– Бахыт Турлыханович, ранее звучали только призывы к строительству оптово-распределительных или агрологистических центров. В чем же отличие тех предложений от того, что хотите делать Вы? Ведь Вы тоже хотите построить ОРЦ, причем за государственный счет. Что, собственно, и вызвало волну критики.
– Товаропроводящая система – это инфраструктурно выстроенная цепочка прохождения товара от поля до прилавка. Причем вне зависимости от размеров поля.
Сейчас система «производитель – продавец» тоже налажена, но в ней ключевой доходный игрок – посредник. Главный принцип посредников – купить подешевле и продать подороже. У них нет ни производственных мощностей, ни достаточных оборотных средств. И нет возможностей формировать товарные партии продукции определенных стандартов, обеспечивать плановые поставки этой продукции в течение всего года в торговую сеть и на перерабатывающие предприятия.
В итоге производитель остается в самом низу ценовой цепочки: он зарабатывает столько, сколько ему предлагает посредник. Особенно это касается некрупных производителей, крупные, как правило, в состоянии обеспечить себе и хорошие склады, и современное оборудование. Задача любой торговой инфраструктуры – дать возможность производителю решать: продавать товар с поля по цене, предлагаемой посредником, или переждать «ценовое дно» в сезон сбора урожая и продать продукт позднее, но по более справедливой цене. Инфраструктура предназначается для круглогодичной связки сельского товаропроизводителя с потребителем его продукции. Причем не просто продукции, но товара, уже приготовленного к продаже: калиброванного, помытого, при необходимости даже прошедшего первичную переработку (например, замороженные ягоды).
– Но ведь бизнес строит частные хранилища и ОРЦ?
– На протяжении многих лет государство стимулирует частный бизнес от АПК к созданию таких логистических центров. Субсидируются и затраты фермеров на модернизацию и строительство собственных складов, субсидируются инвестзатраты на создание ОРЦ и АЛЦ. Но дефицит, как количественный, так и качественный, не заканчивается. В стране 1 249 плодо- и овощехранилищ, но только 419 из них климатические. То есть у них есть холодильное оборудование, позволяющее хранить продукцию круглогодично. Двадцать три климатических склада еще времен СССР, есть даже 50-х годов.
Именно поэтому мы и говорим, что нам не просто не хватает хранилищ, у нас дефицит складов, оснащенных необходимым современным холодильным оборудованием.
Как следствие, каждую весну мы вынуждены употреблять в пищу не казахстанскую картошку, вынутую фермером или трейдером из холодильника, а импортную. Потому что наша, как только овощехранилище в феврале-марте открывают, портится и дальнейшему хранению не подлежит.
Важный вопрос – нехватка инфраструктуры первичной обработки: мойки, калибровки, расфасовки и тому подобного. И это является огромным недостатком для нашего рынка.
За рубежом вы могли видеть в супермаркетах продажу, например, картошки разных размеров: крупная – по одной цене, более мелкая – дешевле. Это, как с яйцами: покрупнее – подороже, помельче – подешевле. Это выгодно и покупателям, которые могут выбирать товар на свой вкус и кошелек, и производителю, который урожай с одного поля может продать по разным ценам.
Именно это и предлагается нашей системой – не просто построить склады, но создать систему заготовки, закупа, хранения, первичной (и не только) обработки продукта фермера, но главное – гарантированного сбыта.
– Вы так уверены, что использование ОРЦ автоматически обеспечит фермеру сбыт?
– ОРЦ как ключевые «точки притяжения» всей национальной товаропроводящей системы будут не просто складами, предоставляющими фермерам услуги по предпродажной подготовке. Они будут связаны информацией – единой системой, формирующей базу заказов на продукцию АПК, то есть гарантирующей сбыт имеющегося товара в течение всего года.
Для быстрого и качественного создания такой системы и необходимо государственное стимулирование.
Собственно, государство в данной ситуации выступает заказчиком, предлагая частным инвесторам реализовать проект по механизму ГЧП.
– И все-таки непонятно, в чем выгода фермера, учитывая, что у большинства производителей есть собственные хранилища.
– Функционально ОРЦ будет осуществлять закуп и приемку сельхозпродукции, обеспечивать калибровку, фасовку и хранение плодоовощной продукции в складских помещениях, оснащенных специализированным оборудованием для хранения плодоовощной продукции, холодильными и морозильными камерами. А также предоставлять местным фермерам услуги по ветеринарному и фитосанитарному анализу продукции.
Небольшой производитель со своей небольшой партией товара, каким бы качественным он ни был, вряд ли сможет претендовать на участие в крупнооптовых сделках, да и попадание его товара на полки сетевых ритейлеров маловероятно. ОРЦ качественно расширяет его целевую аудиторию. Как только фермер попадает на ОРЦ с товаром или просто в базу ОРЦ, он сможет участвовать в аукционах по реализации продукции. Одна из задач ОРЦ – формирование товарных партий в зависимости от нужд конечного потребителя. Продукция любого производителя сможет участвовать в формировании такой сборной партии. Если же условия или цена его не устраивает, он может заниматься реализацией самостоятельно, отдать товар любому трейдеру или поместить его на хранение до лучших времен. Или просто воспользоваться услугами по сортировке, калибровке, мойке и продать ближайшему магазину.
Существует также возможность работать по схеме «кросс-докинг», когда площадка оптово-распределительных центров используется для формирования торговых партий по контрактным обязательствам самих фермеров.
Поскольку государство формирует единую систему, то мы приглашаем присоединиться к ней все ОРЦ и АЛЦ страны.
Общая прозрачная система производства и потребления, которая сформируется на основе движения товаров по товаропроводящей системе, позволит также просчитывать потребность в объемах субсидирования той или иной сферы.
– Смогут ли услугами ОРЦ по укрупнению опта воспользоваться ЛПХ? Тем более что недавно Президент поручил реализовать проект вовлечения личных подсобных хозяйств в торговую систему.
– Создание сети ОРЦ обеспечит свободный и равный доступ как для мелких, так и для крупных производителей, гарантированный закуп продукции и соответствующую дистрибуцию. При этом контрактное фермерство и форвардный закуп создадут стимулы для кооперации личных подсобных хозяйств.
– Ну а что это даст розничному рынку?
– Круглогодичную стабильность цен. Возможность сохранения продукта длительный период исключит «качели», когда цена падает в период сбора урожая и растет зимой-весной.
И еще один важный момент. Единая система позволяет сделать полностью прозрачными все торговые процессы: от стоимости товара у фермера до цены покупки конечным покупателем на ОРЦ. А значит, мы, как государство, и граждане как рядовые покупатели картошки⁄помидоров⁄яблок в магазине у дома смогут не просто увидеть, как формируется цена на товар. Не сможет больше магазин у дома продавать картошку в 2 раза дороже, чем он ее купил.