
На персональной выставке к своему 85-летию Владимир Михайлович представил около 60 работ: ретрофотографий и снимков в современной технике, большая часть из них выполнена в любимом мастером жанре уличного пейзажа.
В Алма-Ату Шургаев перебрался из Осетии в конце 60-х годов уже с опытом газетного фотокорреспондента. Хотя на первых порах работать пришлось электриком и как прежде публиковать в местных газетах зарисовки о производстве, Владимир все чаще стал выходить с фотоаппаратом на улицы города. Как чувствовал: там происходят события, которые едва ли не на следующий день становятся историей. Поэтому в его работах гармонично сосуществуют саманные домишки и красавцы-многоэтажки, патриархальная одноэтажная Алма-Ата и современная броская столица.
Свою «визитную карточку» – строительство здания цирка – Шургаев сделал в 1971 году. Он не стал снимать стройку с ее фасада, а зашел с той стороны, где на стройплощадке еще громоздился полуразрушенный домик – его владелица-старушка никак не соглашалась отдать под снос родовое гнездо.
По серии других фотографий можно понаблюдать, как из бедной окраинной Кирпичнозаводской улицы рос проспект Аль-Фараби с его дорогими фешенебельными районами. Трудно поверить, но на месте стеклянного колосса «Нурлы Тау» когда-то теснились скромные жилища местных рабочих.
А еще мастер запечатлел одну из самых теперь мощных городских магистралей – проспект Саина – в то время, когда вдоль дороги простирались колхозные поля и на них часто делали набеги жители соседних общежитий.
Есть в архиве мастера момент строительства первого подземного перехода на перекрестке проспекта Коммунистического и улицы Горького (Абылай-хана и Жибек Жолы), новенький автовокзал «Саяхат» во всей своей красе и с главной достопримечательностью – высокой стелой с часами, озеро Сайран в тот период, когда оно было любимейшим местом отдыха алматинцев, и хипповое кафе «Акку» – место притяжения золотой молодежи 70-х.
Трудно поверить, но даже на тех снимках Владимира Шургаева, где запечатлены знаковые для своего времени места бывшей столицы, Алма-Ата не кажется ни пафосной, ни высокомерной, она доступная и открытая, домашняя, что ли.
К своему почтенному возрасту фотомастер подошел не просто в хорошей творческой форме, Владимир Михайлович в свойственном ему эпатажном стиле преподнес публике новое свое увлечение – увеличенные пиксельные изображения. Что скажешь, оригинально. Но вот сможет ли этот вид цифрового творчества конкурировать с глубиной и романтизмом черное-белого ретро, рассудит только время.