Музыка на все времена

4297
Серик Кабдулов, Атырауская область

Феномен великого композитора

В том, что астраханцы чтут память о великом казахском композиторе, еще раз убедился, побывав в селе Алтынжар Володарского района. В музее Курмангазы самый ценный экспонат – домбра великого кюйши. Долгие годы она была спутницей жизни композитора. Она помогла Курмангазы озвучить многие кюи, передавая всю гамму человеческих чувств: любовь и нежность, доброту и сострадание. По воспоминаниям современников, ее звуки, а главное – особые приемы игры, в Алтынжаре, где провел последние годы жизни кюйши, собирали сотни почитателей его таланта. Как бы сейчас сказали, импровизированные концерты проходили при полном аншлаге. Звучит домбра и сегодня.

В самые сложные моменты жизни композитор не расставался со своей домброй и писал­ музыку, которую и по сей день признают уникальной. В течение двух столетий кюи Курмангазы хранились в памяти людей, передавались из поколения в поколение в живом исполнении. Многие считали его творчество пророческим, а его могила стала местом паломничества.

Незаурядные музыкальные способности Курмангазы унаследовал от матери Алки, в роду которой были знаменитые акыны, певцы и кюйши.

Будучи подростком, в середине 30-х годов XIX века Курмангазы был свидетелем событий, связанных с народно-освободительным движением, кульминацией которого стало вооруженное восстание Букеевской Орды под предводительством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова. Этому восстанию и были посвящены первые кюи Сагырбайулы.

В 18 лет, став вполне зрелым музыкантом, Курмангазы решил покинуть родной аул. С этого времени началась его самостоятельная профессиональная деятельность.

За открытую критику богатеев народный бунтарь не раз подвергался преследованиям. Курмангазы Сагырбайулы был неоднократно заточен в тюрьму, но никогда не сдавался. Переживший скитания, оскорбления и преследования кюйши создал такие музыкальные произведения, как «Алатау» и «Сары-Арка», отразившие глубокие думы народа о независимости и свободе, любовь к своей земле.

В 1862 году Курмангазы встретился со своим земляком, другим великим кюйши Даулеткереем. Оба домбриста-импровизатора оказали заметное влияние друг на друга. Кюй Даулеткерея «Бұлбұл» Курмангазы включил в свой репертуар.

В периоды скитаний по глубинным аулам, во время гонений, Курмангазы Сагырбай­улы создал немало интересных музыкальных композиций, вошедших в сокровищницу национальной культуры казахского народа. Это кюи «Буктым, буктым» («Сгибался да сгибался»), посвященный случаю, когда Курмангазы из-под охраны солдат удалось выкрасть жену с ребенком, и «Қызыл қайың» («Красная береза»), передаю­щий настроение человека, ­достигшего цели и обретшего желанную свободу.

– «Қызыл қайың» – это кюй о березе, – говорил Курмангазы своим друзьям, – приютившей меня среди своих ветвей и укрывшей от погони. Это кюй о родной степи, о славных жигитах моего народа, которые раскрыли мне свои объятия и спасли от черной смерти.

Обладая крутым, непокорным нравом, Курмангазы острым языком обличал богачей, притес­нителей народа, говоря правду в глаза старшинам и чиновникам. За это он и подвергался нескончаемым преследованиям.

В 1880 году Курмангазы поселился в местечке Сахма под Астраханью. Бывший в большом почете среди местных жителей, он воспитал своих наследников: Мамена, Кокбалу, Дину Нурпеи­сову, Ергали Ещанова. Другие домбристы того времени также считали Курмангазы своим наставником.

Историк-краевед, профессор Атырауского государственного университета им. Х. Досмухамедова Амангельды Шамгонов рассказывает о некоторых разночтениях в биографии музыканта. По его словам, относительно даты рождения и смерти великого композитора казахского народа, неповторимого таланта мировой культуры Курмангазы Сагырбайулы бытуют разные точки зрения. Например, в учебнике «История Казахстана» для 8-х классов общеобразовательных школ, выпущенном издательством «Атамура» в 2008 и 2012 годах, указаны даты жизни великого композитора – 1806–1879 гг. А в учебнике «История Казахстана» для 8-х классов общеобразовательных школ, который выпускался в издательстве «Мектеп» в 2004 и 2012 годах, годами рождения и смерти Курмангазы Сагырбаева указываются 1818–1889 гг. В последнее время в Интернете, особенно в Википедии, уверенно стали писать, что Курмангазы родился именно в 1818 году. Отсюда следует вопрос: почему возник­ли такие разночтения относительно года рождения и смерти великого кюйши?

Неверные даты были взяты с надгробного камня, установленного на могиле Курмангазы Сагырбайулы. Там указано, что Курмангазы, прожив 73 года, скончался в 1879 году. Получается, если великий кюйши скончался в 1879 году, значит, он родился в 1806 году. К великому сожалению, допущена грубейшая ошибка с датой смерти Курмангазы. В действительности композитор был жив и в 1879-м, и в 1889 годах. Из-за подобных некорректных ошибок распространилось мнение о том, что он родился в 1806 году.

В какие же годы в действительности родился и умер Курмангазы Сагырбайулы? Тут следует отметить огромную заслугу таких ученых, как доктор исторических наук, профессор Хисмет Табылдиев и историк-краевед Жолжанов. Именно они нашли в Астраханском государственном архиве данные касательно даты рождения великого композитора. И последнюю точку в данном вопросе поставила специальная экспертная комиссия, созданная при Институте литературы и искусства Национальной академии наук РК им. М. Ауэзова. В заключении комиссии написано: «Институт литературы и искусства им. М. О. Ауэзова объявляет о результатах работы экспертной комиссии относительно даты рождения и смерти народного композитора Курмангазы Сагырбайулы. Внимательно изучив архивные данные и исследования М. Жолжанова, И. Кенжалиева, К. Жумалиева, У. Рахметуллина, комиссия пришла к выводу, что Курмангазы Сагырбайулы родился в 1823 году, а умер в 1896-м».

Историки и краеведы региона отмечают, что 200-летие всемирно известного композитора Курмангазы, которое состоится в 2023 году, должно праздноваться под эгидой ЮНЕСКО­ на международном уровне. Безу­словно, для этого нужна основательная подготовка.

Под синим небом Алтынжара

В Алтынжаре, что в часе езды от Астрахани, на месте, где жил композитор, возведен региональный культурный центр имени Курмангазы, построенный в 2005 году. Величественный мраморный мавзолей благодарные потомки установили на месте захоронения кюйши. Выстроена также гостиница для туристов.

Культурный комплекс и музей стилизованы под большие белые юрты. Жители астраханских сел безвозмездно передавали в дар музею семейные реликвии: документы, предметы быта, музыкальные инструменты. Жемчужина музея – домбра великого кюйши. Музыкальный инструмент передал внук друга композитора. Экспозиции музея посвящены не только жизни и творческому наследию Курмангазы, но и истории, культуре астраханских казахов, истории Букеевского ханства. В залах проводятся международные музыкальные конкурсы лучших домбристов-исполнителей.

В региональном культурном центре «Курмангазы» работают около 40 человек, 25 из которых – домбристы и певцы русского музыкального ансамбля «Белый город» и казахского музыкального ансамбля «Самал».

– Ежегодно нас посещают тысячи человек. Изо дня в день мы пропагандируем культуру и обы­чаи казахского народа, наследие нашего великого предка. Благодаря реконструкции наш центр получил второе дыхание. Мы благодарны населению Атырауской области за эту поддержку, – сказал директор регионального культурного центра им. Курмангазы Амангельды Абылгазиев.

Память о великом казахском композиторе Курмангазы в Астраханской области хранят повсюду. Его именем названы улица и школа, библиотека и детский сад, крупное село. А в историческом центре Астрахани установлен памятник высотой почти в 6 м, ставший еще одним символом города, где органично соседствуют прошлое и современность. Это подарок Правительства Республики Казахстан к 450-летнему юбилею Астрахани. Памятник кюйши, восседающего с домброй на лошади, выполнен из бронзы, установлен на трехметровом постаменте из куртинского гранита. Автор скульптуры – известный в Казахстане скульптор Едиге Рахмадиев.

Ежегодно в Астраханской области проводят конкурс ­домбристов. Сотрудничество двух приграничных областей в сохранении культурного наследия продолжается из года в год. К примеру, Атырауский музыкальный колледж «Академия народной музыки имени Дины Нурпеисовой» и Астраханский колледж культуры и искусства подписали меморандум о сотрудничестве, направленном на подготовку квалифицированных кадров, повышение качества образования и организацию мастер-классов. Меморандум даст возможность ребятам общаться, а также позволит учащимся с казахскими корнями ближе познакомиться, соприкоснуться с родной культурой, а в дальнейшем подвигнет сохранять и передавать ее следующему поколению.

Популярное

Все
Тайны городского парка
Истоки тюркской письменности
В Пекине звучал кюй «Әлқисса»
Комедия со слезами на глазах
Шквал стрел и дыхание гор
Три шедевра Ролана Пети на сцене «Астана Опера»
Тогда «Динамо», сегодня – «Кайрат»
За плечами Толкын Дуланбаевой 35 лет работы в школе
Новые спортивные объекты появятся в Атырау
Казахский учить, как Лего собирать
«Не бойтесь просить о помощи!»: МВД обратилось к детям
Талант идею превращает в магию
Куда хочу – туда лечу!
Расцветет все вокруг
Ребятишки из социально уязвимых семей получили подарки
Равные возможности и современные технологии
Бабочки, которые приносят удачу
Это гордое слово – Учитель
Ценитель древностей
Разработана «дорожная карта» аграрных проектов
В Казахстане резко изменится погода
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
80% выпускников костанайских школ в этом году решили сдавать ЕНТ
Около 60 тысяч га рисовых полей Кызылординской области выравнили лазерным планировщиком
Если вы подверглись цифровой атаке...
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Гвардеец из Астаны стал героем соцсетей после трогательного поступка на параде
Штормовое предупреждение вновь объявлено в Казахстане
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Началась вторая фаза сохранения Северного Арала
Актуально и сто лет спустя
Миллионы литров воды ежедневно утекают из-за нарушений в Жамбылской области
В Актау проложили 1,5 км новых магистральных инженерных сетей
Мединский сообщил, что Киев запросил переговоры между Зеленским и Путиным
Три крупных спортивных объекта Атырау вернули в госсобственность
«Мы кочуем навстречу себе, Узнаваясь в другом…»
Дожди с грозами накроют большую часть Казахстана
В США начали процесс снятия санкций с Сирии
Начато возведение крупного металлургического завода
Полководец. Писатель. Патриот
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
Нацгвардия МВД РК отметила 80-летие Победы масштабной патриотической акцией
Мажилис принял новый Налоговый кодекс
Грамот на 450 миллионов тенге хотел закупить отдел образования в Талдыкоргане
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Автоледи, не пропустившая машину скорой помощи в Алматы, наказана
Будущее – за цифровыми активами
Семья – духовный код нации
Цифровизация учета газа в Шымкенте: объявлены первые результаты
Как обезопасить себя от сексуальных домогательств на рабочем месте
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
Трижды обманувший смерть
NASA подтвердило предсказание Стивена Хокинга о конце света
Жару сменят дожди в Казахстане

Читайте также

Дикий пляж – территория опасности
Особое внимание ВИЭ-проектам
Казахстан и Венгрия нацелены на расширение взаимодействия
Город расширяет границы

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]