
Специалисты, на которых возложена задача по организации консолидированного контроля над лечением больных, принимают эту идею безоговорочно. О том, как будут интегрироваться в ПМСП такие сложнейшие отрасли здравоохранения, как психиатрия и наркология, рассказывает генеральный директор Республиканского научно-практического центра психического здоровья Николай Негай.
– Николай Анатольевич, какие предпосылки лежат в основе данной реформы с точки зрения психиатрической и наркологической помощи?
– Всемирной организацией здравоохранения определены 10 рекомендаций по вопросам развития службы психического здоровья. Это разработка национальной политики, программ и законодательной базы, мониторинг психического здоровья населения, предоставление помощи по месту жительства, обеспечение учреждений психотропными лекарственными препаратами, подготовка кадров и так далее. И одна из рекомендаций в этом ряду – проведение лечения на уровне учреждений первичной медико-санитарной помощи.
В связи с этими задачами в плане мероприятий по реализации Государственной программы развития здравоохранения «Денсаулық» на 2016–2019 годы намечена интеграция всех служб здравоохранения вокруг нужд пациента на основе модернизации и приоритетного развития ПМСП. Согласно госпрограмме, первичная медико-санитарная помощь должна стать центральным звеном в системе организации медицинской помощи. Там же подчеркивается необходимость осуществления тесной связи специализированных служб (психиатрической, наркологической, противотуберкулезной и онкологической) с организациями ПМСП.
Августовским приказом министра здравоохранения Елжана Биртанова утверждена Дорожная карта по развитию службы охраны психического здоровья на 2017–2018 годы, в основу которой положены рекомендации ВОЗ. Добавлю, что актуальность «дорожной карты» обусловлена и такими факторами, как низкая доступность службы охраны психического здоровья. С 2010 по 2016 год выявляемость заболеваний в наркологических организациях снизилась в 2,2 раза, в психиатрических организациях за тот же период – вдвое. Кроме того, деятельность психиатрических организаций направлена в основном на купирование острых состояний, а не на ресоциализацию пациента, а в наркологической службе – в основном на детоксикацию, а не на включение больного в социореабилитационный процесс. И конечно, сыграла свою роль нехватка врачебных кадров, их распыление между наркологией и психиатрией, хотя первая – это субспециальность второй.
– Какие конкретные улучшения в профилактике и лечении больных ожидаются от интеграции вашей отрасли в систему ПМСП?
– Основная цель «дорожной карты» – формирование эффективной службы охраны психического здоровья, ориентированной на пациента. Для ее достижения предусмотрены мероприятия по интеграции службы с амбулаторно-поликлиническими организациями, объединение региональных психиатрических и наркологических организаций, внедрение института клинических психологов, совершенствование модели финансирования службы, решение вопросов с дефицитом врачебных кадров, обучением и повышением квалификации медицинского персонала, передача ряда компетенций врачам общей практики.
В рамках интеграции службы с амбулаторно-поликлиническими организациями планируется создание первичных центров психического здоровья (ПЦПЗ) на базе городских территориальных поликлиник. Таким образом, планируется приближение доступности амбулаторной психиатрической и наркологической помощи населению РК. В нашей стране амбулаторную психиатрическую помощь оказывают 23 организации, примерно столько же в области наркологии, а будут оказывать порядка 125 ПЦПЗ, то есть в пять раз увеличится доступность помощи.
– Не означает ли это, что будет упразднена специализированная помощь больным психоневрологическими заболеваниями в виде городских и региональных психо- и наркодиспансеров, не отразится ли это отрицательным образом на качестве услуг и лечения больных?
– Конечно же, нет! Ни о каком упразднении специализированной помощи речи не идет и быть не может. Во всех регионах запланировано создание центров психического здоровья путем объединения психиатрических и наркологических организаций. Госпрограмма этого требует, должна быть проведена оптимизация государственной инфраструктуры здравоохранения. Кстати, в странах ОЭСР центры психического здоровья представлены клиническими подразделениями, оказывающими стационарную и стационарозамещающую помощь, а также медико-социальную реабилитацию лиц с психическими и поведенческими расстройствами. Этапность и маршрутизация пациентов между ПЦПЗ и ЦПЗ будут регламентироваться соответствующими положением и стандартом, которые утверждаются приказом МЗ РК.
– Подготовительная работа уже проводится?
– Она была начата заранее, еще в 2016 году. Руководство центра объехало все регионы страны, проводились встречи с коллективами психиатрических и наркологических организаций. Перспективы развития службы охраны психического здоровья обсуждались и на республиканских совещаниях с участием руководителей региональных управлений здравоохранения, психиатрических и наркологических диспансеров. В нынешнем году после утверждения «дорожной карты» наши сотрудники выезжали в ряд регионов и оказывали методическую помощь своим коллегам, проводили разъяснительную работу. Все это мы будем продолжать.
Завершается разработка новых нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность организаций психиатрической и наркологической помощи, новых протоколов диагностики и лечения. Также предстоит большая работа на республиканском и региональном уровнях. Любые изменения, тем более столь кардинальные, требуют четкого понимания и поддержки от тех, кто принимает в нашей отрасли решения. Мы ждем и от регионов слаженной совместной работы по реализации «дорожной карты».