Казахстан ускоряет темпы: рост ВВП достиг 6% за четыре месяца

2074

По предварительным данным Бюро национальной статистики (БНС) АСПиР РК, за январь–апрель 2025 года реальный ВВП Казахстана вырос на 6% — заметнее, чем в январе–марте (плюс 5,6%), и почти вдвое превысив темп аналогичного периода 2024-го (плюс 3,4%).

Изображение: Kazpravda.kz / Адильбек Тауекелов

Третий месяц подряд динамика улучшается: плюс 3,8% в январе, плюс 5,4% — по итогам двух месяцев, плюс 5,6% — по итогам трёх. Такой результат обеспечен одновременным укреплением производства товаров и расширением сферы услуг, пишет Ranking.kz

Реальный сектор: промышленность и стройка задают тон

Производство товаров прибавило 7,5% и осталось главным локомотивом экономики. Промышленный выпуск увеличился на 6,4%, из них рост обрабатывающей промышленности составил 7,2%. Увеличилось также производство подсолнечного масла, муки, сахара, риса, природного урана, бензина, дизельного топлива, товарного бетона, удобрений, стали, чугуна, плоского проката, грузовых вагонов, дизельных и железнодорожных локомотивов.

Горнодобывающая промышленность ускорилась до 7,1% (за первый квартал — плюс 6,1%) благодаря росту добычи нефти (плюс 8,8%), угля (плюс 11,2%) и металлических руд (плюс 1,4%).

Строительство обеспечило существенный вклад

Объём работ вырос на 16,2%, введено 4,9 млн кв. м жилья (плюс 6,8%). Драйверами стали следующие проекты: опреснительный комплекс в Мангистауской области, завод KIA в Костанайской, химический завод «Састобе» в Туркестанской, мост через Иртыш в Павлодарской, биофармацевтический и содовый заводы в Жамбылской области, а также школы, инженерные сети, дороги и жилые здания.

Сфера услуг: торговля и транспорт на разгоне

Услуги увеличились на 5,3%, при этом торговля выросла на 7%, транспорт — на впечатляющие 22,4% (эффект восстановления логистики и роста грузопотоков). Рост в транспортной отрасли был обеспечен, в первую очередь, увеличением объёмов услуг по перевозке грузов железнодорожным транспортом, доля которых в общем объёме отрасли составила 20,5%. 65% грузооборота в стране обеспечивает АО «НК «Қазақстан темір жолы» (КТЖ). За январь–апрель нетто-грузооборот компании составил 92,1 млрд ткм — на 9,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Перевозка грузов по сети КТЖ по итогам января–апреля 2025 года выросла на 4,5%, достигнув 85 млн тонн. Из этого объёма внутри страны перевезли 54,6 млн тонн, а на экспорт было отправлено 30,4 млн тонн — на 12,7% больше по сравнению с аналогичным периодом 2024-го.

Финансовая подпитка и фокус на кластеры:

8 трлн тг — объём льготного финансирования через холдинг «Байтерек» в 2025 году (прибавит до 1,3 п. п. к росту ВВП). Средства идут на МСБ, жильё и национальные проекты. Определены 17 крупных проектов глубокой переработки, от нефте- и газохимии до туризма.

Цели:

доля МСБ — 40% ВВП к 2030 году;
экспорт IT‑услуг > 1,5 млрд долл. США;
ПИИ ≥ 24-25 млрд долл. США ежегодно.

 

Внешние риски и макроориентиры

С апреля условия на внешних рынках ухудшились: тарифная политика США, решение OPEC+ увеличить добычу (+411 тыс. баррелей в сутки), логистические сбои и высокая волатильность финансовых рынков давят на цены на нефть и глобальный спрос. Правительство удерживает курс на макростабильность, стимулируя инвестиции, экспорт и интеграцию компаний в мировые цепочки.

Перспектива

Устойчивый рост в первые четыре месяца 2025 года подтверждает эффективность диверсификации: индустриальный рывок сочетается с оживлением услуг, а стройка создаёт мультипликативный эффект. Ключевая задача — повышение конкурентоспособности через модернизацию, инновации и расширение экспортных рынков.

Такой сдвиг эксперты рассматривают как важный сигнал: диверсификация, о которой говорили больше десяти лет, начала переходить из планов в практику. Однако для закрепления успеха государству предстоит ускорить развитие инфраструктуры и обеспечить малому и среднему бизнесу (МСБ) удобный выход на экспорт и доступное финансирование.

«Рост в 6%, где большая часть вклада не от нефтегазодобычи, — это хороший результат. В условиях непредсказуемого поведения сырьевых рынков нефть уже не может быть надёжным двигателем. Диверсификация экономики — единственный выход. Пока же без серьёзных вложений в логистическую и финансовую инфраструктуру говорить о стабильном росте МСБ в ближайшие три года рано. Государству нужно обеспечить бизнесу доступный экспорт и финансирование, чтобы компании повышали производительность, не опасаясь внешних рисков. В ближайшие 5–7 лет драйверами роста, вероятнее всего, станут логистика, хранение, сельское хозяйство и горно-металлургический комплекс с углублённой переработкой внутри страны», — отмечает финансист Расул Рысмамбетов.

«Уверенный прирост экономики на 6% — позитивная новость, но особенно важно, что обрабатывающая промышленность растёт опережающими темпами. Пока рано говорить о полноценном структурном сдвиге, но тренд очевиден: структура экономики улучшается. Главная задача — усложнение производства и экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью. Только сложная промышленная продукция способна обеспечить устойчивый рост, менее зависимый от сырьевой волатильности, создать хорошо оплачиваемые рабочие места и запустить мультипликативный эффект по всей цепочке поставок. Сегодня опережающий рост демонстрируют металлоизделия, нефтепереработка, машиностроение, пищевая и химическая промышленность — именно на эти сектора Казахстану стоит делать ставку», — подчёркивает макроэкономист, партнёр Dasco Consulting Group Эльдар Бейсимбеков.

Популярное

Все
35 школ Атырауской области остались без директоров
Отслужил и получил грант: солдат из Нацгвардии стал студентом
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
В Семее студента приговорили к пожизненному сроку
Инвестор Топ-10 в экономику Казахстана
Токаев выступил на заседании Совета глав государств ШОС
Смена графика работы в Астане: что изменится
Две новые школы распахнули двери в Кызылординской области
Съемки международного музыкального проекта Димаша стартуют в Казахстане
Токаев и Сюэсян открыли в онлайн-режиме новый завод в Жамбылской области
Фильм Qaitadan стартует в казахстанском кинопрокате
Касым-Жомарт Токаев поддержал инициативу «Трансалтайский диалог»
Саммит ШОС: подписаны важные соглашения и декларации
В Тяньцзине завершился саммит ШОС
«30 добрых дел» — мечты детей сбываются в небе
Подпольный спиртзавод и майнинг: ОПГ выявили в Жамбылской области
Глава государства: Казахстан поддерживает учреждение центров ШОС по борьбе с вызовами и угрозами безопасности
Президент выдвинул идею создать Центр изучения водных проблем ШОС в Казахстане
Президент предложил создать офис ШОС при МФЦА
Какой будет погода в сентябре для казахстанцев
Гвардейцы поздравили жителей Кокшетау с Днем Конституции
Военнослужащие Нацгвардии провели акцию «Дорога в школу»
В Кызылординской области все больше сёл отказываются от продажи алкоголя
Четыре человека погибли в жуткой аварии в Актюбинской области
Алматинская область подарила земле Абая скульптуру «Золотой человек»
Жители Шымкента не спешат платить
Модернизация на особом контроле
В Павлодаре откроют первую комфортную школу
Проезд сделали бесплатным
Аким Мангистау ознакомился с ходом строительства социальных объектов
Бектенов поручил внести предложения по наказанию виновных в срыве дорожных проектов
Госаудит проверил расходы казахстанской науки
День строителя
В Сарани строят завод по сборке грузовиков
Новую школу построят в Атырау
Aitu: в чем отличие казахстанского мессенджера от WhatsApp и Telegram
Ставки по вкладам физлиц в тенге обновили рекорд XXI века
Прокуратура на защите конституционных ценностей государства
«Школу будущего» показали в Жамбылской области
День спорта отметят в Казахстане

Читайте также

В Мангистау стартовал первый в Центральной Азии проект по р…
В этом году в Мангистау модернизируют 5 рынков
Казахстан вводит квоты на экспорт говядины
Определены предварительные параметры республиканского бюдже…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]