Мировая премьера посвящается 250-летию гениального композитора Людвига ван Бетховена, чья слава не меркнет с течением времени. Балетный спектакль в постановке известного немецкого хореографа Раймондо Ребека состоится 14 и 15 февраля при поддержке Министерства культуры и спорта РК. Волнуются не только артисты, но и художественный руководитель балетной труппы театра Алтынай Асылмуратова, дирижер-постановщик Абзал Мухитдинов и главный хормейстер Ержан Даутов.
Раймондо Ребек музыкой и творчеством Бетховена увлечен с детства и давно вынашивал идею создать спектакль, посвященный его жизни, воссоздав далекую эпоху, в которую творил композитор. По словам гостя из Германии, выбрать значимые моменты из биографии гения, написавшего более 600 произведений, было непросто.
– Его жизнь была сложна и одновременно масштабна, – поделился Раймондо Ребек мыслями о своем замысле. – Поэтому я решил начать с его семьи, показать обучение, образование, которое Бетховен получил, будучи ребенком. Кроме того, зрители смогут увидеть уже состоявшуюся личность, его общение со светскими кругами Вены. Этой стороне его жизни посвящена картина венского бала, демонстрирующая связь Бетховена со знатью.
Особенно долго размышлял Ребек над трагическими страницами судьбы великого композитора, пытаясь понять, как ему удавалось творить гениальные произведения будучи глухим.
– Для меня это все равно, что быть слепым хореографом, – признается Раймондо Ребек.
Тема эта настолько захватила создателя спектакля, что его героями стали персонифицированные Глухота, Любовь и Вдохновение.
Ну, а финалом балета станет знаменитая симфония № 9, которая носит общечеловеческий характер.
Важно отметить, что Бетховен начал свою карьеру как пианист и только позже прославился как композитор. И потому убранство сцены будет выдержано в черно-белом цвете, как фортепианная клавиатура. Впрочем, эта эстетика повторится и в костюмах героев. Только Любовь примерит красный наряд.
– Эти цвета представляются для меня чем-то вневременным, вечным, нестареющим, – признается постановщик.
Ему хочется, чтобы зрители, посмотрев этот балет, и через 10 лет могли сказать: «Это современно!» Прямые линии, по мнению Раймондо Ребека, самые вечные, неподвластные времени, они спасают от вычурности. Он надеется, что постановка будет близка для всех, как и музыка Бетховена, которая универсальна. Она не имеет возраста и неподвластна времени.
Раймондо Ребеку нравится будить фантазию публики, заставлять зрителей думать. А чтобы этого добиться, потребовались месяцы и месяцы подготовки. В музыкальную ткань спектакля органично вписались самые знаменитые и популярные бетховенские произведения: «Симфония № 9», «Торжественная месса», которую исполнит хор в начале спектакля, «Лунная соната»...
Но слушателей порадует не только музыка Бетховена, но и его современников Моцарта и Гайдна, который был одним из учителей Бетховена и имел большое влияние на композитора. В спектакле также прозвучит музыка современного немецкого композитора Дирка Хаубриха.
Раймондо Ребек доволен и работой с актерами, которые понимают его с полуслова.
– Танцовщики должны уметь передавать идею хореографа без слов, через свое тело. Поэтому мне были не столь важны длинные ноги артиста или отточенная до совершенства техника, сколько мне нужны были исполнители, умеющие чувствовать и пропускать истории через себя. Когда включается музыка, в них должно что-то меняться. Я никогда не выбирал суперталантливых и фантастических танцовщиков. Мои артисты должны выйти на сцену и затронуть «тонкую душу» публики, – сказал о своем творческом подходе Раймондо Ребек.