Сказать, что мы не знаем Абая, наверное, это не так. Каждый читал его стихи, знает «Слова назидания». Но следует учитывать то, что идеи Абая – абсолютные инновации в гуманитарной сфере. Причем они были новаторскими как в годы жизни большого поэта, так не потеряли актуальности и сегодня. Возникает вопрос: как мы понимаем творчество великого мыслителя? Приведу цитату из статьи Ахмета Байтурсынова, написанную еще в 1913 году. «Слова Абая, – отмечает он, – действительно нелегки для понимания и осмысления. Однако это происходит не от того, что Абай не умел высказать мысль, а вследствие неподготовленности самого читателя к восприятию глубоких мыслей. Выходит, вина не в писателе, а в читателе».
Очень важно следующее замечание Байтурсынова: «Если человек раньше не слышал стихов Абая и начнет читать быстро, то многого не поймет и упустит глубину содержания. Чтобы понять некоторые слова, надо иметь привычку вникать глубже в значение слова, иначе хоть сотни раз перечитывай, но пока кто-то не растолкует со стороны, не поймешь глубины слова и мысли».
Мысли Абая мы должны воспринимать как традиции. В обществе должна зародиться и стать востребованной традиция на образованность, интеллигентность, культурность. Такой подход позволяет утверждать, что в своей статье Касым-Жомарт Токаев органично и последовательно продолжает линии, обозначенные в программной статье Елбасы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». В условиях глобализации сохранение народом своей уникальности и неповторимости можно назвать важнейшей государственной задачей. Только опережающая модернизация общественного сознания, выступающая сердцевиной масштабных преобразований в сфере политики и экономики, позволяет сберечь сам этнос.
Автор отмечает: «Идеи Абая всегда могут быть духовной пищей для всех нас. Поэтому необходимо переосмыслить его труды». Более того, он подчеркивает, что следование советам великого мыслителя позволит нашему обществу добиться больших высот во всех сферах развития. Поэтому просветительская работа, направленная на разъяснение творческого наследия великого мыслителя, становится приоритетной для всего педагогического корпуса. Миссия учительства заключается в том, чтобы путем социально-педагогической работы донести до сознания каждого казахстанца духовные постулаты и нравственные ценности, о которых говорил Абай.
Но в современном мире недостаточно вести речь только о сохранении собственной этнической уникальности. Чтобы не остаться на обочине цивилизационных процессов, необходимо постоянное движение вперед – духовное и нравственное совершенствование, подразумевающее социальную ответственность. Причем следует понимать, что в данном случае речь идет не только о материальной поддержке. Под социальной поддержкой Абай понимает духовную поддержку. Просветительская миссия системы образования – дорога духовной социальной ответственности.
Критерии совершенствования человека, ее духовно-нравственные ориентиры заложены в концепции Абая «Толық адам», которую можно перевести как «Всесторонний человек». Наряду с этой концепцией им выдвинута и обоснована идея воспитания «Шыншыл адам». Речь идет о человеке-реалисте с широкими знаниями. Критериями добропорядочности поступков и действий, по Абаю, выступают совесть, честь, сострадание. Для каждого важны самопознание и постоянное развитие, постижение науки, образования. Именно этот путь ведет к совершенству, к формированию интеллектуальной нации.
Культ науки – эта мысль красной нитью проходит через «Шыншыл адам». Абай был убежден, что именно знания, честь и совесть не позволяют попусту расшатывать общественные устои и поднимать шум, не понимая сути вопроса.
Развитие любой страны, ее место и роль в общечеловеческой цивилизации оценивают по образцам ее культуры, литературы и духовного наследия. Предложение Президента о позиционировании личности Абая Кунанбаева как культурного капитала нации выступает важным условием вхождения страны в клуб узнаваемых государств мира. Уверен, творческое наследие великого мыслителя должно стать одной из жемчужин всего культурного богатства человечества, а сам Абай – брендом нового Казахстана.
Касым-Жомарт Токаев, опираясь на свой жизненный и трудовой опыт, с горечью отмечает, что не все в мире знают о нашем культурном и духовном наследии. В политике продвижения нашего культурного бренда важную роль должны сыграть высшие учебные заведения. Сотрудничая с зарубежными партнерами, мы обязаны продвигать в мире свои национально-культурные ценности как эталон общечеловеческих ценностей. Фундаментом масштабной работы должно стать творчество Абая.