Маркетинг по-черному?
Наталия Портнягина, Западно-Казахстанская область

Сегодня все больше казахстанцев предпочитают отправляться за покупками в супермаркеты. Привлекают и комфорт, и обилие предлагаемого, и возможность предварительно лучше разглядеть товар, ознакомиться с этикеткой и ценником... Однако и в супермаркетах не все так радужно. Постоянно скачущие цены превращают еженедельные походы в настоящий квест, главная задача которого – не выйти за пределы семейного бюджета. А сделать это с каждым разом становится все труднее.

Одни пытаются сравнивать сегодняшние цены с теми, что были пробиты в чеке недельной давности, другие, и таких большинство, стараются отовариться впрок по «желтым» ценникам, используя всевозможные акции и скидки.

…Но вот пакеты собраны. Кассовый аппарат выпускает ленту длиной почти в метр. В затылок дышат такие же обремененные покупками посетители, коррект­но подталкивая тебя от кассы переполненной тележкой. Так что уже только дома ты понимаешь, что товары «со скидкой» – не более чем «замануха» большого магазина.

Настоящим бичом стало несоответствие цены покупки – пробитой на кассовом чеке и указанной на ценнике.

– Мне кажется, это постоянная практика супермаркетов – когда на ценнике значится одна цена, а в чеке пробита другая, – говорит покупатель Ольга. – Если поинтересуешься, действует ли скидка, ответят честно. Но в большинстве случаев просто пробьют другую цену. То есть товар приходится брать без скидки или задерживать всю очередь, делая возврат, а потом еще отдельно докупать необходимое. У кассира и администратора всегда готово объяснение: мол, не успели поменять ценник. Но я считаю это нечестным маркетинговым ходом.

Из-за разницы в пару сотен тенге многие не желают тратить время на разбирательства. Однако иногда общий чек на несколько тысяч тенге превышает ожидаемые затраты. Это, конечно, неприятно, но не затевать же скандал, если через неделю ты снова приедешь в тот же магазин, потому что в другом царит такая же ценовая чехарда и до него еще лишний час придется добираться.

Подобных отзывов о работе торговых сетей при желании можно собрать не один десяток. Но лишь немногие граждане готовы потратить время на составление бумажной претензии к конкретному магазину или заявления в уполномоченный орган.

С начала года в Западно-Казахстанский областной департамент по защите прав потребителей пос­тупило лишь одно письменное обращение и три – по телефону горячей линии. Все они были в отношении субъектов крупного бизнеса. Поводом стало выявленное несоответствие цены, указанной на ценнике и пробитой на кассовом чеке. Разница при этом составляла от 150 до 15 тыс. тенге.

По каждому из обращений специалистами департамента оказана потребителям информационная и правовая помощь.

– Далеко не все знают, что, согласно статье 24 Закона РК «О защите прав потребителей», продавец обязан продать, а потребитель вправе купить товар согласно указанной стоимости, оформленной ярлыком цен, выставленным во внутренних и (или) внешних витринах торгового объекта, – говорит начальник Западно-Казахстанского областного департамента по защите прав потребителей Эльмира Киматова. – В соответствии со статьей 447 Гражданского кодекса РК выставление и демонстрация товара с указанием сведений о нем (наименование, цена и другое) являются публичной офертой, то есть предложением купить данный товар по указанной цене. Таким образом, покупатель вправе купить его по указанной на ценнике цене, и оправдание продавца в том, что они якобы не успели поменять ценники, несостоятельно.

Поменять цену на товар в прог­рамме учета займет считанные минуты. Столько же нужно затратить на смену ценника. Почему же одна из этих незамысловатых операций для супермаркета первоочередная, а на вторую можно махнуть рукой? Ну а покупателю, не знающему своих прав, остается только переплачивать.

Еще одно заявление в департамент было в отношении аналогичных неправомерных действий автосалона. Покупатель приобрел автомобиль, полностью оплатив его стоимость. Были оформлены даже технический паспорт и государственный номер. Однако когда автомобиль доставили в город, продавец потребовал доплатить еще 200 тыс. тенге.

Свои действия автосалон объяснял тем, что с 1 сентября текущего года цена на данный товар выросла.

– В этом случае факт продажи автомашины и цена на него были зафиксированы договором куп­ли-продажи. Поэтому действия продавца, который решил изменить сумму договора, являются прямым и грубым нарушением норм законодательства о защите прав потребителей, – пояснили в департаменте.

Ситуация для потребителя разрешилась положительно после того, как он направил претензию в адрес продавца. Рассмотрев ее, последний решил удовлетворить требование и выдал автомобиль. Но далеко не всегда потребители готовы отстаивать свои права.

Нередко клиенты автосалонов сталкиваются и еще с одним нарушением своих прав. Магазин выставляет целый перечень дополнительных товаров, которые якобы обязан приобрести покупатель вместе с основной покупкой, хотя они и не входят в комплектацию.

Ценник на такой «довесок» ­варьируется от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч тенге. На эту удочку попадаются покупатели, которые не знают, что такие действия нарушают Закон «О защите прав потребителей».

Согласно ст. 28 продавцу запрещается обусловливать приоб­ретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Не допускается также, за исключением случаев, предусмот­ренных законами республики, установление каких-либо пре­имуществ, прямых или косвенных ограничений при выборе потребителем товара (работы, услуги).

Так как же действовать покупателю, если он столкнулся с несоответствием ценника и суммы в чеке?

– В таком случае необходимо сделать фото ценника с товаром, затем обратиться к администрации торгового объекта с просьбой о возврате денежных средств, – говорит Эльмира Киматова. – Если устное обращение не приведет к разрешению вопроса, то необходимо составить претензию (заявление) по данному случаю и обязательно зарегистрировать факт направления претензии.

Согласно ст. 42-4 Закона РК «О защите прав потребителей» продавец обязан рассмотреть претензию и в случае несогласия с требованиями потребителя в течение 10 календарных дней со дня получения претензии представить мотивированный письменный ответ, обоснованный документально.

Если претензия не удовлетворена, то потребитель вправе обратиться в отношении недоб­росовестного продавца в суд, а также с соответствующим заявлением в уполномоченный орган для рассмотрения вопроса о привлечении продавца к административной ответственности.

Нарушением потребительских прав граждан является и продажа товара без указания цены. За это субъект предпринимательства может быть привлечен к административной ответственности.

Так, согласно ст. 193 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» продажа… без указания цены в тенге товара, оформленного ярлыком цен, выставленного во внутренних и (или) внешних витринах.., либо реализация… товара, стоимость которого превышает оформленную ярлыком цену, либо указание цены товара не в тенге при его продаже на территории Респуб­лики Казахстан на условиях публичного договора – влечет применение штрафных санкций к правонарушителю.

Только знание покупателем своих прав и их применение на практике научит работников торговых сетей оперативно устанавливать или менять ценники, никого не вводя в заблуждение. И не важно, что вы приобретае­те, – тюбик зубной пасты или автомобиль.

Популярное

Все
Предельные цены на автогаз до января 2023 года установили в Казахстане
Какие меры для бесперебойного экспорта своей продукции примет Казахстан. Токаев провел совещание
Воздушный шар упал вместе с пассажирами в Нур-Султане
Токаев дал поручения по диверсификации поставок нефти
Ситуация по коронавирусу в Казахстане на 7 июля
Назначен новый вице-министр здравоохранения Казахстана
Историческое достижение: казахстанка впервые вышла в полуфинал Уимблдона
Одернула ребенка до перелома ключицы воспитатель детсада в Костанае
Генсек ОБСЕ посетит Казахстан для изучения реформ Токаева
КТЖ ждет кардинальная трансформация
Переодевались и носили парики: группу из 11 закладчиков наркотиков задержали в ВКО
Недозволенные методы следствия: начато расследование в отношении экс-сотрудников Антикора по делу Ларисы Пак
Дожди, град, шквал: погода на 7-9 июля в Казахстане
Токаев поручил превратить отечественные порты в ведущие хабы Каспия
Ержан Биржанов назначен вице-министром финансов
Казахстанская нефть экспортируется через КТК в штатном режиме – Минэнерго РК
Мост по шоссе Алаш после капремонта открыли в Нур-Султане
Кустарный алкогольный "бизнес" накрыли в Алматинской области
Стало известно о времени начала третьего боя Головкин – "Канело"
Любил играть на подоконнике: 3-летний мальчик выпал с 8-го этажа на глазах у матери в Семее
Таксист увёз девушку за город в Караганде
Срок перехода на ОСИ продлили в Казахстане – подписан закон
30 лет дипломатической службе независимого Казахстана – статья Мухтара Тлеуберди
Ограничения из-за COVID-19 снова вводят в Казахстане
Повысить пенсию в Казахстане предлагает Минтруда
Вооруженные разборки устроили 15 человек в Акмолинской области
Журналист Махамбет Абжан задержан за вымогательство в Нур-Султане
Избил имама в мечети житель Талдыкоргана
Яркая вспышка в ночном небе напугала жителей Тараза
Новые данные по расследованию январских событий озвучили в МВД
Военные действия в Украине: четыре месяца и миллионы судеб
Водители с криминальной биографией перевозили школьников в Казахстане
Приживется ли нулевая технология на юге Казахстана?
О требованиях к школьной форме рассказали в Минпросвещения
Как министру несладко пришлось
Взгляд изнутри: в каком состоянии находится конная индустрия Казахстана
ЖКХ: реформа не остановилась
"Разыгрывали талоны на бензин": в сеть попало видео со свадьбы сына начальника полиции Алматы
Вице-премьер высказался о возможности возврата масочного режима
Ситуация по коронавирусу в Казахстане на 2 июля
Заболеваемость COVID-19 растет. Ждать ли ограничений, ответили в Минздраве РК
Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан»
Появилось видео последнего прыжка казахстанца для ролика в TikTok в Актау
45-градусная жара придет в Казахстан
Шура спел на улице в Нур-Султане
Уникальные материалы об истории Казахстана привезли из-за границы
Ограничить покупку и продажу рублей в обменных пунктах предложил мажилисмен
Выступление Токаева в Петербурге вызвало большой резонанс в казахстанском обществе
"Мальчик 3 часа избивал девочку в детском центре развития": возбуждено уголовное дело
Цены на бензин марки АИ-95 могут вырасти в Казахстане
Евросоюз выступил с заявлением о референдуме в Казахстане
Что осталось от Аральского моря, показал космонавт с борта МКС
О Токаеве пишут влиятельные СМИ многих стран после выступления на ПМЭФ
Стали известны подробности убийства подростка в Алматы
Национальный курултай – возрожденная традиция для Нового Казахстана
Стихийный самозахват земель идет в Павлодаре
Планы по запрету вейпов разъяснили в Миннацэкономики
"Сбежавший" от СМИ аким Кызылординской области рассказал о своих дорогих часах
Отстрел 80 тысяч сайгаков планируется разрешить в Казахстане
Доставила "испанский чизкейк": справившую нужду в лифте девушку арестовали в Нур-Султане

Читайте также

Статьи
Публика прекрасна!
Статьи
В духе времени
Статьи
Много солнца на открытой воде
Статьи
Давайте просто танцевать!

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]