Иран: позиция и перспективы

794
Мухаммад Джавад Зариф, министр иностранных дел Исламской Республики Иран
Внешняя политика Ирана в послереволюционный период была направлена на реализацию целей, указанных в Конституции страны, таких как сохранение независимости, территориальной целостности, национальной безопасности и достижение долгосрочного устойчивого развития. За пределами границ республика хочет укрепить свое региональное и мировое положение и продвигать идеи исламской демократии; расширения двусторонних и многосторонних отношений, в частности, с соседними мусульманскими государствами и странами – членами Движения неприсоединения.
Задачи состоят также в том, чтобы уменьшить напряженность и урегулировать конфликты с другими государствами; содействовать укреплению мира и безо­пасности на региональном и международном уровнях посредством позитивных мер, а также поощрять и содействовать международному взаимопониманию через диалог и культурное взаимодействие.


В многостороннем мире
Со времени окончания холодной войны и отказа от биполярного мира в начале 1990-х годов международная система претерпела значительные структурные изменения. Однако пришедшая на смену новая система еще не проявила себя.
Несмотря на серьезные изменения, сторонники старой системы и те, кто извлек выгоду из нее, пытались сохранить руины прошлого. Возникновение апокалиптических теорий в конце 1980-х и начале 1990-х годов, ожидание «конца истории» или «столкновения цивилизаций» стало незамедлительной реакцией на вакуум, связанный «с отсутствием врага», появившийся после окончания холодной войны. Прилагая ряд усилий для распространения исламофобии, некоторые на Западе стремились внушить, что исламский мир – это новый идеологический враг в глобальном масштабе.
Однако теперь мир движется в направлении взаимной солидарности. Многосторонность как коллективный поиск общих решений для общих проблем доказала свое эффективное действие как на региональном, так и на международном уровнях.
Даже ведущие мировые державы, хотя и неохотно, но все же осознали, что больше не могут в одностороннем порядке отстаивать свои интересы или достигать своих особых целей. Постепенный, но постоянно нарастающий процесс формирования коалиции на региональном и мировом уровнях свидетельствует о неизбежности коллективных действий. Добровольное сотрудничество как новый метод взаимодействия между государствами вырабатывался постепенно и стал альтернативой модели противостояния.


Реализация потенциала
В этот напряженный переходный период Иран в качестве устойчивой региональной державы занимает особое положение в мировой политике. Обладая обширной территорией и исключительным географическим положением, страна с давних времен и по сегодняшний день занимает господствующее положение в своем регионе и за его пределами.
Победа всеобщей народной и антимонархической революции 1979 года, сочетающей в себе республиканские и исламские настроения, привела к созданию нового революционного порядка. Это событие имело глубокие последствия. Революция повлияла на внешние отношения Ирана не только с соседними странами, но и с государствами Ближнего Востока и мира.
Иран на суше граничит с семью государствами, а через Каспийское море и Персидский залив имеет доступ к одиннадцати странам. Таким образом, с точки зрения национальной безопасности и внешних отношений наша республика сталкивается со многими проблемами. Она расположена в регионе, который принципиально чреват кризисами.
Непростая ситуация в Палестине и ситуация вокруг нее несет разрушительные последствия для благополучия и развития всего Ближнего Востока. Состояние длительного хаоса, нестабильности и насилия в регионе в последние годы еще больше усугубилось из-за иностранных военных вмешательств, в частности, в Ираке и Афганистане. Политические потрясения в арабском мире с начала 2011 года и последовавшие за ними кровопролитные события, которые некоторые на ранних стадиях нарекли «арабской весной», а другие назвали «исламским пробуждением», – добавили региону еще один дестабилизирующий элемент.
Учитывая общую ситуацию в регионе и текущее развитие событий, связанное с деятельностью региональных и трансрегиональных игроков, Ирану следует бороться с рядом существенных проблем во внешних отношениях. Излишне описывать, что продолжающееся многолетнее напряжение между Ираном и Соединенными Штатами, которое из-за ядерной программы еще больше усилилось, усложнило отношения и с соседними странами. Одновременно значительно возросла деятельность экстремистских группировок с четко выраженными антииранскими настроениями в таких странах, как Афганистан, Ирак, Ливан и Сирия.
Скоординированное движение, запустившее поток исламофобии и иранофобии, представляет Иран как угрозу региональному миру и безопасности и, поддерживая антииранские призывы в регионе, пытается запятнать международную репутацию страны и ослабить ее положение, вооружив региональных соперников и активно поддерживая антииранские силы, в том числе Талибан и другие группировки.

Умеренность и надежда
На фоне такой международной обстановки Хасан Рухани при сильной конкуренции на президентских выборах в Иране в июне 2013 года одержал решительную победу. Его политическая платформа, основанная на «умеренности и надежде», – важный стержень иранской политики. Участие 73% избирателей в голосовании показывает, что народ и политические круги Ирана преодолели разногласия, оставшиеся после выборов 2009 года.
Прагматичная позиция Рухани касательно внутренних и внешних вопросов была обнадеживающей для иранских избирателей. Его предвыборная кампания по ряду ключевых моментов отличалась от политических платформ остальных кандидатов на пост президента. Четкий анализ текущей ситуации в стране, ясное и недвусмысленное объяснение основных проблем, стоящих перед обществом и государством, выработка возможных путей их решения позволили Рухани в последние дни избирательной кампании мобилизовать пассивные слои населения и в конечном итоге вызвать серьезный интерес к участию в национальном голосовании.
Преобразования, предложенные им, – показатель объективного понимания современного международного порядка и существующих внешних проблем, стоящих перед Исламской Республикой, а также того, что необходимо для улучшения отношений Ирана с внешним миром.
Такой подход, учитывая важность сохранения национальной безопасности, повышения положения страны и достижения всестороннего долгосрочного развития, направляет Иран в русло диалога, конструктивного взаимодействия и понимания. Умеренность – это подход, основанный на реализме, уверенности, реалистичном идеализме и конструктивном взаимодействии. Умеренность, с точки зрения Рухани, – это сочетание глубокой веры в идеалы исламской революции с объективной оценкой реальных возможностей Ирана.
Эта точка зрения призывает к уверенности, основанной на понимании материальных и интеллектуальных ресурсов Ирана, в частности, коллективной мудрости граждан. Она базируется на подотчетности, прозрачности и честности в отношениях с народом и гарантирует готовность к реформированию и улучшению существующей политики.
Подход Рухани требует усилий для достижения баланса: между национальными, региональными и глобальными потребностями, с одной стороны, и имеющимися возможностями, средствами и политиками, с другой; между преемственностью и лояльностью во внешней политике; между целями и возможностями; между различными инструментами власти в постоянно меняющемся мире.
Наконец, приверженность Рухани конструктивному взаимодействию требует диалога, взаимоотношений с другими государствами на основе равенства, взаимного уважения. Этот подход требует, чтобы остальные игроки также приложили серьезные усилия для ослабления и снятия напряжения и создания атмосферы доверия.

Предстоящий курс
Исходя из вышеуказанной концептуальной основы, внешняя политика Исламской Республики, которой придерживается действующее правительство, направлена на достижение согласия и консенсуса на национальном уровне, на конструктивное взаимодействие и эффективное сотрудничество с внешним миром. Направлять политику Ирана будут принципы достоинства, мудрости и целесообразности.
Учитывая то, что министерство иностранных дел, тесно сотрудничая с другими правительственными структурами, в качестве центрального органа осуществляет планирование и реализацию внешней политики, Исламская Республика, двигаясь вперед, будет следовать нескольким ключевым целям.
Во-первых, Иран будет расширять и углублять двухсторонние и многосторонние отношения путем взаимодействия с широким спектром государств и организаций, в том числе с международными экономическими структурами. Вторым приоритетом является защита индивидуальных и коллективных прав иранских граждан, продвижение и укрепление ирано-исламской культуры, персидского языка, исламских ценностей и исламской демократии в качестве одного способа управления. В-третьих, Иран будет продолжать поддержку угнетенных народов во всем мире, в частности, в Палестине.
В свете актуальных вызовов Иран также направит свое внимание на ряд неотложных целей. Приоритетом выступает нейтрализация международного антииранского движения, цель которого – делегитимизация Исламской Республики путем представления образа Ирана в качестве угрозы мировой системе. Главным инструментом и средством этого движения выступает создание непростой обстановки вокруг мирной ядерной программы страны. Данный кризис, с точки зрения Ирана, является абсолютно искусственным и потому имеющим точку возврата. Именно по этой причине Рухани принял незамедлительные меры для преодоления тупика и организации переговоров с «шестеркой» (Китай, Франция, Россия, Великобритания, США + Германия) с целью нахождения общих точек соприкосновения.
Цель Ирана в данных переговорах – договориться о том, чтобы гарантировать нераспространение, сохранить научные достижения Ирана, уважать неотъемлемые права страны на основе Договора о нераспространении ядерного оружия и положить конец несправедливым санкциям, наложенным иностранными державами.
Иран не заинтересован в ядерном оружии и убежден, что оно не приведет к укреплению его безопасности. Наша страна не располагает гипотетическими необходимыми возможностями для вхождения в сферу ядерного сдерживания, направленную против его противников. К тому же власти республики считают, что даже мысль о том, что Иран стремится к ядерному оружию, наносит вред безопасности страны и ее роли в регионе.
Исходя из этого нынешние переговоры по ядерному вопросу не имеют непреодолимых препятствий. Необходимым требованием для достижения успеха являются исключительно политическая воля и добрые намерения переговорщиков, направленные на достижение договоренностей, определенных в «Совместном плане действий», принятом в Женеве в ноябре прошлого года, в котором говорится: «Цель данных переговоров состоит в достижении взаимно согласованного долгосрочного всеобъемлющего решения, которое обеспечило бы исключительно мирный характер иранской ядерной программы». Неожиданно быстрый прогресс в первой стадии переговорного процесса – позитивный знак для скорого разрешения ненужного кризиса и открытия новых дипломатических горизонтов.
Иран также будет прилагать усилия для ликвидации внешних угроз путем урегулирования отложенных вопросов с остальным миром, в особенности со своими непосредственными соседями. Главной основой региональной политики страны станет создание обстановки доверия и сотрудничества. По той же причине в прошлом году Иран выступил с предложением о создании мер по безопасности и сотрудничеству в регионе Персидского залива.
Иран в качестве ответственного регионального игрока будет активно участвовать в борьбе с экстремизмом, насилием и угрозой насилия путем двухстороннего, регионального и многостороннего сотрудничества со странами региона и нерегиональными государствами.
Кроме того, Иран будет мудро выстраивать отношения с США путем ограничения имеющихся разногласий и предотвращения возникновения еще большей ненужной напряженности. Республика будет также взаимодействовать с европейскими государствами и прочими западными странами с целью возрождения прошлых связей и еще большего развития отношений. Этот процесс нормализации должен опираться на принципы уважения взаимных интересов и затрагивать темы, представляющие законный интерес для сторон. Иран также будет усиливать и развивать дружественные связи с другими важными державами, такими как Китай, Индия и Россия.
Иранский народ своим участием в прошлогодних президентских выборах и решительным голосованием в пользу конструктивного взаимодействия предоставил новому правительству и всему миру исключительный шанс для того, чтобы прочертить иной и гораздо более обнадеживающий курс для наших двухсторонних и многосторонних отношений. Исламская Республика Иран имеет серьезные намерения с уважением отнестись к выбору своих граждан, что, без сомнения, окажет большое влияние на международные дела.
Для того чтобы эти усилия Ирана стали успешными, очень важно, чтобы другие государства серьезно отнеслись к чувствительным моментам иранского народа, особенно к тем, которые связаны с его национальным достоинством, независимостью и достижениями.
Некоторым политическим игрокам нужно изменить свое понимание Ирана и Ближнего Востока и прийти к лучшему осознанию ситуации в регионе для того, чтобы избежать прошлых ошибок. Необходимо при помощи смелого управления использовать исторический шанс, который, возможно, не представится вторично. Эту возможность нельзя упустить.

Популярное

Все
Три молочно-товарные фермы построили в Костанайской области за год
Очередной циклон надвигается на Казахстан
Первого бесплатного юридического помощника на базе ИИ запустили в Казахстане
21 предприниматель оштрафован в этом году в Костанае за превышение торговой надбавки
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной службы, жилищного обеспечения и социальной защиты сотрудников правоохранительных, специальных государственных органов, органов гражданской защиты и военнослужащих, а также исключения излишней законодательной регламентации в сфере деятельности органов внутренних дел
Экс-министр обороны получил новую должность
Распоряжение Главы государства о назначении
Победителей групповой гонки чествовали в ВКО
Расписание соревнований казахстанских спорстменов с 30 июня по 6 июля
16 млрд тенге инвестирует Казахтелеком в цифровую инфраструктуру Акмолинской области
Казахстанский спецназ участвует в международных учениях «Анадолу - 2025»
В Казахстане 74% врожденных пороков сердца у плода выявляются до рождения ребенка
Антикор присоединили к КНБ
Объемы производства флоат-стекла увеличились в Казахстане
Лесной пожар бушует в пригороде Стамбула
Южнокорейский бизнес расширяет присутствие в Казахстане
Мощный лесной пожар разгорелся в Турции
В Мангистау построили 4 современные школы за счет возврата государству активов
Администрация Президента проанализировала работу правоохранительных органов
Доступ закрыт: туристам запретили подниматься на скалу Жумбактас в Бурабае
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Назначен новый министр обороны Казахстана
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Новый завод открыли в Атырау
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
Закон Республики Казахстан
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
В Актобе построен новый завод по производству агрохимикатов
В Улгили выпускают стекло жамбылской закалки
День полиции отмечают сегодня в Казахстане
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага

Читайте также

Канал Найман забетонировали
Новоселье у осетра
Импортозависимость будет снижена
Из рыболовов – в рыбоводы

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]