Французские духи, швейцарские часы, немецкие автомобили, японская электроника – на пополнение этого перечня ярких узнаваемых брендов казахстанской продукцией высокого качества направлена программа «Лидеры конкурентоспособности – Национальные чемпионы», реализуемая холдингом «Байтерек». На очередном заседании управляющего комитета по выполнению этого документа обсуждались результаты диагностики компаний, а также было объявлено о начале внедрения на предприятиях более сотни инициатив. В мероприятии приняли участие первый заместитель Премьер-Министра Бакытжан Сагинтаев, председатель президиума Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Тимур Кулибаев, министр национальной экономики Ерболат Досаев, председатель правления холдинга «Байтерек» Куандык Бишимбаев.
Успешный бренд – имидж страныВ числе 100 конкретных шагов по осуществлению пяти институциональных реформ 62-м шагом определена реализация инициативы «Национальные чемпионы» с ориентацией на поддержку конкретных компаний – лидеров среднего бизнеса в несырьевых отраслях экономики. Предполагается, что определение бизнес-лидеров даст возможность создания центров компетенций для трансфера ноу-хау.
Впервые инициатива Президента РК Нурсултана Назарбаева по созданию проекта «Национальные чемпионы» была озвучена на расширенном заседании Правительства 5 мая 2015 года. Президентом было поручено разработать программу «Лидеры конкурентоспособности – Национальные чемпионы», направленную на создание в Казахстане конкурентоспособных, экспортоориентированных производств несырьевого сектора путем формирования компаний регионального и мирового масштабов.
Программа, к реализации которой в качестве консультанта привлечена известная международная консалтинговая компания McKinsey&Company, ориентируется на такие основные показатели, как прирост внутренних прямых инвестиций, создание высокооплачиваемых рабочих мест, рост несырьевого экспорта и повышение производительности труда.
Великолепная семеркаИз более 300 предприятий было отобрано порядка 30 компаний с высоким потенциалом роста. На каждом из этих предприятий детально изучено положение дел.
– Из общего числа отобранных компаний семь уже сейчас можно назвать национальными чемпионами, – констатировал председатель правления холдинга «Байтерек» Куандык Бишимбаев. – У них большие продажи, значительные объемы экспорта, правильный финансовый и маркетинговый менеджмент. Это такие компании, как производитель популярных напитков – RGBrand, производитель масложировой продукции Eurasian Foods Corporation, производитель молочной продукции «Агропродукт», кондитерская фабрика «Баян-Сулу», компания по производству продуктов питания «Масло-Дел», крупнейшая электротехническая компания Казахстана Alageum Group, компания по производству строительных материалов Alina.
На заседании представители компаний поделились своими впечатлениями о кардинальных изменениях, которые произошли со стартом программы, отмечали, что поддержка им оказывается в непростое время глобального кризиса, волатильности национальной валюты.
– На протяжении последних месяцев совместно с холдингом «Байтерек» и McKinsey&Company мы провели большую работу по определению инициатив роста и приоритетных направлений развития нашего холдинга, – рассказал генеральный директор ТОО «Alageun Electrik» Нурмахан Абдрахманов. – Мы уже приступили к оптимизации системы продаж холдинга за счет внедрения принципа одного окна, выстраивания эффективной организации структуры управления холдингом. В рамках дальнейшего расширения планируем строительство первого в Казахстане завода по производству силовых трансформаторов классов напряжения 220 и 120 киловольт в Шымкенте. Финансирование этого проекта планируется осуществить при поддержке холдинга «Байтерек». (…) Мы верим, что внедрение приоритетных инициатив при поддержке программы позволит нашему холдингу стать экспортоориентированным национальным брендом, продукция которого будет хорошо узнаваемой в странах ближнего зарубежья.
Как проинформировал член совета директоров АО «Баян-Сулу» Алихан Талгатбек, на предприятии приступили к развитию системы маркетинга и ценообразования, совершенствуется стратегия дистрибуции, ведется проработка эффективных путей распространения продукции как на казахстанском, так и на зарубежном рынке. Более того, в данный момент идет строительство бисквитного цеха с установкой новейшего оборудования, которое позволит выпускать кондитерские изделия, способные конкурировать с известными мировыми брендами.
– McKinsey&Company промониторила наше предприятие и открыла нам глаза на некоторые вещи, – признался генеральный директор ТОО «СанТехПром» Владимир Крючков. – Нам предложены новые инструменты и новые направления, которые позволят развиваться, в том числе находить ниши в Казахстане и осваивать новые экспортные рынки.
– И граждане Казахстана, и Правительство, и холдинг ожидают достижения намеченных результатов от реализации программы, – считает глава холдинга «Байтерек» Куандык Бишимбаев. – Все показатели являются ключевыми как с точки зрения программы индустриализации, так и в свете создания новых рабочих мест, стимулирования занятости, о чем постоянно говорит Глава государства.
Так, планируется, что дополнительная выручка компаний составит 170 млрд тенге. Будет создано около 5 тыс. рабочих мест. Несырьевой экспорт вырастет на 35 млрд тенге, дополнительное импортозамещение – на 66 млрд тенге. В целом положительный эффект на ВВП будет оказан в размере 85 млрд тенге, на 24 млрд тенге увеличатся налоговые поступления.