Летчики армейской авиации Сил воздушной обороны Вооруженных сил РК освоили навыки сложного пилотажа

18919
Дина Устиненко, Алматинская область

В авиацию не идут по принуж­дению или необходимости, не идут за престижем, длинным рублем. Сюда ведут сердце и отчаянная внутренняя отвага. А еще все летчики немного романтики, «витающие» в облаках.

фото Юрия Беккера

Испокон веков человека манило небо. Люди мечтали летать, словно птицы. А осуществив заветную мечту, пошли дальше, модернизируя железные крылья, наделяя их все новыми функциями и предназначением. Сегодня Силы воздушной обороны – элита национальной армии любой страны. Это зоркие соколы, охраняющие наш покой с небесной высоты. Как говорят сами пилоты, они немного ближе к Богу, где и «договориться» с создателем проще, но и промахи виднее.

…Сегодняшние герои – летчики армейской авиации, выбравшие небо однажды и навсегда. На взлетном поле близ Алматы горделиво выстроились в ряд ярчайшие представители военной авиации. Рядом завершают последние приготовления члены экипажа, ответственность доведена до предела – помимо боевой задачи, на борту – корреспондент главной газеты страны, тайно надеявшаяся отсидеться на земле.

Нам предстоит на собственной «шкуре» оценить маневренность боевого вертолета и профессионализм летного состава. Загружаемся на борт Ми-35М. Вообще-то военное судно предназначено преимущественно для уничтожения живой силы противника, а не для перевозки людей. Но для убедительности репортажного жанра для нас делают исключение – само собой, соблюдая все протоколы безопасности.

Размещаемся на полу возле иллюминаторов. В кабинах, а их в вертолетах этой модификации две, командир экипажа и штурман. Бортовой техник находится в крошечном проходе между кабиной командира и салоном. Спойлер: попытавшись примерить на себя роль техника, очень переживала, что женские особенности фигуры не позволят достойно выйти из узкого коридора, был реальный страх позорно застрять в проходе.

Учебно-тренировочные полеты, направленные на повышение мастерства летного и выучки инженерно-технического составов, длятся пятнадцать дней.

За это время экипажи армейской авиации выполнят упражнения на транспортно-боевых вертолетах Ми-17, Ми-171ш, Eurocopter EC145 и ударно-бое­вых Ми-35М по сложным полетным заданиям.

Летчики отрабатывают полеты на сложный пилотаж одиночно и парой, с грузом на внешней подвеске, на высокогорной площадке до 3 000 м, а также над водной поверхностью при видимости береговой черты. В том числе экипажи винтокрылых машин выполнят нанесение условного авиационного удара по позициям противника, сманеврируют на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности с целью ухода от средств ПВО противника.

– Сложность выполнения полетного задания также заключается в выдерживании боевого порядка на установленных интервалах и дистанциях 50 на 70 метров. Молодому пилоту, ранее не выполнявшему такое пилотирование, придется очень постараться, чтобы удержать режим полета и при этом контро­лировать плавность маневрирования борта, – отметил старший штурман авиационной базы подполковник Мансур Нуржанов.

Допуск к полетам подобного уровня получить совсем не просто. Для этого необходимо пройти долгий сложный путь, налетать необходимое количест­во часов. Дисциплина у летного состава железобетонная, физподготовка и подход к состоя­нию здоровья – как у космонавтов. И задачи, выполняемые ими, требуют максимальной концентрации всех навыков, опыта и сил.

– Летчики армейской авиации, помимо плановых мероприятий по боевой подготовке, регулярно принимают участие в различных тактических учениях, выполнении тактико-специальных задач, перевозке и высадке десанта на необорудованные площадки. Также экипажами вертолетной эскадрильи авиационной базы решаются задачи по обеспечению поисково-спасательных, охранных мероприятий, – комментирует Нурлан Байдуллаев, командир жетыгенской авиабазы.

Помимо всех вышеперечис­ленных характеристик, особое место занимают тотальная эмоциональная стабильность и психическое здоровье состава. «Спокоен, как удав» – это про них, армейских летчиков.

Если учитывать тот факт, что боевые вертолеты мы видели лишь по телевизору, удивиться и узнать, как душа прячется в пятки, нам только предстояло. А пока мы наслаждались роскошными видами, проносившимися под нами: весенней степью, разливающейся тысячами цветов, извилистыми майскими речками, каменными глыбами Чарынского каньона. Испугавшись шума вертолета, по травяным волнам разбегались зайцы, лисы, а фазаны, словно переполненный чартер, пытались набрать высоту, забавно перебирая лапами и тряся тяжеленькими тушками...

Один из маневров – резкий набор высоты – позволил на пару секунд почувствовать себя Юлией Пересильд в нашумевшем «Вызове». Ощущение невесомости, отсутствие контроля над телом и животный страх – прелести репортерских будней. Вертолет как быстро поднялся к облакам, так же мгновенно и опустился вниз. Вместе с другими не менее «приятными» маневрами, которые летчики совершали неоднократно, в облаках мы «витали» почти полтора часа.

Спустившись с небес на землю, поняла за что так любят авиацию: вероятно, за этот самый миг, когда чувствуешь под ногами твердую почву.

Будни армейских летчиков расписаны поминутно. Помимо неба, работа кипит и на земле. Ее здесь даже больше, ведь с нее и начинается каждый вылет.

– Сегодня вы выполняли дальние маршрутные полеты и ознакомились с отработанной программой курса боевой подготовки армейской авиации, – говорит подполковник Нуржанов. – Определяли курс на ветер, высоту, скорость, отрабатывали навигацию, визуальное ориентирование на местности, правильный набор высоты, маневры вправо-влево.

Летчики, как известно, народ суеверный, но об этих особеннос­тях говорят неохотно. Больше чтут традиции, чем следуют суевериям. Например, считается хорошим тоном после первого вылета в карьере, вернувшись на землю, раздать сослуживцам угощение.

Попытки поворчать на совре­менную молодежь Мансур Бахтиярович пресекает на ходу.

– Молодое поколение прибывает очень старательное. Все хотят летать, стремятся к этому. Мы выбираем лучших из лучших, тех, кто быстрее зачеты сдает, старается. Тех, кто хочет летать, видно сразу, по глазам. Вопрос задаешь – и когда отвечает, понятно – есть искра или нет. Но бывает и такое, что приходят парни вроде как «без искры», а все нормативы сдают, матчасть на отлично, а вот искры нет. Бывало, таким специально зачет не ставим. А для него это как вызов, он загорается, начинает еще больше стараться, и на каком-то этапе искра появляется. Вот тогда мы выдыхаем. Свой!

Для отбора в летный состав есть важный критерий – быст­рый счет в уме. Этот навык позволяет летчикам принимать в воздухе молниеносные решения. Из школьной программы пригодятся физика, химия, математика. Вообще интеллект и смелость – ведущие качества отбора.

Необходимо и отменное здоровье, за которым хочешь не хочешь, а следить придется. Особых профессиональных болезней у летчиков нет. Все как у всех. А вот довольствие куда как лучше остальных армейских служб. Обычного военнослужащего кормят три раза, а летчиков четыре, есть стартовый завтрак. Во время полетов – «курортное» пятиразовое меню.

– Не будет преувеличением, если скажу, что довольствие у нас действительно, как в санатории. За рационом летного состава тщательно следят. Вообще армия сейчас и, к примеру, десять-пятнадцать лет назад сильно отличается. Развитие и модернизация идут полным ходом, закупается новая отличная техника, чувствуется реальная забота о личном составе. Очень много уделяется сил подготовке летчиков – постоянные спецзадания, учебно-тренировочные вылеты. Для обмена опытом и повышения квалификации отправляют в другие страны. Жилищные программы комфортные сейчас, – хвалится подполковник Мансур Нуржанов.

Старший штурман Нуржанов служит в армии уже 19 календарных лет. Окончил Военный институт сил воздушной обороны города Актобе. Поступил не сразу, но вариантов других для себя не представлял, дальнейшую судьбу связывал только с авиацией.

Супруга подполковника, как и жены всех летчиков, – обладательница завидной нервной системы. Зная, что без неба их вторые половины уже никуда, они достойно заняли в мужском списке почетное второе место, уступив Его Величеству Небу. Но и бонусов мудрые женщины получают много. Одно здоровье, за которым тщательнейшим образом следят армейские медики, чего стоит. И такие здесь все подтянутые, серьезные, излучающие надежность и силу!

Но кажущаяся суровость – это только внешняя «опция». В глубине души у каждого из них живет счастливый мальчишка, осущест­вивший свою заветную мечту.

 

Популярное

Все
Вручены награды лучшим шахматистам
В Москве состоялся творческий вечер памяти казахской поэтессы Марфуги Бектемировой
Музыка нового поколения
Единовременную соцвыплату получат пенсионеры
Трагедия «Малого Октября в Казахстане»
Дети Карлага
Магди Макулов: богослов и кази
Не спонсор, а друг
У аграриев горячая пора
Чтобы детство было счастливым
Взял кредит и бизнес запустил
Особенности финансовой стабильности
Фестиваль российского кино прошел в Астане в пятый раз
Участники международного фестиваля вели речь об искусстве строительства
Плей-офф начинается с сенсации
Не забудем!
А у нас в Шубаре газ!
Трагедии научили ценить единство
C опорой на цифровизацию и доверие граждан
Векторы глобальной экономики и логистики
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Определены 100 лучших школ Казахстана по итогам года
Кызылординским студентам вручили направления на учебу в зарубежные заведения
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
Потепление до 35 градусов ожидается в Казахстане
В Жастаре построили ферму XXI века
Тайна массового захоронения динозавров у «Реки Смерти»: учёные ближе к разгадке
В Павлодаре из-за пожара в такси пострадали четыре человека
Филиал Челябинского государственного университета откроют в Костанае
Досаев покинул должность акима Алматы
Новая услуга стала доступной казахстанцам в eGov Mobile
Астана примет высоких гостей – анонс мероприятий с Токаевым на этой неделе
Казахстан – Саудовская Аравия: новые вехи сотрудничества
22 золотые медали завоевали казахстанские боксеры
Бои человекоподобных роботов провели в Китае
От слесаря до начальника в газовой отрасли
Досаев подвёл итоги своей работы на посту акима Алматы
Бахтияр Вагабзаде и казахская литература
Аффинажный завод в Астане выдал 30-тысячный слиток дорогого металла
Срезан склон холма, жди оползня…
Полководец. Писатель. Патриот
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
Нацгвардия МВД РК отметила 80-летие Победы масштабной патриотической акцией
В Казахстане резко изменится погода
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Будущее – за цифровыми активами
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Семья – духовный код нации
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
NASA подтвердило предсказание Стивена Хокинга о конце света
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
Жару сменят дожди в Казахстане
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области

Читайте также

День памяти жертв политических репрессий отмечается в Казах…
Не спонсор, а друг
Чтобы детство было счастливым
Дети Карлага

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]