К мирным заботам
Галина Вологодская

В Восточном Казахстане все центры обслуживания населения возобновили работу в штатном режиме.

Привычный ритм

– Мы думали, что после вынуж­денной паузы будет нап­лыв, – встречает меня директор облфилиала госкорпорации «Правительство для граждан» Азамат Есембулов. – Я вчера весь день провел в специализированном ЦОНе, так как решения нужно принимать на месте. Никакого ажиотажа, никакого скопления посетителей. День отработали в штатном режиме. Сегодня с утра проехал по всем ЦОНам в Усть-Каменогорске – везде людей принимают, Интернет есть, система действует без сбоя.

Я нахожусь в городском Цент­ре по проспекту Сатпаева, который обслуживает большой быстрорастущий район на левом берегу Иртыша. Были новогодние праздники, затем шоковая неделя беспорядков, режим ЧП. Решаю своими глазами увидеть, как возвращаются к привычному ритму учреждения, предоставляющие госуслуги.

У входа дежурит сотрудник. Он измеряет температуру, смот­рит, чтобы посетители были в мас­ках. Подставляю кисть – 36,2. «Можете проходить».

Зал полупустой. У столика с образцами заявлений стоит супружеская пара, они что-то ищут в своем смартфоне. «Сверяем электронный бланк, нужно оформить пособие на ребенка, – говорит молодая женщина по имени Дария. – Нам сразу на стойке дали консультацию, если будут вопросы – еще раз обратимся».

Кресла в зале ожидания помечены красной лентой – людям подсказывают, как расположиться с соблюдением социальной дистанции. Из нескольких рядов занято всего четыре сиденья. У молодого человека подошел срок замены удостоверения личности. Мужчине средних лет нужна электронно-цифровая подпись. Женщине потребовалась справка о несудимости – попросили в отделе кадров на работе.

– Пенсию оформляю, пришла за архивной справкой, – говорит жительница Усть-Каменогорска Кульзира Ластаева. – Утром пришло SMS, что все готово, я сразу сюда. Взяла талончик, жду. Очередь отражается на табло. Все быстро, грамотно.

Руководитель облфилиала подтверждает: все ЦОНы действуют в обычном графике. В 9 утра они открываются и работают до 18.00, без обеденного перерыва. Проблем с общественным транс­портом нет, сотрудники не переживают о том, как добраться до работы или вернуться домой. Посетители приходят, получают услуги, обстановка спокойная. Все как всегда. С 12 января специалисты вернулись к обслуживанию с выездом на дом. Такие заявки подают в cаll-центр 1414 люди с ограниченными возможностями. Кому-то нужна помощь в оформлении пособия, кому-то – в замене документов, кому-то требуется зарегистрировать недвижимость…

– Все услуги востребованы, – говорит специалист Асель Манабаева. – Нет такого, чтобы на одну был ажиотаж. Сейчас такой период, когда люди сдают декларацию о доходах и поэтому идут за ЭЦП. Но сами видите – нигде никаких очередей. Конечно, в дни беспорядков у нас была тревога. После выступления Президента Касым-Жомарта Токаева люди успокоились. Сейчас у всех нормальное настроение.

Большая работа

Показательно, что в разгар событий, когда не было Интернета, портал госуслуг продолжал работать. В Усть-Каменогорске на паузе была только работа специализированного ЦОНа, и то в связи с тем, что обработка документов осталась за сотрудниками административной полиции. Как известно, весь состав был задействован в охране общественного порядка. Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК смогло запустить альтернативный канал связи, причем быстро и слаженно. «Для людей все прошло незаметно, но специалисты понимают, какая огромная работа была проделана», – говорит руководитель филиала.

В целом «цифра», online-, mobile-форматы с каждым днем все больше входят в жизнь казахстанцев. Государство по максимуму переводит услуги в Интернет. В ЦОНе вспоминают: во время жесткого карантина в 2020-м, когда центры закрылись для посещений, люди стали активней пользоваться порталом. Освоил один, другой, третий, научил супруга, родителей, друга, соседа... В отличие от ЦОНа портал Egov.kz и приложение eGov mobile действуют круглосуточно, без перерывов на выходные, праздники и даже форс-мажоры. Многие «распробовали», насколько это удобно – не надо никуда ехать, можно получить справку или подать заявку дома, сидя на диване. Документ сохраняется в личном кабинете. Скинул его в мессенджер или на электронную почту – и никакой бумажной суеты.

– Когда после локдауна цент­ры снова открылись, специалисты заметили, как снизилась динамика посещений, – делится наблюдением руководитель. – Сейчас левобережная часть города активно застраивается, население растет, но наплыва клиентов нет. Граждане, особенно молодые люди, спокойно получают услуги через Интернет.

Азамат Есембулов показывает сектор самообслуживания – столы с компьютерами, ряд стульев. Этот своего рода уголок компьютерного ликбеза есть в каждом центре, и его задача – увеличивать число активных пользователей. Среди тех, кому за пятьдесят, до сих пор немало тех, кто с гаджетами на «вы». Они не знают, как зайти в сис­тему, как зарегистрироваться, как пользоваться. Но их учат! С ними работают консультанты. При мне молоденькая девушка-специалист терпеливо начинает вести пенсионера по виртуальному маршруту: вот он создал логин, придумал пароль, вошел в личный кабинет, привязал номер мобильного телефона...

– Кому-то сложно с первого раза понять, поэтому он может прийти и во второй, и в третий раз, – поясняет руководитель. – Ему будут объяснять, подсказывать. Абсолютно бесплатно. Вспомните, когда появились первые мессенджеры, многие не знали, как ими пользоваться. Сейчас практически поголовно все являются активными пользователями. А как ходили в ЦОНы, когда они только появились? Под мышкой две папки, в одной СИК, РНН, домовая книга, удостоверение, еще масса бумаг. В другой копии. Сейчас ничего этого не надо, достаточно показать удостоверение личности, и то оригинал необязательно. Можно предоставить электронный документ в смартфоне. Смысл цифровизации как раз в том, чтобы сделать жизнь легче.

Двери в центр то и дело распахиваются: одни приходят, берут квиток, сдают документы, решают свои вопросы. Другие, получив услугу, уходят. Кто-то озабочен, кто-то говорит по телефону, кто-то улыбается. Атмосфера деловая и абсолютно спокойная. ЦОН, как подчеркивают сотрудники и посетители, работает в обычном режиме.

Популярное

Все
Таксист увёз девушку за город в Караганде
Военные действия в Украине: четыре месяца и миллионы судеб
Как министру несладко пришлось
ЖКХ: реформа не остановилась
Министр просвещения Казахстана Асхат Аймагамбетов открыл карагандинцам свою мечту
Приживется ли нулевая технология на юге Казахстана?
Как предупредить рак кожи в летние месяцы
COVID снова бьет по курортам мира
Житель Семея обнаружил оружие древних воинов вблизи города
"Наехали" даже союзники
Ежедневно творить чудеса на грани жизни и смерти
И за, и против
Французов призвали незамедлительно ограничить энергопотребление
А в сказке все бывает!
Эксперты ведущих "мозговых центров" стран Центральной Азии встретились в Нур-Султане
Теплая зима позволила вернуть деньги жителям Шымкента
Кто кому дорогу переехал?
Мой робот – мой друг
На высокой скорости
Книга подобна воде – пробьет дорогу везде
Заболеваемость COVID-19 растет. Ждать ли ограничений, ответили в Минздраве РК
Ограничить покупку и продажу рублей в обменных пунктах предложил мажилисмен
Убившая родную мать актюбинская школьница впервые рассказала подробности преступления
Стали известны подробности убийства подростка в Алматы
Отстрел 80 тысяч сайгаков планируется разрешить в Казахстане
Сильный ветер сорвал кровли более чем 40 домов и школ в Акмолинской области
Замглавы горздрава Алматы уволили после скандального видео
Поразительное мужество проявил невероятно скромный полицейский из Петропавловска
Организаторам разрекламированной блогерами финпирамиды вынесли приговор в Казахстане
Пропавший подросток найден мёртвым в Алматы
Брал на дело, потратил на кудалык
"Halyk Bank обязали выплатить каждому казахстанцу от 500 тыс. тенге" – на рассылку ответили в Минфине
Ситуация по коронавирусу в Казахстане на 23 июня
Депутат резко раскритиковал новые правила подушевого финансирования детских кружков
Любой вызов может обернуться трагедией: как работают казахстанские герои в погонах
Через тернии – к мечте стать полицейским
Спецрепортаж: мирное небо Казахстана в надежных руках
100 тысяч тонн сахара дополнительно запросил Казахстан у других стран
Умер певец Юрий Шатунов
Какие проблемы казахстанского здравоохранения требуют срочного решения
Отцу погибшего от рук террористов казахстанского солдата подарили автомобиль
Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан»
Отверткой в сердце: очевидцы рассказали об убийстве пассажира такси в Каскелене
Появилось видео последнего прыжка казахстанца для ролика в TikTok в Актау
Известные казахстанцы высказались о прошедшем референдуме
45-градусная жара придет в Казахстан
Шура спел на улице в Нур-Султане
Дефицит казахстанского газа через три года спрогнозировал министр энергетики
Уникальные материалы об истории Казахстана привезли из-за границы
Папа Римский сделал заявление насчет Казахстана
Выступление Токаева в Петербурге вызвало большой резонанс в казахстанском обществе
"Мальчик 3 часа избивал девочку в детском центре развития": возбуждено уголовное дело
Чем грозит Казахстану "лихорадка" мирового продовольственного рынка
Евросоюз выступил с заявлением о референдуме в Казахстане
Цены на бензин марки АИ-95 могут вырасти в Казахстане
О Токаеве пишут влиятельные СМИ многих стран после выступления на ПМЭФ
Что осталось от Аральского моря, показал космонавт с борта МКС
Как матери семерых детей удается возглавлять республиканскую общественную приемную партии "AMANAT"
Национальный курултай – возрожденная традиция для Нового Казахстана
"У меня свои счета со Сталиным": воспоминания о Санджаре Джандосове

Читайте также

Свежий выпуск
Встречи в глубинке
Свежий выпуск
В каспийском формате
Свежий выпуск
Быть не просто мамой
Свежий выпуск
Обменялись опытом

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]