Подобные перегибы – где густо, а где пусто, что касается финансирования аграрной отрасли, до недавнего времени происходили в нашем сельском хозяйстве. Судите сами: 6 млрд 125 млн тенге получила Акмолинская область на развитие животноводства. Деньги, согласитесь, большие и могли бы при эффективном и грамотном распределении принести желанную отдачу. Однако по непонятно каким причинам особыми привилегиями оказалось наделенным обыкновенное пищевое яйцо. На счет птицепрома упало 43% всей суммы госсубсидий, хотя эта отрасль, увеличив производство яйца по сравнению с 2013 годом на 149%, аж в 3 раза превысив потребности региона, была вправе рассчитывать на более скромные аппетиты.
Те, кто был знаком непонаслышке с этой странной статистикой, предлагали прекратить субсидирование пищевого яйца, а высвободившиеся средства направить на производство мяса, молока, поддержку племенного дела. Но разумное предложение повисло в воздухе.
А тем временем все больше дают о себе знать сбои в реализации госпрограмм по развитию животноводства «Сыбага», «Алтын Асыл», «Кулан», «Ырыс». Надо признать, на первом этапе они сыграли позитивную роль, дав старт многим отраслевым проектам. Однако с каждым годом, признают аграрные менеджеры, интерес к ним, особенно со стороны сельского населения, падает. Например, за первые 5 месяцев текущего года задание по «Сыбага» выполнено на 5%, «Алтын Асыл» – на 6,3%, «Кулан» – на 2,7%.
И причин тому хватает. Перечислим основные. Некоторые потенциальные участники программ ссылаются на отсутствие гарантированного сбыта продукции по фиксированным ценам в условиях острой конкуренции с зарубежными поставщиками. Многие жалуются на излишне строгие требования в получении кредитов, длительность сроков рассмотрения заявок, волокиту со стороны финансовых институтов, в частности «Агрокредитной корпорации», занижение стоимости залога, нехватку пастбищ.
Кстати, последняя проблема коснулась крупнейшего на севере производителя мяса ТОО «Бастау». Хозяйство содержит почти 5 тыс. голов КРС, 4 тыс. овец, 540 лошадей. Беда номер один – негде пасти скот. Летом гурты вынуждены кочевать в Нуринский район Карагандинской области за 340 км от дома. Нетрудно представить, сколько рентабельности «уходит в небо» из-за этих вынужденных перегонов.
– Между тем выход есть. Неподалеку от ТОО «Бастау» хозяйствует «Агрохолдинг «Алиби и К», имеющий более 80 тыс га пастбищ, не занимаясь животноводством. В принципе кормовые угодья ему не нужны, держит на всякий случай. Руководству Атбасарского района давно пора проявить твердость духа и применить введенный с прошлого года механизм увеличения налога за неиспользованные земельные участки в 10 раз. Соседи в таком случае, возможно, сами бы отказались от «мертвых» пастбищ.
Есть нарекания к доступности программ по развитию животноводства. Национальному холдингу «КазАгро» надо смягчить требования, считают организаторы проектов на местах, предлагая свои варианты. Первое, потребность пастбищных угодий 3–8 га на голову КРС сократить на 50%. Когда-то на таких площадях кормилось гораздо большее поголовье. Второе, условие о необходимости в наличии собственного поголовья не менее 25% от приобретаемого сократить до минимума, а по программе «Алтын Асык» вовсе убрать.
Сегодня, чтобы закупить, скажем, 100 овец по программе, нужно иметь у себя в хозяйстве 30. У кого «назначенного» поголовья нет, ему указывают на дверь, хотя желающих заниматься овцеводством предостаточно.
Третье, хорошо бы увеличить полномочия районных кредитных товариществ по самостоятельному кредитованию проектов: они на местах лучше владеют обстановкой. В данное время из 18 КТ области 3 бездействуют, из оставшихся 15 почти половина не имеет права самостоятельного финансирования, в двух – лимит до 1 млн тенге, в трех – до 5 млн, и то с участием представителей корпорации. Как правило, излишние согласования приводят к волоките в получении займа.
Актуальной по-прежнему остается племенная работа. Успехи области здесь налицо. За последние 2 года охват породного преобразования достиг 43% – лучший показатель в стране. Многие сельские жители личное поголовье «откомандировали» в кооперативы. Они-то в первую очередь имеют возможность получить госсубсидии на покупку быка-производителя в размере 154 тыс. тенге и 18 тыс. тенге – за голову маточного стада.
Необходимо важное дело довести до логического завершения, считают практики, чтобы деньги, поступающие в виде субсидий в кооперативы, дошли до каждого его участника хотя бы оплатой за пастьбу скота. Это как раз и будет стимулировать население на увеличение поголовья.
С помощью уже созданных кооперативов можно решить проблему забоя мелковесного скота. Как известно, государством предусмотрены субсидии в размере 24 тыс. тенге за одного сданного бычка определенного возраста на откормплощадку. Хороший стимул для тех же крестьян, однако правила субсидирования ставят их в заранее невыполнимые условия. Например, сдача бычков должна происходить только на откормплощадки первого уровня, а их в области всего 7. К тому же некоторые из них в целях ветеринарной безопасности отказываются принимать скот извне.
В итоге откормочные площадки загружены в области на 52%, а мелковесный скот, требующий откорма, продолжает забиваться. Это результат неэффективной системы субсидирования, поэтому Минсельхоз и готовится к ее реформированию.