
Впервые бессмертную трагедию Уильяма Шекспира «Макбет» показали в лондонском театре «Глобус» в 1611 году. С тех пор она пережила сотни постановок и экранизаций. Секрет успеха пьесы кроется в раскрытых автором вечных темах власти, нравственного выбора, преступления и наказания. Но такого неординарного их раскрытия и подачи материала, которые представил карагандинским зрителям российский режиссер Константин Мишин, пожалуй, еще не было. Находясь в зале, зритель попадает в фантасмагорический мир ведьм, призраков и убийц.
– Меня привлекает в первую очередь красота этого произведения, – отмечает режиссер-постановщик. – Я наслаждаюсь самой структурой текста. Это очень злободневные темы: человек и власть, предательство и измена. Я сразу же для себя определил, что мы не делаем спектакль про плохого человека. Это история о том, как человек, сделав один неверный шаг, испытывает коррозию души, последствия совершенного греха.
В спектакле гармонично объединены классическое содержание пьесы, язык пластики и видео. Фоновые кадры, на которых появляются то портрет Шекспира, то военные эпизоды, то интерьеры замков, создают атмосферу мрачного средневековья. В ней будто оживают декорации, клубы дыма и огни, зачаровывая зрителя одновременно с колдовской пластикой актеров.
Главной декорацией можно назвать огромный подиум со стоящими на нем готическими тронами-трансформерами. Они на протяжении спектакля меняют свое назначение, превращаясь то в пьедестал, то в лестницу, то в щит. Эти метаморфозы добавляют фантастичности действию, которое происходит на сцене.
Предводителя королевского войска Макбета в спектакле сыграл руководитель театра им. К. Станиславского Дунай Еспаев. Образ короля Дункана, который погибает от рук своего коварного военачальника, воплотила актриса Ирина Городкова. Зрителю это может показаться странным, но такова воля режиссера.
– Мне нужен был отстраненный взгляд на мужчину, который находится на вершине власти, – пояснил он. – Актриса прекрасно справилась с ролью. По моему мнению, получилось ярче, мощнее. У женщины свой взгляд на мужчину. А маски, в которых предстают сыновья короля Дункана, – это то, что прячет личину человека. По ходу спектакля герои их сбрасывают.
Пьеса «Макбет» получила восторженные отзывы зрителей и заняла свое место в репертуаре театра.