ГРАНИ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Во второй день Astana Media Week-2021 эксперты собрались, чтобы обсудить будущее на панельной дискуссии «Общество и СМИ в новом, постковидном мире».
У руководителей крупнейших СМИ и других участников медиа-сообщества возникает немало вопросов о том, какими будут новые правила работы после пандемии, насколько изменятся подходы и форматы.
Как отметила министр информации и общественного развития РК Аида Балаева, пандемия привела человечество к новой реальности, изменив все аспекты жизни.
– Серьезно повысилась скорость и вырос масштаб применения информационных технологий в бизнесе, образовании, других сферах. Каждый столкнулся с новой незнакомой реальностью, которая уже изменила наши традиции и привычки. На этом фоне возникла серьезная проблема роста тревоги у людей, чувства неопределенности, депрессивных настроений. В этих условиях считаю, что роль СМИ возрастает, – отметила Аида Балаева.
По ее словам, после формирования коллективного странового иммунитета и снятия карантинных ограничений начнется новый этап в жизни казахстанских медиа. И главной задачей будет информирование, объяснение своей аудитории, на что ориентироваться в постпандемийных социально-экономических условиях.
– Мы знаем, что в период локдаунов серьезные потери понес малый и средний бизнес. Предприниматели и сейчас дезориентированы и зачастую вынуждены начинать свое дело с самого начала, – подчеркнула министр. – Очень важно, чтобы все представители этого сектора экономики были полностью информированы о мерах государственной поддержки, потому что они стоят перед тяжелым выбором новых экономических ниш, которые будут востребованы в новых условиях.
Аида Балаева также акцентировала внимание на том, что Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поставил задачу быстрого восстановления экономики и преодоления негативного влияния пандемии. И возвращение к докоронавирусным показателям роста экономики невозможно без активного участия МСБ.
– На этом фоне крайне важным для бизнеса, СМИ и для всего населения становится обеспечение полного доступа к информации государственных органов, – добавила глава МИОР. – Важно обеспечить не формальный, а эффективный доступ к информации, отвечающей на конкретные запросы. Правительством выработан четкий алгоритм реагирования на вызовы коронакризиса, чтобы поддержать развитие секторов экономики в предстоящий период. Министерство информации и общественного развития считает своей ключевой задачей исключение любых барьеров в работе журналистов и помощь в их профессиональной деятельности. Сейчас очень важно как можно полнее информировать людей о мерах господдержки, чтобы минимизировать уровень тревоги и неопределенности.
Отдельно глава МИОР остановилась на вопросах доступа к информации в Казахстане. Она отметила, что в 2020 году был разработан и принят пакет законодательных поправок, которые значительно изменили подходы к предоставлению данных.
– Во всех госорганах были определены уполномоченные лица или подразделения по вопросам доступа к информации. В этом году впервые Главе государства Правительством будет вноситься отчет о состоянии сферы доступа к информации. Расширен перечень обладателей информации, введено требование для госорганов по размещению на своих официальных интернет-ресурсах сообщений о начале обсуждения проектов нормативных правовых актов и бюджетных программ, – рассказала Аида Балаева.
Подробностями о том, как в Казахстане идет борьба с распространением коронавируса, поделился на панельной дискуссии министр здравоохранения Алексей Цой. Он напомнил, что с 1 февраля 2021 года в Казахстане идет вакцинация против коронавирусной инфекции.
– Благодаря совместным усилиям министерства, местных властей и поддержке граждан и всей нашей медиасферы нам удалось на 27 сентября достичь уровня вакцинации первым компонентом 7 524 609 человек, вторым – 6 408 099 человек, – сказал Алексей Цой. – В то же время период борьбы с пандемией наглядно продемонстрировал важность государственной коммуникации как одного из важнейших элементов управления в кризисный период.
При этом он обратил внимание на то, что в период пандемии ведущую роль стали играть каналы коммуникации в виртуальном пространстве. И в нем Минздрав встретился с мощным информационным противодействием.
– С самого начала кампании по вакцинации мы столкнулись с беспрецедентным сопротивлением не только со стороны так называемых антиваксеров, которые продолжают устрашать аудиторию, но и со стороны тех, кто идет у них на поводу, поддается влиянию дезинформации и откровенному шантажу, – заявил министр. – Пройдя довольно большой путь борьбы с «инфодемией», мы стали понимать цену борьбы с фейками и провокациями. Искаженная информация способна нанести не меньший ущерб, чем сама инфекция, сея в обществе страх, сомнения и панику.
У нас не было другого выхода, как стараться заместить поток дезинформации большим объемом сообщений от органов общественного здравоохранения для граждан и населения, рассказывающих о том, как защитить себя и помочь остановить распространение вируса. Пандемия COVID-19 продемонстрировала необходимость точной, достоверной информации с адаптацией к меняющимся сценариям. При этом пока единственным путем возвращения к жизни без карантинов остается массовая иммунизация населения.
РАЗМЫШЛЕНИЯ О МЫШЛЕНИИ
Еще одна важная тема, которую затронули участники панельной дискуссии – восприятие информации. СМИ могут быть сколь угодно профессиональными и объективными, но если аудитория предпочитает сенсационность достоверности, идет за громкими заголовками и бездумно потребляет провокационные и лживые сообщения, в таких условиях достоверная информация станет просто невидимой.
О том, какое влияние оказали провокационные и фейковые публикации при переходе на дистанционное образование, рассказала председатель правления АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Куляш Шамшидинова.
– Само понятие дистанционного обучения – не новость для человечества. Еще в 1700-х годах в США было дистанционное обучение через письма, потом появилось радио, телевидение. Масштабы резко увеличились с появлением компьютеров и Интернета. Но несмотря на это, переход с традиционной модели на дистанционную в 2020 году оказался одномоментным для сотен тысяч школьников, родителей и учителей, это было очень непросто, – рассказала Куляш Шамшидинова.
На старте «дистанционки», по ее словам, приходилось в первую очередь решать технические и организационные вопросы. И только много позднее появилась методическая поддержка учителей, учеников и родителей. Школьники вдруг потеряли значительную часть своей социальной жизни, оказались взаперти. Родителям нужно было организовывать дома образовательный процесс, а учителям – осваивать новые методики преподавания. Люди задавали тысячи вопросов органам образования на местах, адресовали их в министерство.
– Нам нужна была поддержка СМИ, чтобы доносить достоверную информацию о том, что происходит, как будет идти обучение завтра, что планируется, – отметила руководитель АОО «НИШ». – Зачастую мы учились друг у друга через публикации в СМИ. И тогда столкнулись с тенденциозными публикациями, которые ничему не учат, а только вызывают раздражение у людей и уводят от главной темы.
Как отметили эксперты, если вред фейков очевиден, то предвзятые, откровенно провокационные материалы в СМИ на первый взгляд выглядят как нечто, помогающее яснее видеть проблему. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что подобный контент создается ради привлечения нездорового внимания аудитории, при этом не несет в себе отражения действительно важных проблем, не призывает делать логичные выводы и искать решение.
Результатом такой погони за рейтингами становились в лучшем случае потоки возмущения и претензий в адрес школ и органов образования по не самым значительным поводам. В худшем случае такие материалы провоцировали протестные настроения, что сводило к нулю все попытки конструктивного решения проблемы.
Отвечая на вопрос, как ориентироваться в информационном потоке, щедро «сдобренном» недостоверными и провокационными включениями, выступавший модератором дискуссии медиаменеджер, основатель «Tan Media Group» Арманжан Байтасов отметил, что тема фейковых новостей с 2020 года остается одной из самых резонансных.
– На самом деле фейки существуют еще, наверное, с каменного века, и единственное, что может помочь – это вдумчивое изучение информации. Ее нужно проверять и перепроверять, – отметил он. – Чтобы не проигрывать фейкам, нашим СМИ нужен хороший уровень доверия, а его придется зарабатывать. Ну и, соответственно, людям стоит выбирать те СМИ, которым можно доверять. Одним словом, обращаться к проверенным источникам.
Своим взглядом на постковидное будущее медиасферы также поделились представитель ОБСЕ по свободе СМИ Тереза Рибейро, постоянный координатор ООН в Республике Казахстан Микаэла Фриберг-Стори, заместитель генерального директора⁄директор по СМИ Европейского Вещательного союза Жан Филип де Тендер и генеральный директор холдинга «Nur Media» Болат Кальянбеков.
Участники панельной дискуссии были едины во мнении, что будущее масс-медиа – за совмещением различных форматов подачи, и в этом будущем необходимо будет делать ставку на достоверность информации, чтобы заслужить доверие аудитории.
В то же время пользователям соцсетей, потребителям контента, то есть обычным гражданам, придется развивать критическое мышление, научиться рационально подходить к выбору источников информации и доверять только проверенным данным.