В мире людей одежда помимо главной роли – прикрывать наготу и согревать в холода – давно стала одним из способов самовыражения. К примеру, поклонники субкультур облачаются в единый стиль, стремясь выделиться из общей массы. Неслучайно и новую жизнь многие начинают также со смены имиджа.
В тренде не только бренды Одним из направлений в моде, набирающим популярность в последнее время, можно назвать этностиль. Элементы национальной одежды в своих работах удачно используют многие дизайнеры. Давно прижились и полюбились модницам лаконичные платья в стиле японских кимоно, свободные шальвары в духе восточных принцесс, летящие «цыганские» юбки, многослойные браслеты от «индианок», тюрбаны-африканки, свитера и пуловеры со скандинавскими мотивами... Список можно продолжать.
Все больший интерес к этностилю, национальной одежде, украшениям и у нас в стране.
Платья самых разных фасонов, но с обязательным казахским узором, платки с орнаментом, ювелирные украшения и бижутерия в национальном стиле пользуются повышенным спросом. Возрос спрос – выросло и количество умельцев, магазинов, предлагающих этнолуки. Особым хитом стала традиционная жилетка – кажекей из фетра. Удобная и красивая, выгодно подчеркивающая талию, она и вправду смотрится изящно, придавая силуэту неповторимость.

Востребованы и украшения, выполненные в национальном стиле: серьги, кулоны, кольца, алка – нагрудные подвески, браслеты – блезик, инкрустированные драгоценными и полудрагоценными камнями, с орнаментом и без таковых – ассортимент широк и разнообразен.
Интересуется вещами в формате этно и молодежь. Если еще пару лет назад те же браслеты и жилетки считались прерогативой дам почтенного возраста, то сегодня с апашками конкурируют юные красавицы. Смело экспериментируя, модницы создают обаятельные образы – для вечера, офиса, праздника и будней.
Скажи мне, что ты носишь… ...и я скажу, кто ты. По мнению большинства психологов, именно «лук» (от английского слова look), то есть манера человека одеваться, то, как он выглядит сейчас, может рассказать о его характере, профессии и даже мировоззрении. Так, специалисты отмечают, что гардероб с этническими мотивами выбирают особы творческие, свободные от предрассудков и предпочитающие жить в гармонии с природой. Последнее неслучайно. Потому как фольклорная мода тесно связана с экомодой.

В отечественной фэшн-индустрии это направление ярко представлено в коллекциях талантливого дизайнера Ирины Нечаевой.
– Впервые экологическая тема появилась в моде в конце 70–80-х годов прошлого века, когда возник «экологический» стиль: одежда из натуральных, преимущественно льняных и хлопчатобумажных тканей, естественные цвета, с отделкой ручной работы, – отмечает она.
– Одна из особенностей экомоды – отказ от искусственных и синтетических материалов, которые практически не ассимилируются с окружающей средой, негативно влияют на здоровье самого человека (в частности, накапливают статическое электричество), и производство которых является неэкологичным. Эти материалы заменяются естественными, традиционными для изготовления одежды льном, хлопком, шелком, шерстью, путем замены натуральных кожи и меха искусственными, – подчеркивает директор Дома моды Ирина Нечаева.
В своих коллекциях она использует только натуральные ткани с уникальными рисунками, тонко и ненавязчиво отражающими культуру, традиции, историю казахского народа. «Алматы – цветущий город» – сочное платье с принтом в честь вечно юного мегаполиса, «Астана – город любви и счастья» – строгого кроя платье, на котором изображены узнаваемые символы столицы, «Нежность» – идеальный наряд для любой красавицы, рождающий трепет и нежность к женщине-матери…
Навстречу себе Популярность этнолуков – порождение глобализации, считает известный психолог Лимана Койшиева.
– Выбор нарядов с элементами национальной одежды, украшений, аксессуаров с этническим орнаментом – не только следование моде, но и своеобразное возвращение к истокам, способ самоидентификации. Процесс глобализации идет полным ходом, космополитизм набирает обороты, Интернет стирает границы и рубежи, люди становятся все больше похожими друг на друга. Тем сложней процесс самоидентификации, естественный и необходимый для любого.
Нам важно чувствовать себя частью целого – культуры, народа, иметь твердую основу, историческое прошлое, знать свои корни. Недаром человека, забывшего напрочь свои исторические истоки, прошлое, называют манкуртом. Используя в образе национальные мотивы, человек подсознательно или осознанно выражает свое уважение к культуре этого народа, свое восхищение, озвучивая свою дружественность и любовь к этой стране, проявляя патриотизм.