 81 шарику, а в лунки кладут по 9. Ходы делаются поочередно. Выигравшим считается тот, кто забирал из лунок противника больше шаров.

Игра была настолько популярной в казахской степи, что люди могли обходиться без доски. Для этого участники выкапывали необходимые лунки прямо на земле и проводили партии. Игра называется тоғызқұмалақ (девять камушков), потому что в основу 81 (9 х 9) и 162 (2 х 9 х 9) положено число 9, считавшееся у древних тюрков священным.

Қазақша күрес

Сейчас чаще говорят қазақ күресі. Это наболее известный в мире вид нашей национальной борьбы. Отличительной чертой является отсутствие борьбы в партере. Соперники состязаются стоя. Если нужно, то победитель выявляется в поединке на поясах (кстати, есть и отдельный вид борьбы только на поясах, который называют просто күрес).

Можно делать подсечки, зацепы ногами, приемы через бедро. Ни в коем случае нельзя касаться коленом ковра, из-за этого дают предупреждение. Цель схватки – бросить противника на спину.

Арқан тартыс

Перетягивание каната – еще одна казахская национальная игра, где играющие делятся на две команды. Посередине площадки кладется канат, середина которого отмечается ленточкой. Под серединой проводится черта.

По сигналу играющие стараются перетянуть канат в свою сторону. Игру проводят несколько раз. Выигрывает команда, которая перетянет канат на свою сторону большее число раз.

Алтыбакан

Популярная казахская нацио­нальная игра и развлечение молодежи. Немаловажное значение здесь имели традиционные моменты воспитательного значения, взаимоотношения между девушками и парнями.

Вечером вся молодежь аула, джигиты и девушки, за аулом сооружали «алтыбакан» (качели: алты – шесть, бакан – шест). На разные увеселения молодежи родители смотрели зачастую с негодованием, а на «алтыбакан» не имели права не отпускать (особенно девушек).

Здесь молодежь пела песни, играла в различные игры, и это веселье продолжалось до полу­ночи.

Состязания для подростков

Конечно же, были у наших предков и подвижные игры для детей: «Ястребы и ласточки» («Жапақтар және қарлығаш»), «Белая кость» («Ақсүйек»), «Платок с узелком» («Орамал»), «Цып­лята» («Балапандар») и другие.

Например, в «Жапақтар және қарлығаш» участников делят на две команды. «Ласточки» и «ястребы» становятся в шеренги спиной другу к другу. Ведущий выкрикивает «Лас!» или «Яс!». Команда, чье название было произнесено полностью, начинает догонять членов другой команды.

В «Ақсүйек» – веселой казахской игре для детей – главным атрибутом является кость (сейчас можно использовать кеглю или мяч). Участники выстраиваются в шеренгу лицом к ведущему, который бросает предмет за шеренгу. Дети не видят, куда падает кость, но кто быстрее всех ее найдет и незаметно принесет ведущему, тот и побеждает. Если предмет в руках игрока заметил другой участник и успел коснуться его рукой, «кость» придется отдать.

Подводя некоторые итоги, можно сказать, что игровой мир кочевников был очень богат и разнообразен, учитывал, говоря современным языком, и гендерное, и возрастное равенство. Мы перечислили лишь небольшое количество состязаний – ведь были и состязания на силу (палуаны поднимали тяжелые камни, крупных баранов, быков и даже, говорят, верблюдов), и на ловкость не только рук, но и ног (популярная игра в лянгу), причем порой некоторые состязающиеся джигиты и девушки еще и сопровождали свое выступление исполнением песен либо игрой на национальных инструментах. Наша история богата, а потому мы должны ее ценить и приумножать, чтобы она дошла до потомков.

Популярное

Все
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
О четвероногих друзьях заботятся жители Петропавловска
Когда руки не для скуки, а для чистоты города
Фиктивные детские сады
В Кызылорде открыли международный автовокзал
Не пролететь «фанерой» над Алтаем
Модернизация Алматинской ТЭЦ-3 завершится в 2026 году
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
К празднику Победы ветеранам выплатят по полтора миллиона тенге
Помощь для пострадавших идет со всех уголков Казахстана
Казахстан завоевал шесть олимпийских путевок по гребле на байдарках и каноэ
Сенатор Ляззат Калтаева: «Одна из самых важных профессий в стране нуждается в защите»
Мы все преодолеем!
Одни и те же грабли
Любящим родителям нечего бояться
Свыше 8,8 тыс. казахстанских семей получили господдержку после паводков
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Очаги распространения рапсового листоеда обнаружены в Алматинской области
Олимпиада: Нариман Курбанов едет в Париж
Сухопутные войска: оплот, гордость и слава страны
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
На суде Байжанов выкрикнул в адрес Бишимбаева: «Он убийца!»
Лишь 7% территории Казахстана покрыто снегом
АПК: в Казахстане очищены 200 км ирригационных сетей
Ашимбаев выступил на семинаре по использованию Big Data в аналитике
Защитник Бишимбаева проявил неуважение к суду
Умер знаменитый итальянский модельер Роберто Кавалли
Спецпоказ полнометражного фильма «Каныш» прошел в Астане
Президент соболезнует в связи с кончиной композитора Абдимомына Желдибаева
«Қаныштай бол! Стань как Каныш!» Такое напутствие получили молодые ученые
Уральск: уровень реки может подняться в любой момент
Более 180 тыс. казахстанцев приняли участие в акции «Таза Қазақстан»
Восстановлено электроснабжение в крупных населенных пунктах Костанайской области
Первые э-бланки разрешения выдали автоперевозчикам Казахстан и Узбекистан
Около 7 тыс. голов сельскохозяйственных животных погибло в результате паводков
Токаев отменил международный форум Астана в связи с паводками в стране
Почти на 600 млн тенге оштрафован Национальный центр экспертизы и сертификации
Десятки фактов дезинформации о паводке выявили в РК
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Не только веселиться, но и наполнять нравственным содержанием
Архивные кинопленки и фотографии рассказывают о том, как возрождался великий праздник
И жент, и курт «оделись» в шоколад
В Алматинской области высажено свыше 17 тыс. саженцев
Двадцать лет назад Айгуль Жансерикова шагнула не только в мир войлока, но и в креативную индустрию
В Казахстане проживают 1 472 человека с именем Наурыз
Наурыз-коже, ярмарка и много призов: в Астане с размахом отмечают весенний праздник
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Елена Рыбакина вышла в третий круг турнира WTA-1000 в Майами
Полицейские поздравили детей из приюта с праздником Наурыз в Костанае
В нашем ауле праздник ждали с нетерпением
В Москве неизвестные открыли стрельбу из автоматов в торговом центре
Токаев: Казахстан решительно осуждает террористический акт против мирных граждан в Москве
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
Спикер Мажилиса поздравил с Наурыз мейрамы
Маулен Ашимбаев поздравил казахстанцев с праздником Наурыз

Читайте также

Свыше 5,8 тыс. семей получили поддержку государства
Караулы Нацгвардии из-за подтоплений перевезли более 1 700 …
В Аркалыке вручены ключи от новых квартир
Угроза задержки посевной снята

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]